Джоэль Бике. Пуританский взгляд на святость

ПУРИТАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА СВЯТОСТЬ
Джоэль Бике (1998)
http://hnrc.org/articles/the-puritan-view-of-holiness

Пуритане много писали о том, как жить освященной жизнью. Из того, что они проповедовали и писали, нет ничего уникального и необычного, кроме баланса их доктрины. Особенностью пуританского взгляда на святость является его полнота и сбалансированность, а не отличительная форма.
Классическое пуританское определение освящения дано, как известно, в Вестминстерском Кратком катехизисе, вопросы 35-36.
«Что такое освящение? Это работа благодати Божией, которой мы облекаемся в нового человека по образу Божию и все больше и больше умираем для  греха и живем для правды.
Каковы преимущества, которые в этой жизни вытекают из оправдания, усыновления и освящения или сопровождают их? Вот они: уверенность в Божией любви; мир совести и радость во Святом Духе; возрастание в благодати и стойкость в ней до конца».
Из этих двух вопросов очевидно, что освящение для пуритан охватывает всю христианскую жизнь, весь процесс нашего преображения в образ Иисуса Христа. Это процесс, который начинается в момент нового рождения и совершается на протяжении всей жизни верующего до его последнего вздоха. Пуритане хотели видеть, как люди возрастают в крепкой уверенности в Божией любви, великом мире совести и подлинной радости во Святом Духе. Они объясняли способ получения этих благ через освящающую работу Духа. Они говорили народу: если вы не ищете освящения, вы не только бесчестите Бога, вы также непоправимо обедняете собственную духовную жизнь.
Что они на самом деле имели в виду под освящением? Вот четыре его элемента с пуританской точки зрения.

Универсальное моральное обновление

Во-первых, освящение для пуритан – это Божественная работа обновления с участием радикального изменения характера. Она вытекает из возрожденного сердца и поэтому глубже, чем мог бы достичь любой консультант или психоаналитик. Бог действует в сердце, и из изменений в сердце вытекает новый характер.
Эта работа обновления, говоря пуританским языком, универсальна. Это означает, что она касается всего в нас и затрагивает все области всей жизни человека. Павел говорит нам в 1 Тим.4.4-5, что все в нас должно быть освящено во всех сферах жизни. Святость  - это внутренняя вещь, которая должна наполнить наши сердца, и это внешняя вещь, которая должна распространиться на каждую деталь нашей жизни. В 1 Фес.5.23 сказано:   "И Сам Бог мира да освятит вас во всей полноте, и я молю Бога, пусть весь дух и душа и тело сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа". Многие пуритане проповедовали на этот текст. Освящение должно быть действительно универсальным.
Но освящение для пуритан также было моральным. Они имели в виду, что оно создает нравственные плоды, о которых мы читаем в Гал.5 – любовь, радость, мир,  долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, и воздержание. Если бы вы спросили пуританина, что составляют эти плоды, если объединить их вместе – он ответил бы вам, что они есть нравственный образ Самого Господа Иисуса Христа.
Это то, что Дух делает в освящении. Он преображает верующего по образу Христа и воспроизводит качества жизни Христа в Его народе. Божьи люди – это те, в которых явлен Христос, и сумма всего того, что есть Его человеческая жизнь, находит новое, пусть и несовершенное, выражение. Такова концепция пуританской святости.

Истинное покаяние

Во-вторых, освящение для пуритан состоит из покаяния и веры – двойственного дела обращения от греха к повиновению. Покаяние, говорили пуритане – это обращение от греха, и это дело всей жизни. Мы должны каяться каждый день, и, делая это, мы обращаемся к праведности.
Покаяние для пуритан – это также дело веры. Без Духа Святого нет покаяния.  Пуританская концепция покаяния – это нечто большее, чем просто раскаяние или выражение сожаления. Пуританское покаяние, конечно, начинается с угрызений совести, но оно углубляется в существенное изменение жизни. Покаяние есть реальное обращение, когда человек ненавидит вещи, которые он раньше любил, и любит то, что он ненавидел.
Покаяние для пуритан предполагает умерщвление и оживление. Под умерщвлением они имели в виду необходимость убить грех, предать его смерти, как говорит апостол в Рим.6. Под оживлением же они понимали оживление к праведности, все более и более дающее святую практику и являющее плоды Духа.

Священная война   

В-третьих, пуританская святость является  возрастающей на основе конфликта. Пуритане говорили о том, что в святости неизбежен конфликт, ибо грех остается в христианине, к его великой скорби. Он вовлекает его в большую войну и многие сражения. Пуритане говорили о том, что пребывающий грех работает внутри нас, в то время как нечестивый мир оказывает давление извне. Дьявол стремится надавить на нас извне и использовать силу мира вместе с давлением греха, чтобы вернуть утраченные территории. Таким образом, хотя человек завоеван Святым Духом, Который стремится расширить и получить для Бога как освященное пространство всю его жизнь, дьявол вместе с миром и пребывающим старым характером ведет сражение за территорию в душе.
Так бушует священная война. Вот почему Беньян назвал свою книгу «Священной войной».  Освящение включает конфликт с самим собой, с плотью, миром и сатаной. Если человек не борется с грехом, то, по убеждению пуритан, он должен поставить под вопрос, является ли он христианином вообще.
Один пуританин нарисовал следующую картину. Он сказал, что быть христианином – значит идти узким прямым путем. По обеим сторонам этого пути – колючие изгороди, за которыми сатана держит в своем распоряжении все силы зла. Он использует свою армию демонов, наши внутренние проблемы и нашу склонность к падениям. Для него это как стрелы, и каждый наш шаг в земном странствии он стреляет через изгородь в наши ноги, руки, глаза и сердца. Каждый этап этого пути – это бой.   

Принятие борьбы

Томас Уотсон сказал, что Небо берется штурмом, но не нашим потом. В нас бушует битва, но, к счастью, работа освящения совершается заранее. Пуритане понимали слова Павла в  2 Кор.3.18, что мы изменяемся из славы в славу, если ходим в Духе. Поэтому истинный христианин – это тот, кто видит в себе конфликт, но в то же время покоится в истине, что ему принадлежит окончательная победа. Он может проиграть много стычек, но война будет выиграна, потому что он во Христе. Святой Дух будет вести его, и он будет побеждать все больше.
Однако, по мнению пуритан, вся загвоздка в том, что христианин часто не в состоянии видеть в себе никакого прогресса. Один пуританин говорил, что женщина, стирая пыль с мебели, может подумать, что она убрала все, пока в ее комнате темно. Поэтому, чем больше Солнце правды сияет в наших глазах, мы, хотя, возможно, и растем в святости, и другие могут видеть это, все больше видим мотивы нашего сердца.
Однако важнее всего здесь не то, могу ли я видеть себя все более и более святым, но другое: когда я оглядываюсь назад в моей жизни, скажем, на три или пять лет, могу ли я сказать, что Христос больше пребывает во мне сегодня, чем тогда? Могу ли я думать о себе меньше, чем тогда? Растет ли Христос во мне, чтобы мне умаляться? И расту ли я в признательности Христу и в самоуничижении? Вот пуританский путь рассмотрения своего отношения к святости.
Еще один способ пуританской оценки возрастания в святости состоит в том, чтобы спросить, как мы внастоящее время боремся с искушениями. Если мы не сражаемся с ними всеми силами, мы катимся назад. Поэтому, чтобы добиться возрастания, верующий должен молиться у престола благодати: «Помоги мне быть сильнее сегодня, Господи. Помоги мне быть чище. Помоги мне расти в праведности». Вот постоянное желание христианина, который делает успехи в освящении.

Внутренняя жизнь   

В-четвертых, пуританская святость, хотя она и несовершенна, является непобедимой. В этой жизни освящение никогда не бывает полным. Наши достижения всегда будут превышать наше восприятие их. Многие люди не понимают эту позицию пуритан. Они думают, что пуритане занимались интроспекцией, вели к законничеству и даже к духовной депрессии. Это глубоко неверно. Пуритане, конечно же, имели очень глубокое понятие о грехе и праведности, тогда как многие из их хулителей имеют об этом крайне низкие понятия. Они чувствовали все несовершенство их освящения именно потому, что им предстояли Божьи стандарты праведности. Они сравнивали себя не с ближним, но со святым Законом Божьим. Праведность для пуритан имела мотивационный характер. Важно то, что внутри нас. То, что вы делаете и говорите, отражает то, что вы  есть.
Один пуританин сказал, что то, что человек есть наедине с собой – на самом деле то, что он есть в глазах Бога. Пуритане хотели, чтобы мы задали себе вопрос: о чем вы думаете? Что мотивирует вас? Вы стремитесь любить других людей, делать им добро, интересоваться их духовным благосостоянием? Вот сердце пуританской правды. С этой высокой концепцией святости они, естественно, чувствовали свое несовершенство. Возможно, это нигде не выражено так, как в вопросах и ответах Большого Вестминстерского катехизиса на Десять заповедей. Прочтите их и обратите внимание на то, что они точны, как зонд в сердце, когда настаивают на том, что мы должны любить  Бога превыше всего и ближнего, как самого себя. 
Поэтому, когда вы читаете о том, как пуритане оплакивали себя, и видите в своих дневниках, как они горевали над своим убожеством, помните, что они сравнивали себя с совершенным Богом и Его святым законом. Это были мужчины и женщины, которые по-настоящему чувствовали муки Павла: «Бедный я человек! Кто избавит меня?». Они чувствовали, что им необходимо бежать ко Христу каждый день, чтобы быть омытыми заново. И это корень всей подлинной святости. Такая святость непобедима. Она никогда не умрет, но наступит день, когда она будет совершенна и пребудет со Христом вечно.   

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии