Книга Эстер и ее значение реформатский взгляд

КНИГА ЕСФИРЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ: РЕФОРМАТСКИЙ ВЗГЛЯД

 Андрей Штерн

Книга Есфирь и праздник Пурим обычно не пользуется уважением у христиан. На эту книгу нет ссылок в Новом Завете, ее копий не было в Кумране. В ней крайне редко упоминаются заповеди и, что самое странное, даже не произносится Имя Божие. Поведение многих героев книги предосудительно, а сама канва событий отталкивает смесью восточной пышности, интриганства и достаточно серьезного насилия. Почему же эта книга канонизирована Апостолами и никто никогда, кроме нацистов и либералов, не сомневался в ее священности? Хотя и с некоторыми колебаниями, Есфирь канонизирована, по крайней мере, частью православных церквей, к ней с уважением относятся древние христианские общины Востока.
Чтобы понять почему, необходимо обратиться к наследию Реформации. Без него священность Книги Есфири может подвергаться обоснованному сомнению. Более того, можно быть уверенным, что тот, кто правильно понимает эту книгу, правильно понимает природу библейского Откровения в целом, правильно понимает Евангелие. Мое заявление может показаться слишком сильным. Но попробуем оценить его.

 

Всевластие Бога и вариантность событий

 

Название Пурим дословно означает жребий. Это значит, что оно ироническое. Евреи стремились профанировать языческие представления о случайности, зная, что такого понятия нет: Бог управляет всем сущим безусловно. Какими бы ни были обстоятельства и предзнаменования, Он всегда способен спасти Свой народ – даже когда ему грозит поголовное истребление. Если Он дал обещание, Он не бросает Свой замысел на середине истории и не начинает все сызнова. Он также не прекратит Свою работу по спасению исторического Израиля и его приведению ко Христу. В противном случае мы не могли бы быть уверены и в том, что Он не оставит Церковь.   

Иногда вызывает недоумение текст Есф.4.13-14. «Не полагай в душе своей, что одна из всех Иудеев спасешься в доме царском. Ибо если ты промолчишь в такое время, то спасение и избавление придут к Иудеям из иного места, а ты и дом отца твоего погибнете; и кто знает, не для такого ли момента и попала ты в царицы». Несведущие люди часто не замечают, что «место» (Maqom) – это неправильный перевод одного из Имен Всевышнего. Вопреки распространенной в иудаизме и современном протестантизме интерпретации этот текст не учит, что от нас зависит вечное спасение. Спасение, тем более вечное, в любом случае от Господа, но в некоторых случаях Он по Своей воле ставит некоторые события, НЕ связанные с вечной судьбой, но только с земной жизнью, в зависимость от исполнения нами своего предназначения. Также спасенные люди, каковыми безусловно были святые Ветхого Завета, могут, согрешив, добавить себе страданий.

 

Некоторые детали

 

Многих смущает, что с момента казни злодея Амана до уничтожения, с разрешения персидского правительства, множества его сторонников прошло полгода – что слишком напоминает, скажем, советские зверства много времени спустя после победы над нацизмом. Так может показаться, если читать только саму книгу Есфирь и не обращать внимания на традицию, особенно на литературу мидрашей, которая значительно усугубляет драму. После казни Амана волнения, вооруженные стычки длительное время не прекращались, существовала угроза повсеместного насилия против евреев, пока этому не был положен конец. Безусловно, жестоко в гражданском конфликте не брать пленных – но нигде в мире V в. до Р.Х. не было существенно лучше, тотальные войны вели даже утонченные греки. Однако что касается «превентивной войны», «убийств тысяч детей», «полной замены персидской элиты на еврейскую» и т.п. гадостей – это злонамеренные клеветнические вымыслы людей, НИКОГДА не читавших оригинала или, хуже того, исказивших его. Писание говорит о том, что евреи конкретно уничтожили тех, кто намеревался с оружием в руках массово истреблять их. Правильный перевод в Библии короля Якова гласит: «Царь разрешил Иудеям каждого города собраться и встать на защиту жизни своей: истреблять, убивать и губить всех из народа или области, кто вооружился, чтобы напасть на них с женами их и детьми и разграбить их имущество» (Есф.8.11). Суровые меры объяснялись крайней опасностью ситуации: судьба всего народа находилась на волоске от погибели.  Так ведь 9 мая – это тоже день избавления России от смертельной угрозы и прославление героизма ее народа!

 

Ограниченное искупление

 

Исторический контекст Книги Есфири говорит о родовой преемственности злейших врагов Израиля, то есть связи Амана с домом Агага и народом Амалека (1 Цар.15.21-32, Есф.3.1). Бог повелел, чтобы война с Амалеком продолжалась в течение многих поколений и чтобы имя этого народа было стерто с лица земли (Исх.17.16, Втор.25.19). Именно с этим связано повеление уничтожить Агага вместе с династией, за невыполнение которого Саул поплатился короной, а потом и жизнью. Согласно традиции Аман и его семья происходили от Амалека. С чем связана жесткость этого установления? При анализе ветхозаветных событий часто упускают из виду один момент: Амалек - это народ, который, зная о том, что Бог защищает Израиль, пошел на ничем не спровоцированную агрессию, чтобы доказать, что Бог не царствует ни в Израиле, ни в мире и не способен защитить избранный Им народ. Если строители Вавилона попытались добраться до неба, то амалекитяне объявили войну Богу на земле. Фактически, это большая община, достигшая уровня осознанного противления Богу. Такие действия, несомненно, характерны для людей отверженных. Более того, народ Амалека не должен был просуществовать до прихода Мессии (1 Пар.4.43), и уже в эпоху Есфири сохранялись лишь его остатки.
С другой стороны, ясно, что перед нами проблема духовная, не имеющая ничего общего с национальной нетерпимостью, что осознавалось уже, по крайней мере, к новозаветной эпохе. Когда-то амалекитян не принимали в ветхозаветную веру, но поскольку после плена никто не был компетентен определить их, иудаизм стал вполне открытой общиной, которая может отвергнуть только тех, кто совершал преступления против евреев. Тем не менее известно, что даже после «учиненного евреями погрома» многие персы обратились в веру Израиля! Согласно традиции, выжили и покаялись даже внуки Амана (Гитин 57б) – их-то, в отличие от его взрослых сыновей, никто не казнил!

Тем более открытой является Церковь, которая составляет с верным Израилем одно целое. Ясно, однако, что и сегодня есть силы, представленные во многих народах и религиях, которые фанатически, остервенело ненавидят Церковь именно за ее утверждение всевластия Бога. Все, кто подвергает сомнению всевластие Бога и Его безусловное право спасти Своих людей и управлять Вселенной, как Небом, так и землей (Мтф.6.10), будут наказаны Им, возможно, в обеих жизнях. Такие люди могут, как фараон, достичь той ступени ожесточения и нераскаянности, при которой их невозможно будет исправить. Фактически это означает, что Бог отверг их с самого начала, и никакой пользы спасение этим людям не принесет. Не существует никаких «временных благословений» нечестивым, тогда как праведные страдают. Благоденствие нечестивых означает лишь возрастание их ответственности перед Богом и гнева на них. Если бы Бог возлюбил всех людей, все были бы спасены. Но если спасаются не все, остается только один вывод – то, что Он возлюбил и оправдал от вечности Свою Церковь, а не всех.

 

Разделение между Церковью и миром

 

И сказал Аман царю Ахашверошу: во всех областях царства твоего есть один народ, рассеянный среди народов, но обособленный; и законы у него иные, чем у всех народов, а законов царя они не выполняют, и царю не стоит терпеть их присутствие. Не угодно ли царю предписать, чтобы их уничтожить, а я дам исполнителям десять тысяч талантов серебра» (Есф.4:8-9) Вот, оказывается, что напугало и возмутило злодея! Ветхозаветная Церковь была народом хотя и открытым, но существовавшим отдельно от мира, каковым Церковь является по определению. Церковь не может смешиваться с мирскими силами. У Дочери Сиона нет общения с вавилонской блудницей. 

То, что Израиль якобы «не соблюдает царских законов» - это клевета Амана. Еврейское право исходит и всегда исходило из того, что законы страны проживания обязательны для евреев (Бава Меция 73б). Более того, фон повествования говорит о том, что многие евреи в Персии не слишком серьезно относились к Торе – раз уж они пришли на царский пир, где царица Вашти должна была явиться перед народом обнаженной! Не только с иудейской, но и с евангельской точки зрения такие действия правомерно характеризовать как отступничество.

Почему, однако, даже в таких условиях богобоязненный  Мордехай не согласился поклониться Аману ниц? Иудаизм разрешает совершать подобные жесты только в Храме, то есть перед Богом, а никак не перед людьми. Это значит, что в Ветхозаветной Церкви никогда не оскудевало духовное призвание и всегда были люди, очень принципиально относившиеся к ее святости. 

 

Ретроактивность искупления

 

По подлинно реформатскому учению, в отношении праведности и избрания благодатью Ветхозаветная Церковь ни в чем не ущербна по сравнению с Церковью Новозаветной (хотя в ней и не было даров Духа, изливаемых на каждого верующего лично). Это связано с тем, что оправдание «происходит в разуме Бога, в вечности, в которой Он живет. Дело Христа еще не произошло, когда жил Авраам, но это не значит, что Бог не видел Авраама как праведника! Божие отношение к Аврааму идентично Его отношению к христианам после Голгофы. Он видел Авраама как праведника во Христе, в противном случае Он не проявлял бы к нему терпение во времени, ибо любовь Божия к Аврааму была в действительности обусловлена Христом. Бог не карал его потому, что должен был прийти Христос. Аврааму пришлось ждать, когда придет Мессия и возьмет его грех на Себя. Единственная разница между Авраамом и новозаветными христианами в том, что он рассчитывал на свое избавление в будущем, тогда как новозаветные святые оглядываются назад. Отношение Бога к Его людям не изменилось ни на йоту. Допустить, что Божий выбор и Его понятия меняются, означает отрицать Его непреложность, а стало быть, и Самого Бога» (Брэндан Крафт).

Это значит, что все события Ветхого Завета, даже такие трагические, как история Пурима, происходят в перспективе Голгофы. Предположить иное значит разорвать единство двух Заветов и вместо единого замысла Бога поверить в две противоречащие воли в Боге и Христе. К этой чисто манихейской ереси в итоге пришли «умеренные» горе-кальвинисты начиная с Эндрю Фуллера. Я считаю, что Вестминстерская семинария также пришла в 1960-е гг. к этой не оставленной до сих пор дикой гадости именно потому, что она верит в общую благодать и не считает, что спасение одних милует, а других ожесточает, как Амалека. Отрицать это – то же самое, что отрицать Троицу с единой волей и вводить троебожие.

 

Перспектива истории

 

Повествование о Есфири показывает, что внедрение Откровения в мир происходило в крайне тяжелых условиях. Нельзя идеализировать чисто моральный уровень значительной части евреев той поры и судить о них по современным меркам, после двадцати веков христианства.  Фактически включением Книги Есфирь в христианский канон были смягчены попытки идеализировать представления об Израиле.  Это значит, что падение затронуло всех людей во всех отношениях. Вопреки традиционному иудаизму, Синайский завет не устраняет последствий греха! В народе Израиля как таковом, как и в людях, живущих в новозаветной Церкви, нет абсолютно ничего, что побудило бы Бога даровать им спасение. Избрание Божие совершается безусловно. Бог поражает врагов Израиля ради Своей славы, независимо от поступков людей. Фактически это же позволяет надеяться и на то, что Бог неодолимой благодатью восстановит Израиль даже после веков его сопротивления Евангелию.«А вы напишите об Иудеях то, что вам угодно и скрепите печатью перстня царского. Потому что того, что написано было именем царя и скреплено перстнем царским, отменять нельзя» (8:8). Понятие «залог» у апостола Павла имеет тот же смысл «царская печать» (2 Кор.1.22, Еф.1.14), и оно может употребляться в Новом Завете в значении подтверждения того, что Бог хранит Своих святых от падения (Иуд.24). Так могли ли окончательно пасть исторические евреи и могут ли «потерять спасение» истинные христиане?

Христос, Своей Жертвой упразднив вражду между евреями и язычниками (но не между семенем жены и семенем змия!), дал возможность если не упразднить насилие вообще, то значительно сократить его. Насилие в Ветхом Завете означает недостаток не праведности, а даров Духа, ибо тогда еще не было такой, как в Новом Завете, возможности покорять сердца, а не крепости. Надлежит понять также, что если Израиль убивал язычников и кроме Амалека, то эта кара еще не обязательно означает вечную погибель, ибо сойдя во ад, Христос мог спасти всех избранных во всех народах, ожидавших Его пришествия – ибо возможно, как в случае с отлученными от Церкви, что их тело отдавалось сатане, чтобы дух был спасен (в средневековом христианстве есть представление, что если благочестивый царь или инквизитор, не дай Бог, покарает невиновного, то душа такого человека будет спасена).

Ослабленная конфликтом с евреями, Персия не только не смогла покорить Элладу, но вскоре сама пала под ударами Александра Македонского. Хорошо это или плохо? Можем ли мы молиться «за погибших в битвах за Восток, за ушедших в дальние снега, и о том, что родина-острог отмыкается рукой врага» (Д.Андреев)? С точки зрения религиозной все яснее, чем при политкорректности. Персидская религия противилась именно идее всевластия единого Бога. Монотеизм более приемлем для людей, разочаровавшихся в язычестве, чем для дуалистов. Спустя 1200 лет после Пурима св. Иоанн Дамаскин писал, что манихейство хуже, чем даже самый антихристианский иудаизм. Фактически, неистовой Есфири мы обязаны тем, что через четыре века Евангелие пришло к людям фаталистической греко-римской культуры, которая его все-таки постепенно приняла, а не в мир зороастрийского двоебожия, где оно было бы сразу извращено и погублено – вспомним гностицизм, манихейство и другие ереси иранского происхождения. Несмотря на неизбежный при переходе Откровения в другую культуру вред, мы не можем подвергать сомнению вклад Запада, в том числе и германского Запада, превративший христианство из еврейской мистической секты в подлинно мировую религию.

 

Высокая благодать

 

Теперь сделаем логические выводы из всего вышесказанного. «Если мы можем начать с того факта, что Бог изначально замыслил прославить Себя и Свой праведный народ в Своем возлюбленном Сыне, то именно в этой перспективе мы должны рассматривать все остальное. Мы должны видеть все, что происходит во времени, как что-то, что необходимо для выполнения Божьей конечной цели. Бог определил Адама и избранных на грехопадение, чтобы выполнить Его цель, то есть искупление людей во Христе. Божий взгляд на вещи не зависит от событий, протекающих во времени, но в Его мысли все основано на Его конечной цели прославить Себя в творении, чтобы избранные прославляли Его вечно, а отверженные вечно находились под Его гневом... Христос совершил победу. Бог смотрел на Него от вечности, как на идеального Заместителя Его народа. Крест был необходим потому, что Бог определил принять Своих людей в славу. Это отнюдь не реакция на падение человека, после чего Бог должен был определить Своей конечной целью искупление людей. Верить, что Бог никогда не смотрел на Своих избранных как на погибших, но что они всегда соединены со Христом и крещены в Его смерть, и совоскресли с Ним, означает верить, что Он действительно сделал все для великого спасения. Они были возлюблены Им с самого начала. Бог не постановил сотворить Адама и разрешить ему грех только с тем, чтобы потом Он выбрал какую-то группу из человечества. Но Он положил его падение с тем, чтобы в конечном итоге прославить Себя и чтобы те, кого Он приведет к Себе, знали об этом и радовались Ему навсегда! Новая земля для Божия народа не есть просто восстановление в раю, но творение, которое прошло путем страдания, чтобы подготовить путь к чему-то большему, что и было запланировано от вечности».

Оправдание не есть просто прощение греха, вину за который Христос взял на Себя, или отмена смертного приговора, но предусмотренное от вечности введение определенных людей в завет со Христом, Божий дар любви и союз с избранными. Если православные не верят в юридическую сторону спасения, то с их стороны это до некоторой степени резонно, ибо в арминианстве и без предопределения она смысла не имеет, представляя собой попросту урезание дела Христа. К сожалению, мышление большинства современных христиан, в том числе на нереформатском Западе, испорчено низкими представлениями о благодати. Они думают, что Бог не предусмотрел все с самого начала, чтобы прославить Своего Сына, а просто попустил зло и грех, создал в мире хаос, и Христос приходит, чтобы вмешаться. Но Крест – это не Божий «альтернативный план», который имеет место потому, что совершился грех. Допустить подобное означает предположить, что сатана обладает возможностью и правом корректировать замыслы Бога и участвовать в совершении Его предвечной Жертвы, то есть прийти, практически, к сатанизму! В новейшем иудаизме есть и представления, что Бог допускает падение Адама, чтобы раскрыть человеческую свободу и ответственность. Это тоже ложь, хотя и безотносительно к Евангелию. Бог не позволяет грех, чтобы совершить спасение, Он от вечности совершает спасение и для его большей славы позволяет грех. Утверждающие иное бесчестят Христа и нагло заявляют, что все обязаны в это верить!

Почему же некоторые богословы и религиозные деятели типа А.В.Кураева пытаются, игнорируя традицию Ветхозаветной Церкви, представить ее хуже, чем она есть? Очевидно, это не только плохо скрытая тенденция к маркионизму и «арийскому христианству» без Ветхого Завета, но и попытка преодолеть собственные комплексы, приписывая их конкурентам – евреям и инакомыслящим христианам. Если люди не в состоянии понять, что в Ветхом Завете веру Израиля мог принять каждый – вправе ли мы предположить, что все разговоры об универсальности православия есть лишь маскировка закрытого родоплеменного сознания для тех, кого оно считает людьми второго и третьего сорта? Кто может поручиться, что им не придет в голову, скажем, мстить народу современной Германии за события 70-летней давности? Что им не нужен новый мир только для русских? Но Пурим есть предельно серьезное предупреждение врагам Церкви, которых Бог не обязан спасать. Мученики, единые со Христом от вечности, заколаются вместе с Ним на алтаре Божием, чтобы высвободить гнев Агнца на отверженных. Если сегодня кто-то пойдет на попытки повторения геноцида протестантов, как СССР в 1944-1945 гг., то он просто выроет могилу себе и современному миру в целом.

 


Рецензии