Рассказ 8. Уроки немецкого

В НАЧАЛО: Слово о Бугринской школе: http://www.proza.ru/2011/09/24/1443.
Вернуться к предыдущему рассказу 7. Катковская школа:  http://www.proza.ru/2012/01/12/421

Рассказ Александры Леонидовны Мешковой. Продолжение.

Вот я в Катково вела немецкий язык в пятых-седьмых классах. Война идёт, похоронки приходят, а  я  учу детей языку врагов.
А ученики все были такие большие… Ой, я была девчушка против них. Особенно в седьмом классе. Я и не вставала во время урока:  ученики все ростом с меня и выше.  Все были крупные, возрастные, по 15-16 лет.

Помню, один был мальчик, Коля Дьяков, сын председателя Чиковского колхоза. Высокий такой. Сидел за партой, а ноги были под чужой партой. Я его никогда и не поднимала на уроке. После, когда я уже в Коченёво работала,  мне сказали, что Коля Дьяков погиб на фронте.

И была большая наполняемость в классах, сидели там в тесноте. По тридцать учеников в классе. С трёх деревень один класс набирался:  седьмой, шестой и пятый.  Особенно много было крохалёвских.

– Они, наверно, не хотели по-немецки говорить?
– Что-ты! Я помню, в пятом классе я объяснять что-то стала, а девочка одна говорит: «Это наш фальфос». Я говорю: «Почему фальфос? «Колхоз» же - правильно назвать надо!» - «Фальфос». Я говорю: «Напиши на доске это слово». Написала правильно. «А теперь прочти, что написала». - «Фальфос!»

Ну, какой ей иностранный, если она и русского не знает? Вот такая была отсталость! Никакого там иностранного языка не было никогда, хотя всего 50 километров от Новосибирска.
Пол-урока мы там чего-то «Anna und Marta baden…» поучим. А потом  пол-урока «Пионерскую правду» читаем о подвигах пионеров, комсомольцев на фронте… Звонок прозвенел – Aufiderzein! Я не знаю, чему я их учила.

– А я вот помню,  когда в детстве мне что-то неохота было делать, ты мне повторяла стихотворение:
Morgen, morgen - nur nicht heute.
Sagen allen die faulen Leute.
«Завтра, завтра – только не сегодня.
Так говорят все ленивые люди».

– Да, это я со школы помню. Анна Александровна нас учила.
Ещё одно стихотворение запомнилось, с ним такой случай был. Я уже здесь, в Новокузнецке, работала.
На уроке в четвёртом классе ученики никак не могли запомнить, какие месяцы в году имеют 30 дней, а какие 31.
Я говорю им: Вот, послушайте, я вам сейчас стихотворение расскажу:

Drei;ig Tage hat September, 
April, Juni und November.
Februar hat acht und zwanzig,
nur in schaltjahr neun und Zwanzig.
Sieben Monate ohne frage:
Haben einen und drei;ig Tage.

Что поняли?  Тридцать дней имеют сентябрь, апрель, июнь, ноябрь.  Февраль  имеет 28, високосный -29. «Зибен монат» - 7 месяцев, «онэ фрагэ» - без сомненья (и не спрашивай), имеют 31 день.
«Мы запомним!» Так они вот так смотрели на меня, когда я «лопотала» по-немецки.  Им было очень удивительно, думали, что я имею какое-то отношение к немцам. А я им говорю: «Вы вот будете английский учить, вы будете англичане?»
У нас, до войны и в войну, не было английского в школьной программе, был только немецкий иностранный язык. Кое-где был французский, но редко где.

А Анна Александровна, моя школьная учительница, она требовала, чтобы мы на уроке отвечали на немецком языке. В общем, как можно больше немецких слов.
Вот мы с моей подружкой-одноклассницей Тамарой Макаровой и выбрали этот факультет. Обучать учеников немецкому языку.
Я ничему их не научила и она - тоже. Она в Черепановском районе в войну работала и говорила, что там тоже никогда иностранного языка не было.
Ой, когда я из Катково уехала в райОНО работать, я так была рада, что этим немецким языком не буду заниматься!

– Да, сейчас в школах, в основном, английский преподают. Я в Интернете вышла на сайт Катковской школы. И представляешь, там преподаётся не английский, а немецкий язык!

– Интересно!  Мой папа бы сейчас сказал: «До чего заучились!»  А как ты узнала об этом, ты же там никогда не была?

– Мама, да сейчас это просто! В Интернете  задаёшь  вопрос и тебе выходит информация.   «Техника дошла» и до твоего Катково. Сейчас все школы обязывают иметь свои странички в Интернете.
 
– А всё-таки, если там немецкий язык ведётся, это значит, получилось, брошено рациональное зерно. До кого-то дошло. Кто-то заинтересовался немецким языком. Это уже только дети тех учеников. А учеников тех нет, я думаю. Так что, выходит,  моя в  том доля есть, значит, слово моё, как рациональное зерно, в благодатную почву упало…

– Может, надо с ними созвониться, списаться как-то?
 
– С кем?  Их никого в живых нету!

– С педагогом, который ведёт немецкий язык.

– А откуда я его знаю и откуда он меня знает? Это уже дети моих учеников! Так что мы – никто. И мне не надо это.

– Что, тебе не интересно?

– Никакого интереса мне нет. Потому что не хочу возвращаться в то время. Всё это -  «дела давно минувших дней», тяжёлый сон моей жизни. Не хочу вспоминать об этом.

– Ты же молодая была в то время?

– Слишком молодая. Я военные годы не хочу вспоминать.

– Ну, а послевоенные?

– Всё было трудно. Всё какая-то без конца была борьба, борьба, борьба...
Всё были какие-то тяжести, всё надо было преодолевать, без конца преодолевать…

– Так ведь жизнь без тяжести не бывает?...

– И как я дожила до таких моих лет?...


ДАЛЬШЕ: Рассказ 9. Умная лошадь:  http://www.proza.ru/2012/01/16/1293


Рецензии
А я до сих пор не знаю сколько дней в каком месяце, обязательно пересчитываю на костяшках: горка - ямка.
За то я знаю таблицу умножения на 9 "на руках"
9*1 - зажимаем первый из растопыренных пальцев и получается 9,
9*2 - зажимаем второй, получается десятки до зажатого пальца, единицы после его = 18
и так далее...

Жду "Умную лошадь"

Наталья Еремеева   12.01.2012 13:10     Заявить о нарушении
Наташа, спасибо за отклик. Да, нас с детства по костяшкам руки учили. А у мамы была такая школьная учительница немецкого языка, что ей проще вспомнить стихотворение на немецком языке, чем костяшки пересчитывать. И она его до сих пор помнит. Поскольку я изучала английский, то, чтобы их здесь написать, пришлось с немецкого устного на немецкий письменный с помощью интернета переводить. Правда, буква ß (Eszett - Эсцет) в тексте теряется при копировании, вместо неё получается "точка с запятой".
А умножение на 9 со школы знаю, прочла в детской книжке. И сыну показывала, когда таблицу умножения на 9 учил. Сомневаюсь, помнит ли он её сейчас:)))
Спасибо, Наташа, ещё раз. Ты меня всегда поддерживаешь в моих "литературных" делах.

Вера Третьякова   12.01.2012 15:14   Заявить о нарушении
Похоже мы читали одну и ту же книжку...

Наталья Еремеева   12.01.2012 15:45   Заявить о нарушении