Русский Париж в Вуппертале
Первое, на что обращаешь внимание, выйдя из электрички - Вуппертальская подвесная дорога над рекой Вуппер (старейшая в Европе: открыта в 1900 году).
Сначала мы отыскали нужную нам улицу, где должна была состояться встреча, потом прошлись по улицам Вупперталя в поисках Музея фон дер Хейдт, где в это время проходила художественная выставка «Русский Париж. 1910 -1960».
Поскольку все участники встречи были не прочь посетить выставку, нам был выделен экскурсовод, Марина Хурина, которая и провела для нас в условленное время экскурсию на русском языке.
Картины, графические и скульптурные работы для выставки предоставили крупнейшие музеи мира: Санкт-Петербургский государственный Русский музей (корпус Бенуа),
Национальный музей современного искусства Центра Жоржа Помпиду,
парижский Музей современного искусства, Музей изящных искусств в Бордо, а также коллекционеры-частники из Франции, Швейцарии, Германии, США и России.
Основной темой выставки стал Париж.
Но не просто Париж, а Париж, каким он виделся русскому художнику-эмигранту.
Дух Парижа, его исторический «аромат» источала картина Марии Маревны (Воробьева-Стебельская) «Дань уважения друзьям с Монпарнаса», на которой художница изобразила Амадео Модильяни, Марка Шагала, других художников содружества, а также себя.
Рядом - ее портреты Шагала, Пикассо.
На Монпарнасе в начале 20-го века был специальный павильон де Руж-Улей –
содружество художников разных национальностей, особая атмосфера.
В книге «Люди. Годы. Жизнь» Илья Эренбург писал о Марии Моревне: «Савинков часто подсаживался к столику, за которым сидела Маревна – так называли художницу Воробьеву-Стебельскую. Она выросла на Кавказе, попала в «Ротонду» девчонкой; выглядела экзотично, но была наивной, требовала правды, прямоты и честности. Она нравилась Савинкову, но была с ним строга, называла его «старым циником».
Назову несколько имен художников-эмигрантов, чьи работы были представлены, стали открытием для нас: Андрей Ланской, Борис Григорьев, Александр Архипенко, Яков Лившиц, Мария Васиьлева, Владимир Баранов-Росине, Соня Делане.
Работы Архипенко, Лившица, Сутина, которых нет в России; неожиданные картины позднего Коровина (в России известные его ранние работы).
Превосходны портреты Шаляпина, Мейерхольда, Качалова.
Графическая работа Сергея Иванова «Наталья Гончарова в старости»(1960 г.),
на которой сама Гончарова, потомок Натальи Николаевны, жены Пушкина, собственноручно написала: «Очень похожая старушня». От ее лица исходит свет.
Великий Париж помог сохранить имена и картины художников, эмигрировавших из России (их Париж напоминает порой Санкт-Петербург), помог сохранить дух времени, то, что было характерно для искусства начала 20-го века.
Посетители выставки, скажем, немцы, имеют свое видение «Русского Парижа», они останавливались подольше у картины Марии Васильевой «Карусель», видя в ней национальный образ. И это нормально, главное – отклик, резонанс.
Валентина Томашевская
Газета Европа-экспресс, Nr. 48(227) 24.11 - 30.11. 2003 (Германия)
Свидетельство о публикации №212011200790
С уважением,
Владимир
Владимир Врубель 09.07.2015 13:45 Заявить о нарушении
Только раз и побывала.
Валентина Томашевская 09.07.2015 18:39 Заявить о нарушении