На ЕГЭ с компьютером и учебниками

1. ЕГЭ
и система автоматизированного тестирования знаний.
http://www.victorort.narod.ru/   victor_ort@Mail.ru


  В эссе-сборнике «Простые идеи и  записные мысли 2011 г.»
приведены краткие  наброски простых идей и мыслей по реализации некоторых автоматизированных  систем и
больших систем федерального, и не только, значения.
Они возникли при обсуждении проблем ФЦП  «Информационное общество». 
  Рассмотрено, как эти большие системы
могли бы работать в продвижении госструктур на пути к ИОО.
Продолжено развитие идей  функционирования
информационно-открытого общества и  некоторых аспектов информационного сопровождения жизни людей
в современном цифровом мире.





                Простая идея №1:
              «На ЕГЭ с компьютером и учебниками!»


  Первокурснику снится сон. Сел он сдавать ЕГЭ, а у него даже смартфон не отобрали, а у других и учебники и ноуты на столах. А в них  вопросы к экзаменам и ответы  к ним. И все это «добро»  можно было скачать в Интернете с сайта Минобра, еще с января месяца. И сдавать можно в любой день,  когда сам пожелаешь, а не министерские «дяди». И пересдавать предмет можно сколько угодно, хоть десять раз. Маниловщина! 

  Нет, уже сегодня можно создать такую систему автоматизированного тестирования знаний, где будут разрешены «электронные помощники». Сдача и пересдача экзаменов, будет более простой и щадящей  психику школьников. А справку, с результатом тестирования можно будет получить через 15 минут, после окончания тестирования. Но и  обмануть машину не удастся – мало знаешь, получишь мало баллов. И обижаться не на кого.

  Такова наша тысячелетняя психология - мы обижаемся только на живое.  И не помогут на новом тестировании, ни друзья, ни учителя, ни охранники**. Надо менять саму психофилософию понятия «знания человека» и  расширять ее до «знания человека с компьютером».

  Надо кардинально менять систему вопросов и саму систему тестирования. Все более автоматизируя рутину контроля знаний, все более доверяя этот контроль «непогрешимым неэмоциональным»  автоматам. 
  Механический перенос старых, докомпьютерных, алгоритмов сдачи экзаменов, в сегодняшний  ЕГЭ** (единый государственный экзамен) с использованием Интернет-технологий (ИТ),  оказался неудачен. И тому подтверждение шумиха в СМИ и многочисленные  прокурорские и судебные решения по результатам сдачи ЕГЭ.   
Еще раз подтвердился старый программистский принцип:  «Бардак не автоматизируешь, не приведя  технологию обработки в логическое совершенство».  «Off line» системы (человек вручную) и «On line» системы (сеть компьютеров) обрабатывают информацию (документы и т.п.), по разному. За многие сотни лет «канцеляр-клерки» так поднаторели  в документообороте, столько создали запутанных схем, что никакой компьютер их не осилит. Потому погиб проект «Электронная Россия»** и с таким трудом внедряется «Федеральная целевая программа «Информационное общество» (ФЦП ИО).**

  В тоже время надо отметить, что впервые за человеческую историю молодое поколение (15-25-летние), обошло, по части использования новых средств (разнообразных мобильных гаджетов), более старшее поколение. Обошли родителей, чиновников Минобра и «теток» Рособрнадзора.**   Значит  будущее Информационно-открытого общества (ИОО)  в их цепких руках и их нетривиальных мозгах. Все это вселяет оптимизм в будущий прогресс общества.
Причем проблемы с внедрением и эксплуатацией с Е-Government**  испытывают  большинство развитых стран. Оказалось, очень непросто автоматизировать человеческую деятельность по обработки документов и переложить ее на «виртуальные» плечи сети компьютеров. Тем более понимать и обмениваться документами между разными многочисленными ведомствами, исключив многочисленных клерков-секретарей.   

  Автоматизированную систему «ЕГЭ-тестирование», можно отнести к большой системе, если рассматривать ее как единую федеральную многосвязную межведомственную систему. Потому и информационные алгоритмы  ее реализации должны  кардинально отличаться от  старой методики сдачи ЕГЭ. Прежде, чем создавать  большую систему, нередко, используют метод «идеального проектирования». Это когда система рассматривается в целом,  без учета многочисленных вторичных факторов,  менее влияющих на работу системы.

  Возможно, для ускорения разработки системы тестирования, необходимо будет использовать   опыт  разработчиков схожих больших облачных систем. Допустим, таких как проект "Диадок" (система обмена электронными документами)  от "СКБ Контур».


1.1.Технология и алгоритмы реализации

  Вот как может выглядеть идеальная система «ЕГЭ-тестирование».
Вы заходите на городской сайт, на страницу «Тестирование», заносите паспортные данные, где, что и когда закончили (курс средней школы). Указываете ИНН, предмет сдачи,  выбираете удобное время и дату и оплачиваете услугу. С помощью мобильника, эл.кошелька и т.п. способом. Оплата необходима, чтобы  «шибко любопытные» не засоряли тестирование. Но стоимость должна быть небольшой: 100-300 рублей.   Через несколько минут вам приходит разрешение на сдачу, с дублированием в виде СМС на телефон и на электронный почтовый ящик. Но, а если вы школьный курс не прошли и вас нет в базе данных** (БД) школьников ГОРОНО, то и допуск к тестированию вы не получите и ваши деньги пропали.

      Допустим, разрешение имеется,  в назначенный день и время, вы приходите в тестовый центр, регистратор сверяет исходные данные, выдает карточку с вашим ФИО, №№ кабинета и стола, предметом сдачи, временем и датой. И пошел отсчет  времени сдачи экзамена…

      Причем на экзамен можно будет идти и с учебником, и с телефоном или компьютером. Лишь рюкзаки должны оставляться в камере хранения или раздевалке. Ну, негоже обыскивать молодых людей и отбирать эти «современные шпаргалки», которые стали неотъемлемыми помощниками  информационного сопровождения  жизни молодых людей в цифровом мире**  (ИСЖЛ). Надо «более умно»  делать процессы тестирования. Благо современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют достичь этого. Проще всего заглушить радиочастоты связи гаджетов** в комнатах тестирования.  Тестируетесь вы, а не ваши друзья и помощники. Есть  много и других «хитрых способов обезвреживания» компьютеров, учебников и пособий. Особенно, если применять методы искусственного интеллекта при тестировании знаний. Но об этом позже.

      Начало тестирования. На вашем экзаменационном мониторе уже выдано ваше ФИО, предмет и идет отсчет времени. Нажимаете любую клавишу и «программная рулетка» выдает  на экран 10 вопросов с 3-5 ответами на каждый, где лишь один правильный. Из них: 5 простых вопроса, 3 сложных и 2 очень сложных, с   баллами сложности. Допустим, вы сдаете математику за курс средней школы. Все исходные (канонические) вопросы и правильные ответы к ним, должны быть выложены в открытый  доступ, на сайте Минобра, по предметам,  в январе текущего года. И в течении года не должны изменяться. Но и вопросов должно быть не менее полутора тысяч. За 11 лет обучения математики не может быть 50-60 вопросов, как сейчас.
   
    Причем составление вопросов и ответов  к ним, один из  главных моментов в системе тестирования. Но, чтобы не было простого списывания, по выборке - «вопрос – ответ» с использованием компов и смартфонов, тексты реальных вопросов (варианты) должны меняться. Вот, как это может выглядеть на детском простом примере.

   Канонический текст вопроса и ответов:
«А и б сидели на трубе, А упало, б пропало, кто остался на трубе?»
Ответы:  А, б, в,г,д,и,к,л,м,н, никто. Правильный ответ «и».
А реально,  на  экране испытуемого,  появится семантически преобразованный вопрос, но логически тождественный каноническому.

     Допустим такой: «Ё и е лежали на скамье, Ё скатилось, е разбилось, что мы видим на скамье?»  И ответы:   Ё, е, и, п, р, с, т,  ничего. Вот и ломай голову, как найти подсказку, хотя канонический набор вопросов и ответов  открыт у тебя в компе. И никого соответствия № вопроса - № правильного  ответа. Как это, нередко, практикуют в простых, убого сделанных тестировках.


    А при другом запуске теста этот   преобразованный вопрос,  может выглядеть так: «В траве лежали  w и q.  W смылась, всем сказав  «ку-ку», а q, слова не разобрав, вскочила много выше трав. Что завалялось в траве? И соответствующий  набор ответов. Конечно, преобразовывать-сочинять такие вопросы автоматически, имея  лишь канонический текст вопросов, непросто.  Но используя методы ИИ, возможно. Потому, для начала можно использовать упрощенное преобразование текстов канонических вопросов, с помощью бригады учителей предметников.

     Даже в вопросах по математике, где, обычно, используют жесткую логику и четкие формулировки, применение семантически преобразованных вопросов допустимо. Возьмем канонический тип вопроса: «Определить площадь круга радиусом 1 м»?   Вот как может выглядеть преобразованный вопрос: «На клумбе диаметром 10 м  цветы. Каждый занимает 0,3 кв.м. Сколько цветков на клумбе?»  И соответствующий набор ответов.  А в следующем запуске вопрос может преобразоваться в такой: «Круглую медаль площадью 25 кв. см поместили в квадратную рамку. Чему равна сторона минимальной рамки?» И свой набор ответов.

    Т.е. на каждый канонический вопрос (а их должно быть не менее  1500 по предмету), программный автомат будет выдавать один, из  нескольких десятков  преобразованных вопросов. Потому вероятность, что у  экзаменуемых в одном кабинете появится одинаковый вопрос, почти нулевая.  То в вопросе будет фигурировать прямая задача, то обратная. То там будут цветки, то медали или любые круглые предметы и т.п. И такое по всем вопросам, а не только по вопросу о площади круга. Списывание через поиск, по системам подсказок на своем «компе», которые (подсказки-шпаргалки) обязательно появятся, будет проблематично. Однако, это будет более длительный процесс, чем самостоятельное решение. Но про безопасность системы несколько позже.

     Уже, сегодня не проблема составить, допустим, по курсу математики,   полторы тысячи канонических  вопросов и выложить их в Инет. А к составлению преобразованных вопросов, которые будут выводиться на экран тестируемого ученика, привлечь 10-20 предметников, которые бы изменяли вопросы, составляли верные и неверные ответы. Допустим на «канонику» о площади круга в 1 м, следующий вариант вопроса буде  «… в 1,2 м, следующий в 1,5 м» и т.д. Да и вариации слов текста приветствуются.  Таких вопросов можно изобретать по 300 шт. в день. Тогда за неделю все, 1500 вопросов, будут обновлены. И никакие «электрошпроры» не помогут!   

     Но это тривиальное решение. Посадить «10-20 гребцов на галеру», сегодня «не катит». Лучше поставить мотор и переделать «галеру»  в катер, с толковым капитаном. В нашем случае, это создать программный автомат преобразования ежедневного или, хотя бы, еженедельного преобразования  всех вопросов. И эти  новые вопросы должны подвергаться  контролю и редакции группы «людей-экспертов». Мало ли что программа придумает. ИИ надо держать под контролем.

    Алгоритмы  семантических преобразований каноники к тексту, логически тождественному исходному смыслу, достаточно сложны,  но возможны. Здесь основной критерий – минимальное повторение слов канонического текста вопроса в преобразованном вопросе  и максимальное повторение одинаковых слов во всем массиве канонических вопросов. И базы слов по главным смысловым словам канонических вопросов. 

     Так, в канонических вопросах по курсу математике, из множества слов, допустим таких, как: найти, определить, вычислить, узнать т.п., надо определить одно слово и только его использовать в текстах этих вопросов.  Зато в преобразованных вопросах его  не использовать. Программный алгоритм будет заменять это слово синонимами или словами, близкими по смыслу. Также необходимо создать алгоритмы  ответов для реального вопроса, с определение одного правильного. Задача  непростая, но решаемая.о.   Все эти решения и будут одним из  «ноу-хау» новой системы тестирования. Толковым программистам, математикам-алгоритмистам и матлингвистам есть,  над чем  упорно и интересно поработать.

     Но вот, время тестирования закончилось,  или вы сами успешно ответили на все вопросы и нажали мышкой кнопку: «Закончить тестирование». На экране появилось: «Тестирование закончилось! Ваши ответы отосланы на контроль». Вы уходите, а ваше место занимает следующий. Через 10-15 минут, контрольная подсистема на сервере тестирования  Обрнадзора, присылает результаты и баллы. И вы получаете у администратора заверенную печатью, бумажную копию результатов тестирования. Эти же результаты будут сохранены на сервере тестового центра, сервере ГОРОНО и выставлены на сайте Минобра для просмотра. Обжалование оценки – через суд! Или через месяц приходите повторно, но стоимость записи на тестирование уже  возрастет в 2-3 раза. И будет учитываться последний результат.

 

1.2.Некоторые экономические и оргвопросы тестирования.

    Один центр тестирования  (2 каб. по 20 мест) будет экономически эффективен в любом городе с населением свыше 100 тыс. жителей. А это 1000-2000 выпускников в год сдающих по 3-4 экзамена.  Т.е. необходимо около 9-10 тыс. тестирований в год, с учетом повторников. Пиковая нагрузка, будет 50-70 дней, с конца мая по июль.  При   2-х часовом тестировании это позволит оценить 160 человек в день.  За пик 160*50 дн.=8 000 тестирований. Загрузка центра будет менее 100%, даже, с учетом повторно сдающих экзамен и  учетом сбоев и ремонтов программно-технических средств.  А в период самой массовой сдачи, всегда можно организовать и вторую смену.

     Т.е. для города в 100-200 тыс. человек одного центра на 40 мест будет вполне достаточно. Тем более постепенно люди привыкнут тестироваться по многу раз в течении года. По мере своей  готовности к сдаче очередного  предмета. Результаты тестирования должны быть действительны, для поступления в ВУЗ не менее 24 месяцев. Наверное, целесообразно будет  разрешить школьникам выпускных классов, тестироваться за 2-3 месяца до конца учебного года.

     По мере развития опыта применения автоматизированного тестирования, можно будет увеличить число предметов, подлежащих тестированию. Сначала,  для  выпускников 11-х классов, а затем и для восьмиклассников. А далее включить тестирование знаний   студентов вузов и колледжей, сдачу правил вождения авто, техники  безопасности  и электробезопасности  и многое другое. Значит, объем тестирования можно увеличить в разы.

     Автоматизированное тестирование знаний очень поможет в борьбе с коррупцией в сфере образования. По объему, коррупция в образовании на 2-м  месте. На первом – взятки чиновникам. Но по урону в нравственности на первом. Покупки оценок, не только снижают профессиональные качества будущих работников, но и развращают людей. А это прямой путь к упадку страны, к катаклизмам, угрожающим безопасности государства и страданиям миллионов людей. 

     Центр тестирования, это не государственное учреждение, а бизнес-структура.  Годовой  доход  от 10 000 тестирований школьников по минимальной  стоимости в 100 руб. даст 1 млн. рублей. Шкала стоимости тестирования должна быть прогрессивной. 1 –е тестирование по предмету 100 руб. Хочешь пересдать предмет, плати 500 руб. 3-я пересдача уже 1500 руб.  и т.д.  Тестирование студентов и производственников добавит еще несколько млн. рублей. Там цены за тестирование будут в разы  выше. А 5-6 млн. годового дохода позволит содержать  штат  в 10-15 человек без дотаций от государства. Но за аренду помещений, коммунальные платежи, оборудование и «софт» должен платить город. Тогда  центр тестирования будет интересным рентабельным бизнесом.

     Ответственным за функционирование федеральной части системы тестирования должен быть Минобр, за городской – ГОРОНО. Тестовые вопросы (канонические) для тестирования выпускников школы должны готовить: представители ВУЗов и колледжей -40%, учителя средних школ -20%, представители союза работодателей -20%, представители училищ, готовящих квалифицированные рабочие кадры -20%. Т.е. все структуры, куда впоследствии направляются выпускники для работы или учебы.  Желательно тестировать всех медалистов и победителей олимпиад. Для них это не должно вызывать трудностей. Проверить, как оценит машина твои знания, очень даже  будет им интересно.
 
    Со временем, постоянное тестирование всего и вся, станет обыденностью. Школьники  не будут испытывать стресс, которым сейчас подвергаются при сдачи ЕГЭ. Не будут получать нервные потрясения  и падать в обмороки. Сдаешь, когда захочешь, а получил мало баллов, что машину грешить, сам дурак. Да и всегда можно пересдать.
 
      Но результат засчитывается по последней сдачи. Думаю, большинство старшеклассников выберут   компьютерное тестирование и отвергнут нынешнюю систему ЕГЭ. Получив с детства навыки постоянного тестирования, люди и во взрослой жизни будут уметь оперативно выбирать  необходимую информацию и логически осмысливать ее при решении множества задач.

    В тоже время, я разделяю опасение многих работников образования, что ЕГЭ не стимулирует школьников качественно изучать «не ЕГЭ» предметы. Да и школьные оценки по дисциплине не учитываются при поступлении в ВУЗ. Жизнь в обществе это большая многосвязная система, с тысячами обратных связей регуляции. Только тогда идет качественное  развитие и сама жизнь колебательно-стабильна.

    Наверное, целесообразно, оценив ЕГЭ в 100 баллов (когда все вопросы тестирования правильно решены), остальные предметы, (не ЕГЭ) оценить в 20 баллов и поведение в 10 баллов. Т.е. общий максимальный балл, который будет фигурировать в конкурсе при поступлении в ВУЗ будет рассчитывается  из 130 баллов. ЕГЭ из 100 баллов, плюс остальные предметы, (пропорция из годовых оценок, начиная с 8-го класса) из 20 баллов и пропорция по поведению из максимума в 10 баллов. Тогда, если годовые оценки по поведению, начиная  с 8-го класса были «отл», то у вас получается прибавка в 10 баллов.

    Сразу улучшится  поведение на уроках дисциплин «не ЕГЭ». И к учителям этих  предметов будет более уважительное отношение. А значит, повысится общий уровень обучения и нравственности выпускников средней школы. Это главное, ради чего стоит вкладывать средства,  в модернизации и автоматизации школьного образования.

     А если ввести поощрение учителей по лучшим результатам тестирования, то и  у школ появится  стимул в использовании автоматизированного тестирования. Сделать выборку, по школам, ученики которых, набрали высшие баллы, не проблема. Полная единая база по ЕГЭ-тестированию и соответствующая программа анализа позволит выполнить эту процедуру за несколько часов. И к Дню Учителя, щедро поощрить работников образования, материально из заначек Минобра и Минфина. Отобрали 100 – 200 лучших школ страны  и   перевели  денежные средства на кредитные карты  руководителей этих школ и учителей-предметников. С письменным красочным поздравлением на е-меил школы. И никто не посмеет даже  пикнуть, что поощрили не тех. Считает компьютер, а цифры упрямая вещь, с ними спорить бесполезно. Да и деньги не разворуют по пути к адресату.




1.3.Безопасность системы тестирования

     Какой бы хорошей не была автоматизированная система, но если она  часто ломается, не имеет надежной защиты от взлома и ДДОС** атак, то грош ей цена. Хотя абсолютно безопасную систему сегодня сделать не удается, минимизировать ущерб можно, используя традиционные методы защиты и четкую ответственность эксплуатационного персонала. Это сертифицированные средства защиты, сертификация персонала и контрольных служб. Полная защита компьютеров на рабочих местах от доступа тестируемых к «железу и ОС», включая  использование командных строк и  т.п. средств. Глушение всех частот связи в комнатах тестирования. Эти решения стандартны, специфичны и здесь не рассматриваются. А вот на нестандартных стоит остановиться.

     Защита от «казуса физтеха»**.  Допустим, вы покупаете толкового «шерпа-студента», чтобы он по вашему паспорту прошел тестирование. Платите охраннику на входе, платите регистратору центра, платите охраннику в кабинете тестирования.  Чтобы эти «продажные лица» не сравнивали фото на вашем паспорте и натуральную «морду-лица» шерпа. Напряг - 5 человек, это уже преступная группа, более строгое наказание. Пять раз отмеришь, прежде, чем пойдешь на такое противоправное действие.   Да и в кабинете 4 видеокамеры, и на  вашем столе светит табло с вашей ФИО. Неплохо пустить эту трансляцию «On-line»  на городской сайт, для всех и выдавать куратору тестового центра от ГОРОНО. Вероятность вскрытия подлога очень велика, да  и последующие штрафы должны быть соизмеримы с годовыми зарплатами нарушителей. Кураторы от МВД и Рособрнадзора, тоже должны осуществлять в таких центрах  выборочный паспортный   контроль. Потому, упомянутый казус здесь «не прокатит». Биометрическая идентификация** могла бы защитить еще более действенно, но это в будущем.

     Наверное, в тестировании придется применить облачные технологии**, благо выделенные каналы связи уже сегодня «широки»  и надежны во многих, даже в малых городах. Вся обработка будет осуществляться на серверах федерального центра тестирования Рособрнадзора, а в городском центре будет работать лишь клиентская часть,   по приему и выдаче экранных форм.  Потому «хакать» там  будет особо нечего и ДДОСить не удастся.
Даже, если «засланный казачок-программист», имеющий право корректировать БД по биометрическому входу, «втихоря» изменит ваши баллы, то подлог сразу выявится. В больших системах ведутся логи по всем сбоям, а в фискальные базы, «автоматом»  записывают кто, что и когда внес измения в основные БД, «непрограммно». «Фискалы» дублируются на ДВД, упрятанный в закрытый опечатанный ящик. Архив «дисков-фискалов» хранят «вечно». Потом в журнал приема-сдачи  смен эти распечатки вклеивают для последующего втыка дежурным на совещаниях у начальства. Да и служба безопасности за этим строго следит. Не зря в эксплуатационных  расходах на нее тратят уже более трети всех средств.

     Возможно, найдутся особо упорные, которые будут фотографировать экраны с реальными вопросами, Или,  если похитят всю систему тестирования целиком, с базами, софтом и инсталлятором. И, в «подвале» будут ее испытывать несколько месяцев а потом выложат в Интернет многостраничное пособие: «Как обмануть систему тестирования». Но и от этого можно уберечься, подвергая систему модернизации  к каждому маю месяцу или чаще. Сделать же подпольный тестовый центр и «стричь купоны», продавая фиктивные результаты тестирования, также не удастся. Сервера федерального центра не выходят в Интернет, связь с городскими центрами   должна осуществляться только по закрытым ведомственным сетям. И войти  в нее и на сервера тестовой системы, минуя многоступенчатую систему безопасности, очень будет проблематично.

     Систему внедрять необходимо постепенно. Чтобы не вносить революционную сумятицу в головы учителей, особенно в глубинке: «Учебники, телефоны, компьютеры при сдаче экзаменов!  Раньше за «шпрору» на клочке бумаги выгоняли с экзамена. Кошмар, до чего дошли инновационники! Сгубят всю систему образования!» 
Разрешения на внос технических средств надо внедрять постепенно. Сначала разрешить только обычные, рукописные шпаргалки. Затем, через год, «мобильники»  с экраном до 4-х дюймов. Далее  учебники и справочники. И лишь спустя 3 года  разрешить использование любых технических средств, вплоть до  «планшетников», нет и ноутбуков. Но в одном экземпляре.
Соревнование между тестовой системой и школьниками, желающими найти ответы на вопросы, с помощью современных «шпор» - электронных технических средств, напоминает борьбу антивирусных средств защиты с вирусами. Действительно, система будет «генерить» все новые и новые реальные вопросы, а школьники и их продвинутые друзья «антисистемщики»  должны успевать создавать новые, более актуализированные пособия-шпоры. Но  эти новые вопросы надо еще «украсть»,   правильно решить, а потом выложить в сеть. Далее школьникам придется  разобраться в них, освоить новую «электронную шпору». На все это потребуется  время и труд.
 
     Потому,  система  будет всегда опережать «хитрых» школьников, пришедших на тестирование с самыми новейшими пособиями: «Как обмануть систему». В ней появится множество новых реальных вопросов,  не попавших в очередные многокилобайтные шпаргалки. А за год работы, при недельном обновлении вопросов, система сгенерит более 60 тыс вопросов и какую старую тысячувопросов компьютер   добавит к 1500 очередных новых вопросов, даже не будет известно эксплуатационному персоналу системы.

     По мере развития системы, в нее, возможно, будут добавляться динамические мультимедийные средства выдачи вопросов и ответов.  А там поиски потребуют еще большего времени и навыков. Придется школьнику  соображать, как решить выданные вопросы самому. Не прибегая к сырым,  не всегда верным и не очень понятным, электронным шпаргалкам. Это дает системе автоматизированного тестирования знаний  хороший шанс на успех!





              Термины, сокращения и ссылки.
К главе 1. ЕГЭ и система автоматизированного тестирования знаний.

ЕГЭ** 
-  Единый госуда;рственный экза;мен (ЕГЭ) —  http://ru.wikipedia.org/wiki/    Централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах и лицеях. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы и ссузы. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ (в быту нередко называемые сертификатами), где указаны полученные баллы по предметам. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. ЕГЭ проводится по русскому языку, математике, иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому), физике, химии, биологии, географии, литературе, истории, обществознанию, информатике

скандал с Банком Москвы**
-  в 2011 г. руководство банка вывело свыше 15 млрд. рублей за рубеж. Идет следствие.

«Электронная Россия»**   
- Большая система автоматизации госуслуг и межведомственного документооборота, которая  безнадежно провалилась. http://ru.wikipedia.org/wiki/Электронная_Россия — название федеральной целевой программы (ФЦП), действовавшей в Российской Федерации в 2002—2010 годах и направленной на внедрение технологий «электронного правительства». Первоначально планировалось направить на реализацию программы 77 млрд руб. (в ценах 2002 года), фактически было израсходовано лишь 21 млрд руб.[1]
Ожидалось, что исполнение программы должно было обеспечить «кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления»[2]. Вместе с тем, по состоянию на конец 2010 год эффективность исполнения программы оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали.

«Федеральная целевая программа «Информационное общество» (ФЦП).**
    Государственная программа "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" Цель Программы : получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе
Задачи Программы :
 повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе, в том числе:
 развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
 перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;
 развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства;
 повышение открытости деятельности органов государственной власти;
 создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения;
 создание и развитие электронных сервисов в области жилищно-коммунального хозяйства;
 создание и развитие электронных сервисов в области образования и науки;
 создание и развитие электронных сервисов в области культуры и спорта.
 Построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления, в том числе:
 формирование единого пространства юридически значимого электронного взаимодействия;
 создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени;
 создание справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах;
 повышение эффективности внедрения информационных и телекоммуникационных технологий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
 создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;
 развитие системы учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа;
 обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности;
 создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота.
 Развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий, в том числе:
 стимулирование отечественных разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
 подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
 развитие экономики и финансовой сферы на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
 формирование социально-экономической статистики развития информационного общества;
 развитие технопарков в сфере высоких технологий.
 Преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества, в том числе:
 развитие телерадиовещания;
 развитие базовой инфраструктуры информационного общества;
 популяризация возможностей и преимуществ информационного общества;
 повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в том числе обучение использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий.
 Обеспечение безопасности в информационном обществе, в том числе:
 противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации;
 обеспечение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных и телекоммуникационных технологий;
 развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также безопасность информации ограниченного доступа;
 обеспечение развития законодательства Российской Федерации и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий.
 Развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия, в том числе:
 оцифровка объектов культурного наследия, включая архивные фонды;
 развитие средств обработки и предоставления удаленного доступа к цифровому контенту


Рособрнадзор**   
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://obrnadzor.gov.ru   
Направления:
Государственная аттестация выпускников IX классов
Государственная аттестация выпускников XI (XII) классов
Надзор за соблюдением законодательства
Лицензирование
Аккредитация
Подтверждение документов об образовании (апостиль)
Признание документов об образовании (нострификация)
Разработка административных регламентов
Совершенствование правового положения государственных учреждений


Е-Government**
  Электронное правительство (e-Government) — способ предоставления информации  гражданам в виде электронных  сайтов... Современные технологии государственного управления е-Government»
http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2010/07/08/399902
Основные высказывания участников Совета по развитию информационного общества:
Дмитрий Медведев
Электронное правительство означает возможность получить электронную услугу, не выходя из своей комнаты.
  Документы по внедрению электронных услуг в сферу здравоохранения не согласованы, реализация проектов задерживается.
  Нужно поставить оцифровку музейных коллекций и фондов библиотек регионов на единую технологическую основу на свободном ПО.
  Необходимо создать единую интернет-базу научных диссертаций и ускорить внедрение систем дистанционного образования.
  Доходят разные сигналы о внедрении свободного ПО в школах. Кто-то говорит, что все живое, однако я слышу и то, что в значительной мере эта работа заглохла, а многие ведомства продолжают покупать разрозненные программы, платят за это большие деньги.
  Если случаи отключения школ от интернета за неуплату будут продолжаться, мы будем разговаривать с губернаторами по-другому.
  Компьютерная грамотность должна стать одним из главных требований при проведении аттестации учителей.
Сергей Собянин Правительство РФ разрабатывает принципиально новые технологии - универсальную электронную карту, организацию платежей в адрес госорганов, использование единой системы справочников и классификаторов ведомственной информации.
  Лидеры среди ведомств по переходу на оказание госуслуг в электронной форме - Федеральная миграционная служба, Росреестр, Пенсионный фонд России и Федеральная налоговая служба.
  В ноябре на безбумажный документ перейдет большинство федеральных ведомств.
  Российские госорганы с 1 июля 2011 г лишаются права требовать от граждан информацию, которая имеется в других госорганах. Государственный орган будет обязан сам запрашивать у своих коллег эту информацию и предоставлять услугу в комплексном виде.
Сергей Нарышкин Проект «Электронное правительство» будет стержнем развития информационного общества в России, станет основой нового облика государственного и муниципального управления в России, сильным инструментом противодействия коррупции.
Игорь Щеголев: Основной принцип формирования программы «Информационное общество» заключается в том, что результаты должны быть привязаны к конкретной группе потребителей. Повышение качества жизни граждан должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми мы пользуемся практически ежедневно.
  В ближайшей перспективе сотовый телефон станет основным средством доступа к информации.


База данных** (БД)
- упорядоченый список, таблица каких либо данных, подлежащих обработке компьютером.
 http://ru.wikipedia.org/wiki/Базы_данных     База данных — организованная в соответствии с определёнными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность данных, характеризующая актуальное состояние некоторой предметной области и используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей.[1]
База данных — совокупность данных, хранимых в соответствии со схемой данных, манипулирование которыми выполняют в соответствии с правилами средств моделирования данных.

Система Информационного сопровождения  жизни людей в цифровом мире**  (СИСЖЛ)   
 -    http://victorort.narod.ru  Взаимосвязанная система из известных всем цифровых устройств, уже сопровождающих нашу жизнь. Это и сегодняшний продвинутый телефон, ПК или смартфон с доступом в Инет, новый паспорт и ваш архивный сайт, блог или ЖЖ. Сейчас это автономные, не «е-социальные» устройства. А надо их заставить, с помощью более ориентированной на человека ОС и программных автоматов,  видеть и понимать друг друга, причем в автоматическом режиме, работая  с «облачными» данными и софтом.

гаджеты**
- Разнообразные электронные цифровые устройства с процессором: телефоны, компьютеры, плееры и т.п.

ДДОС** атак 
- массированный запрос входа на сайт, из множества мест, который приводит к его неработоспособности.



Прошу  при публикациях и перепечатках фрагментов,
 указывать ссылку на автора  - Виктора Орта. 
Прочитать указанные тексты и  скачать их можно
с  http://victorort.narod.ru 
E-Mail: victor_ort@Mail.ru

Москва 2011 г.


Рецензии