Школа фэнтези. Читаю Дэйва Дункана 3. Большая игра

     Здесь я отступаю от хронологии, пропустив ряд романов, позволивших Дункану обрести популярность — ими займёмся позже. Я же, склонная искать прежде всего идею и технику исполнения, предлагаю вам лучшее, что, по моему мнению, написал Дэйв Дункан — трилогию «Большая игра». В неё входят романы «Прошедшее повелительное», «Настоящее напряжённое» и «Будущее неопределённое».

     Две линии — два мира: Земля и Вейлы, связанные между собой порталами. В Вейлах есть порталы и других миров, и порой в них попадают не только земляне.
   
     Все, кто попал из других миров, способны накапливать «ману» - магическую силу — из «узлов» и от поклонения местных жителей. Самые давние из таких иноземцев уже стали главными богами и разделили власть. В магических битвах и интригах они уничтожают или переманивают низших «богов», обретая ипостаси.

     Устоявшаяся система оказывается в опасности: Зэц, бог смерти, стал использовать своих слуг для убийства и приобрёл слишком большую силу, а земные порталы стали активно использоваться относительно юной группой «Олимп». На Земле ситуация зеркальная: боги, враги «Олимпа», имеют связь с земными «Погубителями», развязавшими Первую Мировую войну, а сам Олимп
связан с «Штаб-Квартирой». Члены обеих организаций попали на Землю из Вейлов, и так же могут накапливать ману.
     Все эти детали подаются постепенно, в ходе развития сюжета, так что читатель наряду с главными героями поначалу дезориентирован.

     Поскольку основное действие на Земле разворачивается в Англии начала 20 века, описательная часть драгоценна: элитная школа; аристократическая усадьба; Лондон в войну; бомбёжки; ужасы войны; крах аристократии и режим экономии; госпиталь, — великолепно и реалистично выписаны автором и (по крайней мере, меня) притягивают к фантастическому сюжету, разбавляют в должной мере сложные приключения и интриги. Неплохи и пейзажные описания Вейлов.

     Привлечены к участию в работе Штаб-Квартиры и ослабевшие древние мистические силы Земли родом из Вейлов. В нашем случае это Робин Гудфеллоу, экстравагантный старичок, беседующий лишь шекспировским текстом.

     Эдвард Экзетер, главный герой, получает поддержку от земных друзей: учителя Дэвида - «Джинджера» - Джонса, любимой кузины Алисы Прескотт, матери погибшего друга м-с Боджли и друга-одноклассника Джулиана Смедли. Обвинённый в убийстве, Эдвард вынужден бежать в Вейлы, хоть и рвётся добровольцем на фронт и не понимает причин заботы о нём Штаб-Квартиры.

     В чём причина? - Согласно пророчеству, он «принесёт смерть Смерти». То есть, уничтожит Зэца. При переходе в Вейлы его проводника убивают, и Эдвард оказывается один в неизвестной стране.

     Множество интриг и приключений приводят к нему второй персонаж пророчества: хромую девочку Элиэль Певицу.  Он постепенно обретает ману, судьба уводит его от Элиэль. Начинаются одинокие скитания по Вейлам, обретение знаний о новом мире и изучение его языков. Лишь через 3 года испытаний он находит Олимп.

     Трудность в том, что как боги, так и Олимп не уверены в необходимости уничтожения Зэца. Они боятся будущей мощи Экзетера. Эдвард один перед интригами всех магов Вейлов.

     Хочет ли он убить Смерть? Что он может предложить взамен разложившейся гедонистической и спесивой верхушки обеих сторон?

     Вот в таких условиях и разбирает Дэйв Дункан главную идею трилогии. Отец Эдварда, администратор в Кении и член Олимпа в Вейлах, был против вмешательства миссионеров в религиозную жизнь аборигенов. Считал, что любое насильственное внесение иной религии в незрелое общество ведёт общество к краху. Он не хотел, чтобы Эдвард исполнял пророчество. Семья Эдварда погибла из-за убеждений отца. А сын отца боготворил. Но жизнь в Вейлах доказала ему, что исполнить пророчество необходимо, что следует сохранить систему богов — но дать ей иной противовес.

     Эдвард проповедует единобожие с серьёзными добавками этического плана, создаёт новую церковь — и жертвует жизнью ради смерти Зэца, храня жизнь своих последователей. Он введёт для усиления результата сюжет Иуды — самого верного друга из Вейлов. Он уберёт тему «избранного народа», собирая последователей маршем по всем Вейлам. Теперь единобожие будет жить наряду с привычными верованиями, и лишь воля людей определит его место в этой системе.
    
     Нужна ли вера? - тяжкий вопрос для атеиста Эдварда. И выстраданный им ответ:»Нужна». Для надежды, для развития, для морали. Ибо гражданской власти не дано заботиться обо всех.
     Хэппиэнд подтверждает его правоту: его оценили даже боги.

     Конечно, будет и ревизия, ведь Олимп включается в борьбу Новой Церкви. Ведь оскорблённая Эдвардом Элиэль, спасительница, друг и ярый его враг в разные времена, будет главной жрицей. Ведь его житие пишут такие разные авторы — Пиол Поэт и «морковка», а среди последователей и нищие и бюргеры, и короли... И путь его по Вейлам иногда полит кровью его последователей...

     Все грани человеческих отношений; юмор; идея; сложный игровой сюжет; высокая техника письма — вот достоинства этой трилогии.

Книги издательста АСТ, серия «Век Дракона», 1997г, перевод Н.К.Кудряшова.


Рецензии
Ирина!
Полагаю, популяризация, за которую Вы взялись, оправдана и нужна для любителей соответствующего жанра.
Но вот идея единобожия...
Возможно, переход человечества от язычества к единобожию - историческая неизбежность, но апологеты этой идеи сразу объединились в церковь, которая, став в первую очередь коммерческой, начала внедрять исторически неизбежное варварскими способами, заливая планету кровью, которая течет и сегодня. И нет у неё права на ту монополию на души людей, которую они себе приписали, и которую ныне провозглашают, находя последователей в литературной среде.
Действительно "любое насильственное внесение иной религии в незрелое общество ведёт общество к краху", но это никогда не останавливало церковь, хоть из неё и вышли миссионеры. Логика истории поумневшего человечества когда-нибудь похоронит ложные постулаты.
Ваш!

Станислав Бук   26.01.2012 16:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Станислав!
Здесь, поскольку разбирается произведение, отвечаю идеей автора: не битва вер, а осторожное внедрение новой веры с отработанными заповедями. Вот построения Церкви герой избегает, оставляя это действо аборигенам.
Что касается моего мнения, то рамки заповедей необходимы, однако и древние знания, положенные в основу вероучений, значимы для эволюции души. Потому вера - не оглашенная, не перехлёстывающая, а, вообще говоря, являющаяся просто осознанием связанности всего в едином происхождении и, соответственно, в святом желании сохранить действующую сложную структуру мира - необходима. Она может и должна давать простые и жёсткие законы поведения в обществе, отсекая "богопротивное". Из чего не следует, что нести её надо огнём и мечом. Язычество ведь тоже полито кровью - взять хоть жертвы жрецов Велеса ради борьбы с насаждаемым православием в моей любимой зоне - за озером Неро. Сколько девушек поубивали... и зря. Да и политеизм не без кровавых грехов. Сие не религии - сие проявления сущности человека, маниакальности и оглашенности. А они под влиянием веры часто возгораются в уродливых геномах. Как и правление государством, так и управление массами верующих - тяжкий и сложный труд. И его огрехи связаны в случае церкви с огрехами повреждённых душ. Так что ни я, ни Дэйв Дункан не проповедуем религии, а лишь разбираемся в том, что может и должен человек, обладающий харизмой, сделать в уже пронизанном религиями обществе ради этого общества.
Ваша!
Буду скоро у вас!

Ирина Маракуева   26.01.2012 18:04   Заявить о нарушении