Если вы побывали в Гандане

На фото Святые ворота, через которые вы попадаете в Чойжин-Лама (Храм Махаражда). Вид изнутри.

     У нас всего лишь один выходной день, и половину его мы уже потратили, осматривая единственный действующий монастырь Монголии - Гандан (1). Невозможно за половину дня оценить все многообразие служб, ритуалов и построек Гандана, познакомиться со всеми особенностями богослужения. Но обстоятельства диктуют свои условия, а потому спешим в Храм-музей Чойджин-ламы - Музей Религии, возможно там более понятны станут ритуалы Гандана. И если у вас хватило терпения дочитать до этого места, то потерпите еще немного, и поспешите за нами.

     Это бывший монастырь, в котором четыре основных храма. И если вход в Гандан бесплатный, то здесь за вход надо платить три тугрика. Походив по центральному храму и ничего не поняв, мы, в конце концов, присоединились к одной из экскурсий и проделали с ней путь по всем четырем храмам. Вторая обитель монахов за день – большая нагрузка на память. Я, конечно, постарался все по горячим следам записать, но ….

     Итак, Гол-Сум (главный храм) – храм, где происходили служения. Обстановка в нем очень близка к храмам Гандана, но гораздо больше различных артефактов  - масок, статуэток и др. В центре большая золоченая статуя Будды-Учителя Шакьямуни XVIII века на львином престоле. По правую руку от него находится, одетая в церковные одежды,  маленькая фигурка основателя монастыря и религии Лувсанхайдава, построившего храм на собственные средства и средства собственной жены Сурэнхорло. Это не просто статуэтка. По смерти основателя, его сожгли, пепел смешали с папье-маше и вылепили эту фигурку – она раскрашена, и как живая. Слева от Будды расположена в натуральную величину фигура настоятеля монастыря – настоящее мумифицированное тело ламы Балданчоймбола, раскрашенное и одетое в ритуальные одежды.

     На молельных диванчиках лам лежат музыкальные инструменты. Инструменты такие же, как в Гандане, плюс флейта из красного дерева. А еще два чумуггандана, это своего рода флейты, делавшиеся по обычаю из бедренной кости только восемнадцатилетней девушки, умершей только от первых родов. Это чисто монгольский музыкальный инструмент. Он так и представляет собой кость с суставами, разрисованную и украшенную серебром. На этом инструменте играют только в начале и в конце служения.
 
     В витринах расположены маски разных божеств. Маски в основном устрашающие. Эти маски одевались во время праздника Цам, т.е. торжественного богослужения. Оно проводилось в конце августа. В богослужении участвовало более ста лам. Ввиду торжественности и важности мероприятия, ламы предварительно тренировались. И это было нелишне - в масках надо было провести весь день, а самая тяжелая маска, маска бога огня и победы, весит 32 килограмма. Маска эта целиком сделана из красных кораллов. Такую маску носили, укрепляя ее на плечах, и смотрели через ее зубастый и клыкастый рот. Было 108 разновидностей глиняных масок, олицетворяющих собой какое-либо качество, чувство, характер и др. Кроме маски бога огня и победы, есть еще четыре  большие маски, изображающие четырех духов – по числу гор, окружающих Улан-Батор.

     Празднество Цам обставлялось множеством различных ритуалов. Например, впереди процессии несли длинные и толстые хвосты, сшитые из тигровых шкур, как бы очищая путь процессии от духов. Последний Цам был проведен в конце августа 1937 года. Об этом напоминает стенд с фотографиями того времени. В настоящее время Цам восстановили, и проводят его в середине июля в монастыре Эрэнэ-Зуу.

     В центре второго помещения храма место экстаза. Экстаз проводился шесть раз в месяц - по числу божеств-дармапалов, т.е. богов-хранителей, страшных по виду, но добрых по сути. Они принимали страшный вид в битве со злыми духами. Это символы победы. В каждом монастыре существует почетное место - трон богде-гэгэна – верховного правителя, не важно, посещал ли он когда-либо этот монастырь, или нет. Данный монастырь был осчастливлен посещением богде-гэгэна единственный раз в 1915 году.

     Самое почетное место - сэнтэй. На нем сидят самые почетные ламы. Оно возвышается над всеми сидениями за счет большего числа разноцветных подушек. По правде говоря, это не подушки в нашем понимании, а такие сантиметров по 5-10 толщиной плотные, размером метр на метр плитки – вероятно шерсть, обшитая материей. Каждый слой – это повышение ламы в чине. До 25 слоев насчитывалось в иных храмах. На музейном сэнтэе только 5 слоев.

     У задней стены - фигура главного дармапала. У него 9 голов, 34 руки (для подавления 34 врагов религии), и 16 ног для подавления грешников. В Монголии существовало 500000 богов такого вида – все производные от этого дармапала. На выходе из храма картины страшного суда. В отличие от всех религий, в Монголии, кроме горячего ада, существует еще и холодный ад, где в ледяных пещерах замерзают грешники. Есть восемь подразделений холодного ада за три типа прегрешений: языком, телом и душой.

     Другой храм музея – храм Дзу, посвящён Будде Шакьямуни, духовному учителю и легендарному основателю буддизма. Это место только для молитв. Все украшения в нем, фигурки богов и людей, сделаны из глины и ярко раскрашены. Три статуи Будды: Будда молодой, пожилой Будда и Будда старый. По обе стороны каждого Будды две меньших размеров статуи его учеников – пожилого и молодого. У Будды 16 архатов, т.е. апостолов, учеников и четыре махараджи — четыре бога-хранителя, каждый из которых оберегает одну из четырех сторон света. Их статуи расположены в нишах-пещерах по обе стороны от Будды, символизируя аскетизм и отшельничество апостолов. Из истории известно, что сам Будда был отшельником в течение шести лет.

     Возле Будды кучка ячменя (о нем я писал ранее (1)) и семь различных драгоценностей, символов государства. Это фигурки царя, богатыря, матери, коня и др., - символы власти, силы, материнства и др.

     Далее храм Ядама - «храм тайной тантры». Этот храм закрыт для верующих – в нем молились только настоятель и ламы, достигшие очень важных чинов - выше, чем аграмба. Храм со всех сторон окружен стенами. Центральной фигурой храма является фигура бога йога-драната. У него четыре лица (на четыре стороны света), 12 плеч, на каждом по 2 руки, на каждой руке по 5 пальцев, на каждом пальце 3 сустава (если я правильно все понял и запомнил). Таким образом, 4+12х2х5х3 = 364, т.е. число дней в году. Если год високосный, то и на этот счет был выход. В руках йога-дранат держит фигурку дармапала женского вида (женской эманации) - это и есть 365-й день.

     Есть еще храм Амгалан – храм полнейшего спокойствия. Это храм в честь духовного правителя Занабазара (1635-1724 годы). Начиная с него, было только восемь духовных правителей – два в Монголии и остальные в Тибете. Это был очень образованный и умный лама, знавший ремесла и искусства. Он сам отлил свою фигурку из бронзы, и по образу и подобию этой фигурки делались позднее все остальные. В 1661 году он основал новую письменность – квадратными буквами. Первая буква его азбуки входит сейчас в герб республики, символизируя независимость.

     Да, для одного дня явный избыток впечатлений. Надеюсь встретиться с вами, в том числе и по религиозным вопросам Монголии, еще не раз, а пока в путь – что-то мы задержались в столице.

1) Смотри рассказ «Если вы не бывали в Гандане»:  http://www.proza.ru/2012/01/11/504


Рецензии
Остается купить билет, поехать на Восток и последовательно объездить Монголию, Манчжурию и Корею. Мечтаю до умопомрачения. Спасибо!

Тина Шанаева   13.11.2014 14:10     Заявить о нарушении