Их жизнь. В краю голубых озёр. Книга 2. Часть 9

               
     16 октября 1962 года Робка с утра зашёл в кабинет начальника цеха Трулиса, поздоровался с ним и молча протянул ему заявление об уходе.  Янис Петрович внимательно прочёл его, посмотрел в глаза Робке, и спросил:

  -  Ты, хорошо подумал? А, Гринцевич?
  -  Да, Янис Петрович, - твёрдо ответил Робка.
  -  И куда же ты пойдёшь работать?
  -  У меня отец работает прорабом в Краславской МСО, он берёт меня на свой участок.
  -  Ты, хоть понимаешь, что стройка, это не столярка, там работать несравнимо труднее, это - не под крышей, не в тепле! Понимаешь?
  -  Ничего, и там люди работают, если они могут, то и я смогу! - Ответил Робка.
  -  Я работать хочу, и деньги зарабатывать, а не болтаться без дела, как у вас!
  -  Ну, что же, - помедлив, ответил Трулис, - если ты твёрдо решил... Я препятствовать тебе не буду... Мне самому это ваше противостояние изрядно надоело! Иди, с Богом! Придёшь после обеда, я к этому времени подготовлю твои наряды. Завтра получишь расчёт.

     20 октября Робка уже был принят на работу по специальности плотник. Но, это, как говорится, для порядка, а на самом деле, что делает вся бригада, то и ты будешь делать...
     Попал Робка на новый объект, поле в зелёной траве, на котором сделана обноска и натянута проволока по наружным граням будущего фундамента. Это в 6 км от Дагды, по дороге на Краславу, теперь Дагда уже была составной частью Краславского района.
     Утром вылезли из будки, установленной на бортовую машину, стащили будку, сколоченную из деревянных брусков и оббитую чёрной жестью, покрашенную чёрной краской. Машина являлась основным средством по доставке грузов на объект.
   - Так, Барейка, Кроман, Узолинь, Вержбицкий, езжайте на колхозную пилораму, загружайте тонкомер (брёвна небольшого диаметра), доски, толь, короче - всё, что пилорамщик покажет. Остальным - копать траншеи, - распорядился бригадир.
     Несколько человек сходили к ближайшему хутору, притащили оттуда штыковые и совковые лопаты, разобрали инструмент и начали копать траншеи.
     Робка поглядывал на остальных и делал то же самое, что и другие. Бригадир неподалёку от Робки старательно копал траншею,  грунт бросали внутрь будущего здания, пойдёт под полы.
     Бригадир одобрительно хмыкал, видя, как Робка неутомимо бросает полные лопаты земли. Грунт был довольно лёгкий, супесь, почти без камней.
     Ладно, хорош, перекур! - Распорядился бригадир. Рабочие побросали лопаты, полезли в карманы за куревом. И, пока они курят, я хочу внести пояснения в своё повествование.
    
     1962 год - самое начало деятельности Краславской МСО. Техники, за исключением грузовых машин, никакой, единственные представители малой механизации - тачки, что-то погрузил, перевёз к нужному месту - выгрузил...
     Абсолютно всё делалось вручную: земляные работы, приготовление бетона и раствора, привезут кирпич на объект, разгрузка - тоже вручную, и т. д.
     На объект прибыла бригадная машина, разгрузили тонкомер, доски, толь, начали сколачивать сарай для хранения строительных материалов и для хранения цемента, который тогда привозили  россыпью, и выгружали тоже вручную. Невдалеке вторая группа рабочих сколачивала бытовку. Остальные копали траншеи.
     Погода стояла хорошая, прохладная, не дождливая. Работать - в самый раз!  Почти весь октябрь в тот год простоял без дождей и заморозков. Только в ноябре начались морозы и пошёл снег.
    
     Бригада  приезжала утром на объект, хором стаскивали будку на землю, Робку частенько посылали грузить гравий совковой лопатой на машину в каръере, потом он этот самый гравий выгружал из машины на боёк, так рабочие называли щит из досок размером 6х6 м, потом кучу гравия на бойке обсыпали со всех сторон цементом и 4-ка рабочих из одной кучи делала две, потом - из двух одну, потом - опять две, и опять - одну.(Даже написать утомительно, а, ведь, эту тяжёлую работу надо было сделать!)
     Таким образом перемешивался вручную гравий с цементом. Затем эта сухая смесь разгребалась от центра к краям бойка, в центре образовывалось  углубление, туда вёдрами заливали воду и начинали перемешивать сухую смесь с водой, т.е. - делали бетон.
     Перемешивали до тех пор, пока бригадир не скажет: - Хорош! - Тогда, с облегчением, выдыхали из груди воздух и садились отдохнуть, вытирали пот со лба. Уверяю читателя, это очень трудная работа!
     Грузчики объездили все окрестные поля, собрали камни, убранные колхозниками с пахотной земли на края поля. Этот камень шёл в забутовку, т.е. - укладывался внутрь бетона в фундамент, самые крупные камни, как правило, укладывали на дно траншеи, чем больше уложишь камней, тем меньше понадобится бетона!
     Выше земли ставилась опалубка из досок, наружная и внутренняя, и уже в опалубку укладывался бетон и камни. Вот и эта работа подошла к завершению.
    
     Несколько дней разгружали белый силикатный кирпич, который привозили на 4 - х грузовых машинах сразу.
     Выгрузили его по периметру будущего здания. Пришёл день начала кирпичной кладки, запас песка для приготовления раствора был сделан заблаговременно.
     Раствор для кладки делался так же, как и бетон, только песок просеивали через сито, чтобы камешки, даже мелкие, не могли попасть в раствор.
     Достаточное количество ящиков уже  было сколочено, подсобники насыпали раствор по ящикам.
    Бригадир подошёл к Робке с новенькими кельмой и молотком каменщика, протянул их ему и сказал:

  - Бери, Роберт, они - твои, будешь учиться кладке. Запомни: кельма всегда, после работы, должна быть вымыта, тогда с нею работать легко. На ручках вырежь свои инициалы.
    Станешь рядом со мной, что буду делать я, то и ты, если надо будет, я тебя поправлю. Не робей, воробей! Не боги горшки обжигают! Юзя!  - ты на том углу станешь! - Барейка молча кивнул головой.
  - Робка внимательно наблюдал, как бригадир уложил первые кирпичи в угол, как они с Юзей натянули жилку, сколько раствора он берёт на кельму, как выравнивает кирпич по жилке, пристукивает кельмой к другим кирпичам, обрезает кельмой лишний раствор, выступивший за край кладки.
  - Давай, Роберт, гони к центру от меня, я - кирпич, ты - кирпич... Следи, чтобы кирпич был вровень с жилкой, и пару миллиметров не доходил до неё, лады? Этот, первый ряд кладки, кладётся поперёк стены, называется - тычковый, а если вдоль стены, то - ложковый.

    Робка взял левой рукой кирпич (силикатный кирпич весит 5-6 кг, в зависимости от влажности), положил кельмой небольшое количество раствора на боковую грань кирпича, зацепил кельмой раствора побольше, уложил его на толь ( по верху фундамента была сделана гидроизоляция из двух слоёв толя, приклеенных на горячий битум), разровнял так, как это делал бригадир, подстучал кельмой кирпич, подгоняя его плотнее к кирпичу бригадира, прикинул глазом, вроде ровно с жилкой, но не касается её, посмотрел в глаза бригадиру, тот одобрительно кивнул:
 - Молодец! Давай следующий!
   К обеду Робка уже почти не отставал от остальных каменщиков по скорости кладки. Здорово болели пальцы левой руки с непривычки, но, как приятно было на душе!
   Он осваивал новую профессию! В этой, быстро поднимающейся вверх стене, был и его, робкин, труд!
   В его душе поднималась гордость за свою новую профессию. " Я - строитель! - Думал он. - Это звучит гордо!"
 - Обед! - Зычно крикнул бригадир. Каменщики повтыкали кельмы в раствор и пошли в бытовку.
   
   Робка по-быстрому съел два яйца, сваренные  вкрутую, с двумя кусками чёрного хлеба, помазанными  сливочным маслом, запил всё это холодным чаем из бутылки, прижался спиной к стене бытовки, сколоченной из досок, закрыл глаза, и... через пару минут погрузился в сон...
   Проснулся он от того, что его трясли за плечо:
 - Вставай, соня! Работать пора!
   И опять, кирпич, раствор, кирпич, раствор, согнулся, разогнулся... Всё сильнее болели пальцы левой руки, они уже с трудом удерживали кирпич в руке...
   Кое-как, но, всё же, Робка додержался до вечера.
 - Молодец! - Хлопнул его по плечу бригадир. - С тебя - толк будет!
 - Ещё какой! - Поддержал бригадира Фред Барткевич, молодой, красивый мужчина атлетического телосложения. - Первый день на кладке, а уже, почти, не отстаёт от остальных каменщиков!

   Спустя неделю, Робка уже ощущал себя настоящим каменщиком, и укладывал он в стену кирпича, пожалуй, побольше остальных, только за бригадиром трудно было угнаться, любо-дорого было наблюдать, как спорится работа в его руках, с какой скоростью укладывается кирпич в стену! ( Боюсь, я, не очень-то понятно написал, о ком речь... Я говорил о бригадире, Яне Яновиче Лоце, человеке, оказавшем большое влияние на Роберта, он стал главным Учителем его, как строителя...)

   В один из дней, Юзя Барейка нагнулся к колесу тачки, чтобы, вместе с подсобником поднять её вверх и вывернуть раствор в ящик, выпрямился с грузом, раствор оказался в ящике.
   И, вдруг, Юзя громко охнул, схватился за поясницу, и, неестественно выгнув спину, поплёлся в бытовку...
 - Ну, что же, давай, Роберт, давай, становись на Юзин угол! - Распорядился Ян Янович.
 - Бригадир, я же не умею угол класть! - Удивился Робка.
 - Ты видел, как  я это делаю? Видел! - Улыбнулся бригадир. - Давай, становись на угол! И не робей!

   К вечеру этого дня Робка и на углу чувствовал себя довольно уверенно...
   Юзя Барейка две недели провалялся с радикулитом, и обе эти недели Робка стоял на углу. И угол этот у него, получался достаточно качественный, в отвесе, как говорят строители...

   А за это время, что Робка отработал на стройке, осень сменилась зимой, наступили морозы, начал падать снег...
   Теперь, по утрам, приходилось разбивать ломами замерзающую за ночь прорубь, выгребать лёд, носить воду в бочки и греть её, почти до кипения, и этой горячей водой превращать сухой раствор в мокрый, которым можно ложить кладку.
   Мама из старой одежды шила рукавицы сыну, за что он ей был очень благодарен, потому, что рабочие рукавицы выдавались в количестве одной пары на месяц, выходили они из строя, иногда за один день, если, например, на объект приходило сразу несколько машин с кирпичом, который надо разгрузить вручную...
   Отец договорился с начальством, и они пообещали ему, что с весны возьмут на работу и Лёню. Тот очень обрадовался, когда отец сообщил ему об этом.
   В воскресенье Робка решил сходить в кино в 15 часов. Денёк выдался погожий, светило солнце, слепил глаза белый снег, блестевший на солнце мириадами мельчайших бриллиантиков, морозик был в пределах 10-15 градусов.

   Ещё издали он увидел Сашку Лукапёрова, стоявшего неподалёку от входа в кинотеатр. Робка подошёл к другу, протянул руку:
 - Привет!
 - Привет! - Ответил Сашка. - Чего один? - Спросил Робка, часто видевший Сашку с Ниной.
 - У меня с нею - всё! - Хмуро глянул Сашка в робкины глаза.
 - Чего так? - Полюбопытствовал Робка.
 - Были мы с нею на танцах в клубе, - начал рассказывать Сашка, - вышел я в туалет, возвращаюсь, смотрю, а она с курсантом из Даугавпилсского военного училища танцует! - Сашка помедлил, заходили желваки на скулах, - И так она мило ему улыбается, смотрит в глаза, он что-то увлечённо ей говорит... Перехватил я её после танца... Спрашиваю:
 
   - Нина, ты - моя девушка, или как? - Она удивлённо посмотрела на меня, и отвечает: - Я что, твоя жена? Я, пока ещё, свободна! С кем хочу, с тем и танцую! Или ты думаешь, что единственный парень на свете? Есть и другие, кому я нравлюсь! Этому курсанту, например!
     Я стою, смотрю на неё... И, вдруг, она мне такой чужой показалась, даже противной...
   - Спасибо! - Говорю.
   - За что? - Удивилась она.
   - За то, - говорю, - Что так хорошо всё объяснила! - Повернулся, ухожу...
   - Сашка! - Она мне в спину. - Я остановился, оглянулся: - Что?
   - Ты хорошо подумал? - Спрашивает.
   - Да, - говорю, - между нами всё кончено! - Она оглядела меня насмешливыми глазами с головы до ног, и говорит:
   - Ладно, посмотрим!
   - Долго смотреть будешь! - Отвечаю. - Боюсь, надоест! - И ушёл!.. Вот так вот, Робка! Так что, путь свободен! Дерзай!
   - Сашка... Ну, какая мы с нею пара... Подумай сам! Разве что, людей смешить...- Ответил Робка. - Я слишком много сил потратил, чтобы вырвать её, отсюда, - показал он рукой на левую сторону груди. - Умом я, с первого дня, понимал, что ничего у нас с нею не будет... Сейчас уже полегче, другие девчонки отвлекли... Не даром же говорят, что лучшее лекарство от любви - новая любовь!
   - И как успехи? - Поинтересовался Сашка.
   - Какие там успехи! - Махнул рукой Робка. - Афанасьевы уехали в Даугавпилс, да и, если бы и не уехали, я, всё-равно, с Райкой порвал бы... Душой она, такая же, как и Нинка, два сапога - пара! Люда Сорочкина тоже уехала, учится в Орловской области, в Болхове, хочет учительницей стать... А я, и сам не знаю, чего хочу... Тянет уехать, куда-нибудь, посмотреть новые места, познакомиться с новыми людьми... Неужели... всю жизнь... прожить в Дагде, а?
   - А я, так мечтал в военное училище поступить, как Алька Пудниек, а меня за высокое давление срубили на медкомиссии...- Сказал Сашка.
   - Надо было лекарсто выпить, понижающее давление, что же ты? - Удивился Робка.
   - А я, знал? Я ж думал, что у меня всё в порядке со здоровьем! - Ответил Сашка.
   - Ничего, на следующий год поступишь, подлечишься, выправишь своё давление, всё будет хорошо! Главное - не падай духом! - Утешил его Робка.
   - А у тебя как дела на новой работе? - Спросил Сашка.
   - Да... В общем-то, нормально, - ответил Робка. - Каменщиком стал, даже на углу работаю...
   - Это, как? - Не понял Сашка.
   - Ну, в смысле, угол  выкладываю, это считается трудным делом, - ответил Робка.
   - А, ну да, - Сложил углом руки Сашка, - что это я, глупые вопросы задаю... А как вы кладку делаете? Мороз же!
   - Греем воду, почти до кипения, перемешиваем с сухим раствором... Конечно, труднее, и медленнее, но, что делать! Зима!
   - А не жалеешь, что от нас ушёл? У нас - круглый год - тепло! Да и полегче, я думаю, а? - Опять спросил Сашка.
   - Нет! - Помедлив, ответил Робка. - В стройке тоже много привлекательного, чувствуешь значительность своей работы.
    Своя квартира, или дом, самое главное в жизни любой семьи, ведь так? А  потом уже, всё остальное!
    Все здания на Земле - построены руками строителей! Да, труднее, устаёшь больше, мокнешь, мёрзнешь, но, как приятно посмотреть на стены, которые растут вверх, над Землёй, и которые будут стоять много лет, даже когда нас уже не будет... - Улыбнулся Робка, глядя Сашке в глаза.
   - Ничего Сашок, помиритесь вы с Ниной! Вы - красивая пара! Всё у вас будет хорошо! - Хлопнул он по плечу друга.
   - Нет! - Твёрдо сказал Сашка. - Отвернуло меня от неё. Напрочь!.. Познакомился я недавно, с одной латышечкой, Валей зовут... Десятиклассница она, миленькая такая, просто прелесть! Взглянет мне в глаза, засмущается, покраснеет, улыбнётся... Зубки беленькие, глаза... как вишни! Ласковые такие, лучистые! - Мечтательно улыбнулся Сашка.
   - Да, Сашка, что-то я раньше от тебя таких слов не слышал, ты, прям, поэт, а? - Засмеялся Робка.
   - Да ну, поэт... Это Ванька мой стихи обожает, заучивает их. Девчонкам мозги пудрит...  А чего стоим? - Спохватился он. - В кино опоздаем!
   - Не боись, - опять засмеялся Робка. - Мама пропустит! - И они пошли в кино...

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/01/15/2017
   


Рецензии
Трудная работа строителя.
При Андропове хозспособом и мы, связисты,
строили несколько домов для своих очередников.
Нашлись среди нас и каменщики, и штукатуры…а
большей частью подсобные рабочие.
В их числе была и я. Подавали кирпич, убирали
хлам, клеили обои… Нас, молодых, тогда
начальство чаще других отправляло на хоз.работы.

Татьяна Завадская   04.12.2023 17:05     Заявить о нарушении
Подсобники тоже нужны на стройке. Р.

Роман Рассветов   05.12.2023 15:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 70 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.