Как я плавал на гитлеровском флагмане

      Недавно я разбирался со своим архивом и среди многочисленных фотографий, документов, вырезок и грамот обнаружил почтовую чёрно-белую открытку с фотографией красавца лайнера-флагмана Черноморского флота СССР дизель-электрохода "Россия". Открытка не была заполнена с обратной стороны и явно куплена и привезена в Москву моей мамой для воспоминаний о нашем совместном отдыхе. Эта открытка мгновенно перенесла меня на 50 лет назад, на Кавказ, где "самое синее в мире Чёрное море моё", где по утрам на пляже из репродукторов звучала "Рио-Рита" или хриплый любимый голос Утёсова, где...Впрочем обо всём по порядку.

      В детстве я часто болел ангинами, и врачи советовали маме отвезти меня прогреться на Чёрное море. До 1955 года у нас такой возможности не было, а летом 1955 года мы с мамой впервые поехали отдыхать на Черноморское побережье Кавказа в посёлок Хосту близ Сочи. В той нашей первой поездке для меня 9-летнего мальчишки было много чего интересного и я об этом, при случае, расскажу. А сейчас возвращаюсь к дизель-электроходу "Россия".

      В один из дней, когда было не так жарко и душно, мы с мамой отправились на глиссире в Сочи посмотреть город и достопримечательности. После осмотра и обильного обеда мы отдохнули на пляже, а затем прошли в порт для покупки билетов на обратный путь. Мама поинтересовалась в кассе насчёт морских экскурсий и сказала мне, что есть билеты на теплоход "Россия" на завтра до Сухуми. В Сухуми - обезьяний питомник, который я очень хотел увидеть, маме моей было всего 35 лет и она легка на подъём. Короче, билеты тут же были куплены, мы вернулись в Хосту, а следующим полднем мы уже плыли на "России" вдоль кавказских берегов в Советскую Абхазию.

     Напомню, что Великая Отечественная Война закончилась всего 10 лет назад. Ещё встречались в море немецкие и наши мины. Страна жила бедно, хотя мы дети этого практически и не осозновали: нам не с чем было сравнивать. Но меня, да и маму(я это видел) "Россия" просто потрясла. Это была сказка, в которой всё было и всё очень красивое. Были магазины и парикмахерские, рестораны и кинозалы,потрясающие белые рояли, широкие лестницы, украшенные ковровыми дорожками и великолепные люстры, были туалеты, о которых мы, имеющие дома туалет типа сортир, могли только мечтать. Про интерьеры, про полы, изготовленные из ценных пород дерева я и не говорю, поскольку в 9-ти летнем возрасте в этом не разбирался. Я понимал одно: вокруг меня потрясающая красота. Но главное, на теплоходе был бассейн, в котором я плавал впервые в жизни. Короче, незабываемых впечатлений от не нашей жизни было полно. Что -то подобное я испытал несколько раньше, когда дома в Москве( а вернее в г.Бабушкине, ставшем Москвой только в 1960-ом году) побывал на квартирах некоторых своих одноклассников, вернувшихся с родителями в СССР из наших оккупационных войск в Германии. Какие же детские игрушки были у моих однолеток! 

      Да, так вот. Для пассажиров, севших на "Россию" в Сочи, была организована экскурсия по дизель-электроходу, из которой я ничего не помню за исключением того, что судно было построено до войны на германских верфях, называлось "Адольф Гитлер" и досталось нам после войны в качестве возмещения понесённых нами потерь. Теперь оно называлось "Россия" и было флагманом Черноморского флота.

      Мы приплыли в Сухуми вечером. Нас встречала толпа местных женщин, предлагавших жильё. Мама выбрала русскую женщину, которая какими-то тёмными проулками привела нас к себе, накормила и рассказала много интересного, да так, что я до сих пор помню. Оказалось, что Сухуми был родиной Лаврентия Берия -члена Политбюро ЦК КПСС, всесильного министра госбезопасности, расстрелянного всего лишь полгода назад в Москве, как враг народа и империалистический шпион. В Сухуми же и прежде и теперь проживала мать Берии. До "падения" Берии матери в Сухуми оказывали царские почести. Например, когда она шла в церковь(естественно в сопровождении охраны), из церкви удаляли всех верующих. Кроме того, до "разоблачения" Берии, Сухуми снабжался продуктами и промтоварами по первой категории. Всё закончилось со смертью Берии. И мать его уже никто не охранял, и с продуктами была напряжёнка. Достаточно сказать, что приютившая нас женщина собиралась на следующий день в 6 часов утра занимать очередь в хлебный магазин. Магазин открывался в 8 утра, а к 9 часам хлеб заканчивался. Наша русская хозяйка также предупредила нас, чтобы по вечерам мы сидели дома: к русским стали относиться намного хуже и уже было несколько уийств на национальной почве. Мы заверили, что никуда не будем вечером уходить и легли спать. Наутро после завтрака мы погуляли по городу, зашли в обезьяний питомник, в котором обнаружили грустных обезьян то ли шимпанзе, то ли макак; решили, что в Сухуми больше делать нечего и, купив обратные билеты на теплоход "Пётр Первый", отплыли в Сочи.

       Прошло много лет. Я часто вспоминал свои летние поездки на юга, и конечно самую первую поездку, и связанное с ней плавание на "России". Меня очень занимала история этого корабля, но мы жили в советское время, когда не было принято задавать не нужные вопросы. А затем пришло иное время, появилось море информации, и главное, появился Интернет. И я воспользовался его услугами и наконец-то узнал на каком же судне(дизель-электроход "Россия") я в действительности плавал летом 1955 года.

       К середине 30-тых годов прошлого века заметно активизировался пассажиропоток между Германией и западным побережьем Южной Америки. Обслуживающая это направление немецкая судоходная компания HAPAG, расположенная в Гамбурге, решила заказать для этого направления, а также для главного направления из Германии в США новый современный пассажирский лайнер, который бы продемонстрировл всему миру устремлённость Германии в будущее, её высочайший инженерно-технический и культурный уровень. От закладки до ввода судна в эксплуатацию( июль 1938-ого года) прошло всего 14 месяцев(!!!). Чтобы подчеркнуть величественно-патриотическую миссию судна, ему дали название "Patria"- "Родина" в переводе с латыни. После ввода в строй это судно действительно стало лучшим пассажирским судном, соединившим Европу и Америку. Особо стоит отметить, что наряду с целым рядом технических новинок, в том числе и кондиционеров, на высочайшем культурном уровне был решён вопрос внутреннего оформления корабля в стиле Арт-Деко(разновидности неоклассицизма). По мнению экспертов оформление лайнера было выполнено элегантно и изящно и стало своего рода одним из шедевров стиля Арт-Деко.

      Сразу же после первого месячного круиза по Североевропейским странам судно становится представительским лайнером для Германского Имперского правительства, и 21 августа 1938 года в г. Киль дизель-электроход "Patria" посещают фюрер Третьего Рейха Адольф Гитлер и венгерский главнокомандующмй(будущий диктатор Венгрии) адмирал Хорти с супругой. Четырьмя днями позже "Patria" ушла в свой первый трансатлантический рейс по маршруту Гамбург-Шербур-Вальпараисо(Южн. Америка). Вторая мировая война прервала мирные рейсы судна, и с 1940 года по апрель 1945 года "Patria"использовался в качестве военного общежития в портах Щецина и Фленсбурга. А в конце апреля 1945 года, после самоубийства Гитлера, во главе Германии оказалось правительство гросс-адмирала Дёнитца. Прибежещем этого правительства оказался Фленсбург, в порту которого в это время и находилась "Patria", ставшая официальной резиденцией Дёнитца и его правительства. После капитуляции Германии и ареста Дёнитца и его правительства, судно было официально объявлено британской военной добычей(1 июля 1945 года), поскольку Фленсбург находился в британской зоне оккупации Германии. Последовало некоторое переустройство судна на британской судоверфи и два его рейса по маршруту Ливерпуль-Нью Йорк под новым флагом и с новым названием -"Empire  Welland". На Потсдамской конференции после демарша советской делегации по поводу разделения немецкого торгового флота, лайнер был передан(февраль 1946 года) Советскому Союзу, получил название "Россия" и вошёл в состав Совторгфлота с портом приписки-Одесса. Вскоре "Россия" становится на трансатлантическую линию Одесса-Нью Йорк. Совершив несколько таких рейсов лайнер переводится в середине 1948 года на обслуживание пассажирской каботажной линии Одесса-Батуми и становится на долгие годы флагманом Черноморского пассажирского флота. Хочу заметить, что плавание на "России" долгое время было очень престижным, но абсолютно доступным делом для многих, в том числе и для простых советских труженников(моя мама была в 1955 году, когда мы с ней плавали, учительницей в средней школе). 

      Но время шло и судно старело. В конце 1985 года, прослужив Советскому Союзу почти 40 лет, дизель-электроход "Россия" был списан и направлен в Сингапур к месту разделки на металолом. Но мне не хотелось бы кончать статью на такой минорной ноте. Долгие годы дизель-электроход "Россия" участвовал в съёмках различных художественных фильмов. А в одном из них он даже сыграл одну из главных ролей. Помните этот диалог:"Михаил Светлов? Да, Михаил Светлов." В фильме Гайдая "Брильянтовая рука" в роли красавца теплохода "Михаил Светлов" выступил красавец лайнер, герой статьи дизель-электроход "Россия". Все морские сцены фильма сняты на "России". И Андрей Миронов поёт и пляшет на палубе лайнера "Россия".

Я перечитал статью. Вроде всё так, но чего-то не хватает. Какая-то мысль была. Ах-да. Мы очень многое узнаём, к сожалению, не во время. Вот и то, что я изложил об истории дизель-электрохода "Россия" было долгие годы под запретом. А почему? А почему тогда же в 1955 году мы с мамой не увидели на лайнере почётную доску с надписью:Дизель-электроход "Россия"(бывший немецкий "Patria")передан в 1946 году  Советскому Союзу за победу над Германией! Почему такая или подобная доска не появилась позже? А потому!      


Рецензии