Война Судного дня. Окончание

После разгрома египетской группировки в районе «Китайской фермы» на южном фронте наступил решительный перелом. Войска АОИ стремительно продвигались вперёд в глубь египетской территории. Наступление моторизованной пехоты в сопровождении танковых колон и поддержке ВВС развивалось одновременно по трём направлениям: запад, север и юг.

Вскоре две танковые колоны, двигавшиеся на север, вышли к городу Исмаилия. За несколько часов под натиском израильских танков город пал. На поле боя осталось 110 подбитых египетских танков. На южном участке Суэцкого канала войска АОИ тоже добились решительной победы.

Они полностью окружили 3-ю египетскую армию. В «котёл» попало более 24 тысяч солдат и офицеров. Израиль овладел обширными египетскими территориями на африканском континенте. Израильские танки остановились на расстоянии получаса езды от Каира. Исход сражения на южном фронте был предрешён.
               
Воистину катастрофическая ситуация для еврейской страны сложилась в первый день войны на Голанских высотах. Здесь вдоль сирийской границы, была сооружена так называемая «Пурпурная линия», первая линия израильской обороны.

Она представляла собой фортификационное сооружение из 17 укреплённых пунктов. В каждом из них находилось два отделения пехоты (20 человек) и взвод танков (4 танка). С сирийской стороны Голанские высоты защищал противотанковый ров шириной в 4,5 м и глубиной 3 м.

Он протянулся от горы Хермон на севере до долины Ярмук на иорданской границе. В день начала войны на Голанских высотах были дислоцированы две израильские бронетанковые бригады со 177-ю танками «Центурион», одна пехотная бригада и 11 батарей самоходной артиллерии.

6 октября 1973 года ровно в 13.50 1300 танков и 40 тысяч сирийской пехоты атаковали плато Голан. Такого мощного удара АОИ от Сирии никак не ожидала. Атака началась с авианалётов и жесточайшей артподготовки.

Позиции израильтян были буквально накрыты шквалом снарядов. Сирийские танковые колонны сходу прорвали первую линию израильской обороны. Обходя по флангам укреплённые пункты, танки и пехота растекалась по трём главным направлениям от захваченного города Кунейтра.
 
Одновременно на горе Хермон, где находилась израильская станция раннего оповещения, был высажен сирийский десант «коммандос». В скоротечном бою погибли все защитники укрепления. Станция тоже оказалась в руках сирийцев.

Одновременно на мирное население Израиля обрушились сотни  многокилаграммовых бомб. Сирийские ВВС вели жестокую бомбардировку всего живого не только на Голанских высотах, но поселений и киббуцов на севере страны.

Три сирийские дивизии гигантской лавиной спускались к подножью гор. Мощный танковый кулак неумолимо приближался ко второй линии израильской обороны. «Пурпурная линия» оказалась в тылу наступающих сирийских войск. Но защитники дотов яростно отбивали непрерывные атаки арабов.
 
ВВС Израиля несколько раз пытались атаковать сирийскую столицу. Но безуспешно. Дамаск был окружён мощной пятипоясной ракетной обороной. Пробить её израильским лётчикам так и не удалось.
В ночь на 7 октября на Голанские высоты начали прибывать резервисты. Именно им выпала нелегкая доля сдержать наступление взбешённого врага. И солдаты честно выполнили свой долг. Как когда-то панфиловцам, им тоже отступать было некуда.

С голанских холмов, где шли сражения, хорошо просматривалось озеро Кинерет и город Тверия. Молодые ребята хорошо понимали, что до подхода основных сил нужно было стоять насмерть. Сотни их полегло в этой неравной схватке. Но они выстояли. Продержались.

Бои на Голансих высотах оказались самыми жестокими и кровопролитными за всю предыдущую историю еврейского государства. В этот решающий судьбоносный момент для еврейского государства его рядовые граждане проявили истинное мужество и подлинный патриотизм. Вот несколько тому документальных примеров.

Резервиста Давида, жителя одного из киббуцов Севера Израиля, известие о начале войны застало в Испании. Там он вместе с женой проводил свой медовый месяц. Узнав о вероломном нападении арабов, он сразу же вылетел в Тель-Авив. Вечером того же дня был уже на северном фронте.

Противотанковая батарея, которой командовал Давид, оказалась на острие атаки 25-ти сирийских танков Т-55. Несколько часов батарея сдерживала танковый натиск. Артиллеристы подбили 14 танков врага. Когда было уничтожено последнее орудие, Давид  с горсточкой, оставшихся в живых товарищей, заняли круговую оборону. Все они погибли в этой неравной схватке.

А вот ещё один пример мужества и высочайшего военного мастерства. Семь «Центурионов» взвода Меера Замира в «Долине Слёз» были атакованы 30-ю сирийскими танками Т-62. Танкисты капитана Замира не дрогнули.

Они вступили в неравный бой, который продолжался весь световой день. И вопреки арифметической логике молодые еврейские ребята победили. Им удалось подбить все 30 Т-62, не потеряв при этом ни одной своей машины.

Но истинным Героем Израиля в сражении за Голаны в Войну Судного дня стал подполковник Авигдор Кахалани. Он командовал первым батальоном 7-й танковой бригады.

9 октября в той же «Долине Слёз» 100 танков бригады вступили в бой с целой сирийской бронетанковой дивизией, в составе которой имелось  более 500 танков. В течение четырёх дней и трёх ночей шло сражение танкистов с пятикратно превосходящими силами арабов.
 
К концу боя оставшиеся в живых танкисты были близки к изнеможению. Всё это время они не смыкали глаз. Даже поесть не было время. На исходе четвёртых суток, наконец, прибыло подкрепления. Сирийцы дрогнули и отошли. На поле сражения осталось 260 подбитых сирийских танков и много другой военной техники.

Но и потери израильтян были огромными. Из 100 «Центурионов» 7-й бригады уцелели только семь танков. До подхода резерва бригада ценой собственной гибели почти четверо суток сдерживала лавину сирийцев численностью в 1300 танков.

Батальон Кахалани находился на самом острие этого сражения. И во многом его мужество и умелые действия решили исход битвы за Голаны. За этот подвиг Авигдор Кахалани был награждён самым почётной в Израиле наградой –  Орденом Мужества.

К концу четвёртого дня танкового сражения, когда его исход уже ни у кого не вызывал сомнения, прозвучали знаменитые слова генерала Рафаэля Эйтана, будущего начальника Генштаба АОИ. Он передал их по полевой рации всем участникам сражения: «Спасибо воины, вы спасли народ Израиля!»

Разгром сирийских войск в «Долине Слёз» по-существу решил судьбу всей войны в пользу Израиля. После этого поражения Сирия уже не оправилась. Под напором АОИ сирийские войска начали тотальное отступление. Больше похожее на заурядный драп.

Арабы несли огромные потери от израильской артиллерии. Для её подавления сирийцы попыталось, было, использовать авиацию. Но эта попытка потерпела полное фиаско. Из 30 МиГов, поднятых в воздух, 17 было сбито. Остальные восвояси ушли на базы.

13 октября израильские войска подошли к сирийской границе. Министр обороны генерал Моше Даян возражал против вступления на территорию Сирии. Он резонно опасался предсказуемой реакции СССР, грозившего военным вмешательством.

А вот начальник Генштаба генерал-лейтенант Давид Элазар настаивал на атаке. Он добивался полного разгрома группировки сирийский войск. Премьер-министр Голда Меир поддержала начальника Генштаба. Тем самым вопрос о вторжении на сирийскую территорию был решён.

Танковые колонны АОИ сходу прорвали мощное оборонительное укрепление в районе поселения Саса и вторглись на территорию Сирии. Огромные потери понесла и иракская дивизия. Она как могла прикрывала беспорядочное бегство сирийцев.

Захватив с боями несколько населённых пунктов, израильские войска вынуждены были приостановить наступление в 40 км от Дамаска. Это случилось 17 октября 1973 года. Само собой, по сугубо внешнеполитическим причинам.

Собственно в этот день война с Сирией закончилась. Правда, 22 октября произошёл ещё один тяжёлый бой. Израильские десантники отбили у сирийцев укрепление на вершине горы Хермон. В настоящее время здесь располагаются «глаза и уши» Израиля.
               
Советский Союз, спасая арабские страны от очередного позора полного разгрома, стал настойчиво требовать срочного прекращения огня. США уже по своим собственным соображениям поддержало предложение советского правительства.

21 октября две сверхдержавы внесли на обсуждение Совета Безопасности проект резолюции о прекращении огня на Ближнем Востоке. За её принятие единогласно проголосовали все члены Совбеза.

Так появилась на свет Резолюция № 338. Соглашение о прекращении огня должна было вступить в силу 22 октября ровно в 19 часов 52 минуты. Египет, разумеется, тоже согласился на прекращение боевых действий.

10 ноября воюющие страны подписали соответствующее соглашение. И уже через пять дней состоялся обмен пленных. Меняли по принципу «всех на всех». 8301 египетский солдат и офицер был обменен на 241 израильтянина.
               
А вот Сирия выполнять требование Резолюции ООН отказалась. Несмотря на большие потери, она ещё в течение более чем полугода упорно продолжала военные действия против Израиля.

Всё это время СССР бесперебойно снабжал Сирию вооружением и боеприпасами. В сирийской армии в этот период постоянно находились многочисленные советские инструкторы и разного рода советники.

И только в мае 1974 года было подписано соглашение о разъединении войск. Израиль вывел свои войска с анклава на территории Сирии. В том числе и из города Кунейтра на Голанских высотах.

Разрушенный город сирийцы восстанавливать не стали. Они превратили его в музей под открытым небом. Теперь на заброшенные развалины былого города водят высоких иностранных гостей и прочих туристов. Дабы они воочию могли лицезреть последствия «агрессии» израильской военщины.

А вскоре 179 пленных израильских военнослужащих (невероятная цифра в военной истории Израиля) были обменяны на 370 сирийских солдат и офицеров. И среди них – более двух десятков советских военных инструкторов и прочего технического персонала. Кстати, этот персонал часто попадал в плен, находясь в сирийских танкахе. По-существу СССР, как и в случае с Египтом, на Голанских высотах вмешался в чужую войну. 
 
Победа в Войне Судного дня Израилю досталась очень дорогой ценой. На полях сражений погибли 2552 солдата и офицера АОИ. 420 человек попало в плен. Израиль потерял 800 таков.

Потери арабов и на этот раз оказались более значительными. Только Египет и Сирия потеряли убитыми более 18 тысяч человек. Почти 8,5 тысяч солдат попало в плен. В общей сложности арабские страны лишились 2200 танков.

Большие людские потери и экономические тяготы, возникшие после войны, вызвали брожение в израильском обществе. Появилось движение протеста против политики правительства Голды Меир. Демобилизованные участники войны стали требовать создания государственной комиссии по расследованию причин катастрофического провала в первые дни войны.
 
И такая комиссия была создана. Её возглавил Ш.Агранат, Президент Верховного Суда Израиля (Суда Справедливости). Политических нюансов комиссия не касалась. Она занялась исследованием сугубо военные аспектов проблемы.

Выводы комиссии оказались весьма печальными для руководства Армии Обороны Израиля. Основную ответственность за неудачи в начале войны, как ни странно, возложили на начальника Генштаба генерала Давида Элазара и некоторых высших офицеров Генштаба. Под давлением общественности правительство Голды Меир, а с ней министр обороны Моше Даян и начальник Генштаба Давид Элазар вынуждены были подать в отставку. 


Рецензии
Это был патриотизм, которого так сейчас не хватает России.

Сергей Мельников   16.01.2012 13:03     Заявить о нарушении
Ну и слава Богу, что нет повода для патриотизма военного времени!

Лев Израилевич   16.01.2012 14:16   Заявить о нарушении