Комплексы. 15. Любимый учитель
"Учитель, воспитай ученика,
чтоб было у кого потом учиться."
Хочу "незлым тыхым словом", т.е. очень по-доброму, вспомнить учителя черчения БЕРЕЗУ Владимира Андреевича. Он в моей жизни сыграл значительную роль. Владимир Андреевич говорил очень тихо, возможно у него была профессиональная болезнь учителей - связки. К своему стыду, не знаю точной причины его болезни. Но его, на удивление, слушали и слышали. В классе всегда стояла мертвая тишина. Я, как мне тогда казалось, вообще ничего не смыслила в черчении, но оценка была отличная, наверное, попадала "пальцем в небо", отвечая на уроках. Иногда мы возвращались домой из школы вместе, т.к. жил учитель в с.Павловка, которая граничила с нашим селом, а я в начале Кучурган, по ул. Ленина, 13. Кстати, по жизни самое счастливое для меня число. Я делилась с ним своими планами на будущее. А мечтала с первого класса быть только учителем, по-другому не мыслила и не представляла свою жизнь. У меня за плечами уже были курсы стенографии, которые я, учась в 9-10 классах, достойно закончила. Планировала, что если не поступлю в университет на филфак, то поработаю год стенографисткой... Свидетельство об окончании двух курсов давало мне такое право. На что Владимир Андреевич мне сказал: (запомнила на всю жизнь!) "Это не работа. Каждый начальник будет стремиться овладеть твоим телом." Боже! Какие мы были тогда закомплексованные, я чуть сквозь землю не провалилась от таких слов, покраснела и не нашлась что сказать, но мне почему-то сразу перехотелось работать в подчинении таких начальников. Потом он меня стал отговаривать от учительства. Привел в пример свою семью (его супруга, Полина Гавриловна, тоже была учителем.) Учителя учат и воспитывают, дескать, чужих детей, а до своих руки почти не доходят. Лучше выбрать другую специальность и иметь семью, детей... Эти разговоры, естественно, посеяли сомнения в моей душе и в Ленинград я ехала без особого энтузиазма, в итоге в Ленинградский государственный университет не поступила, и ни капельки не жалею об этом. Я поступала в университет на филологический факультет с отделением переводчиков. И получила тройку по английскому языку из-за неправильного произношения. Все задания билета я выполнила. Помню учительница, (для приема экзаменов привлекались учителя школ) принимавшая у меня экзамен, сказала, с сожалением, глядя на две предыдущие пятерки и четверку по уже сданным предметам,(английский язык был последним четвертым экзаменом):"Девочка, легче научить, чем переучить!" Я тогда не добрала двух баллов до проходного и естественно не прошла по конкурсу. С этими же оценками я пыталась поступить в Ленинградский пединститут, но недобор был на факультет, после окончания которого мне пришлось бы работать с умственно-отсталыми детьми в специальных детских учреждениях и я не решилась оставить документы. Не смогла да и не захотела обречь себя на такие жертвы. Да и желание быть педагогом у меня немного поостыло. Поработала пионервожатой в Каменской средней школе. Мне доверили преподавать 2 месяца русский язык и литературу, пока учительница была на курсах повышения квалификации. Я за этот период наставила уйму двоек и единиц, т.к. ученики были очень неграмотны. Потом пришлось помогать их исправлять, а то в классе была бы половина двоечников. Еле успели до конца года. Желание стать учителем у меня постепенно улетучилось...
Но не ранее описанное стало главной причиной отказа от своей взлелеянной мечты.
В селе, где я работала, было много жителей молдавской национальности или смешанные браки русско-молдавские и украинско-молдавские. Учащимся очень плохо давался русский язык. Они делали в диктанте по 12-15 ошибок, т.е. писали ниже, чем на единицу. Вот я и расстаралась, наставила. Я даже предположить не могла, что в этой школе существуют двойные стандарты. Когда с курсов вернулась учительница и увидела, что я натворила, стала ежедневно устраивать диктанты и меня привлекала к проверкам тетрадей. Так вот, она мне давала две ручки: красную и синюю. Красной правились только ошибки значительные, а синей - остальные, аккуратненько, вроде - ученик исправил,чтобы троечку натянуть. Я ужаснулась! Сразу мысль: а вдруг и мне таким образом пятерки натягивали, значит, знания - дутые?... Еле дождалась выходных, чтобы домой поехать и сразу на чердак, где хранились старые тетради, судорожно листаю, пытаясь найти следы правок, но ... всё обошлось. В моей школе это не практиковалось. Значит, знания мне дали достойные!
Своего Учителя, Владимира Андреевича, я после окончания школы встречала несколько раз. Один раз, когда заканчивала техникум, кстати, с красным дипломом и экзамены вступительные в техникум сдала на отлично. ОН спросил, кем я буду по окончанию. На что я с пафосом ответила:
- "Инспектором..."
- ???
- "Только не уголовного розыска, а бюджета!" выдержав значительную паузу добавила я.
Мне кажется ответ его удовлетворил.
Второй, случайно, в автобусе ехали вместе из Раздельной. Поделилась с ним, что изменила место жительства, переехала из Днепропетровской области в молодой город Комсомольск-на-Днепре, на Полтавщине. В ответ на то, что город профилируется на добыче открытым способом и дальнейшим обогащением железной руды, он покачав головой сказал:
- "Бедная девочка! И за что это тебе?" Он просто знал то, о чем я старалась не думать, насколько в нашем городе вредна экология. Ему было жаль, что меня жизнь забросила в такое неблагополучное место жительства. Говорят, что Владимир Андреевич ещё жив. Я этому очень рада! Многая ему лета!!!
"Учитель, воспитай ученика.
Сил не жалей его ученья ради.
Пусть вслед твоей ведёт его рука
Каракули по клеточкам тетради.
Пусть на тебя он взглянет свысока
Себя на миг считая за провидца.
Учитель, воспитай ученика!..
Чтоб было у кого потом учиться". Эпиграф взят из этого стихотворения Евгения Винокурова.
P.S.
И ещё: случайно в Интернете пересеклась с писателем, публицистом из г.Раздельная Василием Колпаковым. Он автор книги "100 выдающихся раздельнянцев". И там, в этой книге, я нашла строки о моём любимом учителе и даже стихи, ему посвящённые, написанные его землячкой Валентиной Большаковой. Послала Василию и свои воспоминания. Возможно, они тоже войдут в следующее издание. Людям надо говорить и делать хорошее при их жизни, ибо "Делать людям хорошее - хорошеть самому". Рада, что успела.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Свидетельство о публикации №212011301879