Родовая земля. В гостях у отшельников
В 400 км. От Казани, на границе между Татарстаном и Удмуртией есть необычное поселение. Если посмотреть с дороги – ничего особенного: несколько деревянных домишек расположилось на поляне у леса. Нет между ними ни заборов, ни электропроводов. Канализации и водопровода вы тоже не заметите, зато из печных труб тянется дымок. Здесь живут люди, добровольно ушедшие из городов на свою родовую землю.
- Вы, значит, поместья наши посмотреть хотите? Что ж, дело хорошее. Поселению в этом году уже семь лет исполнилось, - рассказывает Михаил Н., мужчина лет 30-ти, везя нас по кочкам старой дороги.
Несколько лет назад Михаил с будущей женой пришли в местную администрацию и написали заявление на участок. Они были одними из первых новоселов, решившихся взять в собственность 1 гектар земли, чтобы построить на нем дом, посадить сад и постараться не зависеть от цивилизации.
- Трудно, конечно, было оформить землю. Мы ведь решили поселиться практически на месте разрушенной деревни. Сложно было свой адрес почтовый получить. У нас в стране еще не привыкли, что люди хотят деревню восстановить – кипу документов пришлось оформлять, прежде чем смогли ее взять в собственность. Зато потом сразу принялись за дело…
Ну вот мы и приехали.
Показалась резная табличка с названием поселения и планом территории. На нем участки жителей (каждый величиной с гектар) были обозначены шестигранниками, по форме напоминающими пчелиные соты. Несколько таких «сот» образуют ромашку с общей территорией по центру. От трассы участки защищены кустарником. Хотя, учитывая отдаленность поселения (до ближайшей деревни 2 часа ходу), непрошенные гости здесь бывают редко. Добраться можно только на своей машине – автобусы здесь не ходят. Мы с другом имели смелость попытаться доехать до поселения автостопом. В нужную сторону остановилась единственная машина…так мы и познакомились с Михаилом, чудом узнавшим «своих». Как оказалось потом, знакомы мы были еще по аське, когда искали информацию о новых экопоселениях в России…. Тем временем мы въехали почти в центр поселка, впереди показался двухэтажный деревянный домик.
- В этом доме сегодня праздник – день рождения, зайдем ненадолго, - предложил Михаил.
Сбросив рюкзаки в сенях, с октябрьского холода ощутили мы тепло горницы и сразу были усажены за стол хозяином – молодым мужчиной с бородой и веселыми синими глазами. Кроме нас за деревянным столом сидело еще несколько человек – друзья и родственники. Приветливо поздоровалась с нами молодая женщина с грудным младенцем на руках – глаза у него тоже были синие и веселые.
- Садитесь, пожалуйста. У нас еда вегетарианская. Вот плов, вот грибы, квасу отведайте.
Еда была простая и вкусная. Но когда мы попробовали домашнего квасу, то уж не могли остановиться, пока все не выпили.
- Какой у вас квас замечательный, рецепт, наверно, какой-то особенный?
- Да нет, обычный рецепт – смущается хозяйка, - это вы еще нашего фирменного березового квасу не пробовали.
И тут же из погреба была принесена бутыль шипучего напитка из березового сока, по вкусу чем напоминающего шампанское, но, на мой взгляд, гораздо вкуснее. Мы даже слегка захмелели: толи от напитка, то ли от печного тепла и необычного духа. Но уже пора было идти – в поселении намечалось общее собрание. Поблагодарив радушных хозяев, мы встали из-за стола. Когда уходили, заметила во дворе интересную конструкцию погреба – земляной холм с дверью внутри.
- Сейчас пойдем Виктора слушать – он был на семинаре в поселении под Москвой. Там рассказывали, как свою усадьбу правильно обустроить, новым способам садоводства, - поясняет нам Михаил по дороге, и мы уже заходим в другую избу.
Деревянный пол и стены, большая русская печь. В углу – образа. Вдоль стен по лавкам рассаживаются жители поселения – в возрасте уже люди, но есть и молодые. Одеты по-простому, чисто.
- Мы здесь каждый занимаемся свои участком и это хорошо. Но надо нам еще и об единении подумать надо, о том, что мы можем для блага всего поселения сделать, - начал Виктор.
Если бы я увидела этого человека где-то в другом месте – подумала бы, недавно из заключения вернулся. Такая у Виктора была внешность характерная. Но когда он начал говорить, голос его, мягкий и спокойный, рассеял все образы. А рассказывал он удивительные с точки зрения городского человека вещи. Как правильно выкопать пруд, чтобы рыба не померзла зимой, какой формы обустроить грядки, что делать с дорогой, чтобы ее не размывало дождями и т.д. Пока шла лекция, в избу забежали несколько детей. Непоседливые и смешливые, они быстро юркнули на печку и оттуда, шушукаясь, наблюдали за взрослыми. А те решали свои взрослые проблемы: у кого-то медведь ульи разорил, у другого - зайцы кору на деревьях погрызли… А мы сидели и во все глаза смотрели на поселенцев: старика и его жену, у которых на лицах появлялись лучики морщинок, когда они улыбались. На молодую женщину, положившую голову на плечо мужу, на кота, по-хозяйски расположившегося под лавкой. И как-то светло стало в избе, хотя даже лампочки в ней не было. А еще не верилось, что за окошком идет 21-ый век с его нанотехнологиями, вечными кризисами и политиками.
Ночевать пошли к Ришату, мужчине лет 30-ти, пригласившему нас к себе. Хотя и была у нас с собой палатка со спальниками, отказываться от предложения не стали. По дороге Ришат рассказывал нам, как живется в поселении людям, еще вчера пользовавшимся всеми благами цивилизации. Ох как непохоже это место на традиционную деревню! Всего здесь живет 15 семей, у каждой во владении находится участок земли, на котором они по мере сил и средств, строят дом и высаживают необходимые для жизни растения. Растут здесь плодовые деревья: яблони, вишни, а по краям участков – сосны и кедры. На грядках выращивают овощи. В каждом хозяйстве имеется баня и погреб, пруд, в котором водится рыба. Многие держат пасеку, обеспечивают медом себя и живущих в городе близких. В редких домах стоят генераторы электроэнергии, в основном жители пользуются керосиновыми лампами и свечами. Отопление печное, вода из колодца, туалет на улице. Есть здесь свои художники, плотники. Женщина одна так и вовсе приноровилась печи класть. Сначала себе сложила, потом соседу, так и пошло… Поселение еще только развивается, поэтому многие семьи приезжают сюда наездами – в остальное время зарабатывают в городе деньги на строительство своего дома.
- Я впервые приехал сюда три года назад. Прошлой весной уволился с работы, прожил здесь все лето. А потом понял, чтобы до ума участок довести, нужны деньги, – рассказывает Ришат. - Устроился снова, теперь вот на выходные сюда приезжаю, работы разные по участку делаю. Работы здесь много еще, иногда до ночи копаться приходится…
Конечная цель – заработать достаточно средств и перебраться насовсем в свое родовое поместье – так называют свой участок поселенцы. По их мнению, если правильно распорядиться своим гектаром, возможно полностью обеспечить себя продуктами – еще и излишки останутся. Сейчас круглогодично в поселении живет пять семей. Детей возит в ближайшую школу автобус. За семь лет в поселении родилось двое малышей. Причем роды принимали мужья –« в бане поставили корытце, налили воды теплой, в воду и рожали женщины». Тот ребенок, которого мы видели в первом доме, как раз был рожден в поместье: на вид крепкий, здоровый. Опасений за свою жизнь у нас не вызвал.
- А видели бы вы, как мы здесь Новый год празднуем. Все собираются в одной большой избе, готовят угощенье, поздравляют друг друга, потом выходят во двор – там ставим прожектор, играет музыка, взрослые и дети в снежки играют, веселятся… Вот и мое жилище – не взыщите, всего лишь времянка, пока свой дом не построю.
Мы открыли дверь в небольшую постройку, похожую на деревенский сарай. Внутри было тепло – Ришат затопил печь и пригласил разделить с ним скромный холостяцкий ужин – гречку, приготовленную с овощами – морковь Ришат выкопал тут же с грядки. Не думала, что привычная крупа может быть такой вкусной.
- А чай у тебя есть?
- У меня свой чай. Я вас сейчас настоем из сосновых иголок угощу!
Завернувшись в спальники мы пили терпкий настой с медом, говорили, тлела свечка… Незаметно как-то уснули и проспали богатырским сном 12 часов – до того тепло и спокойно стало. А утром пора уже было возвращаться. Подарив Ришату семена подсолнуха, и пообещав приехать снова, мы покинули приютившее нас жилище.
Это только пара мгновений другой жизни. Жизни, полной как трудностей, так и радости от создания своего поместья. Еще много предстоит сделать, многое преодолеть отважным жителям этого маленького кусочка земли. Получится ли у них совсем не зависеть от города, от своих привычек? Трудно сказать. Зато уже сейчас здешним детишкам привольно среди своих деревьев, а собаки не знают, что такое цепь…
Фото из поездки можно посмотреть здесь http://vkontakte.ru/album1313392_119458730
Информация об экопоселениях и идея проекта здесь http://vpomestie.ru/http://poselenia.ru/
Свидетельство о публикации №212011300216