Процесс по обвинению наслаждения

                XI

  – О Киферея Фиалковенчанная! – выпив, восклицает Шрамик. – О Блаженные Боги, сами ищущие любви! О чём вы до сих пор спорили, милые сотрапезники?! Как права Либералия, клянусь Афродитой Нежнейшей! Какая жизнь без любви?! Любовь – вот благо! Она приносит счастье, удовольствие, радость! Она порождает – или продолжает – жизнь…

  – Любовь – всего лишь стремление к сближению, вызванное видимостью красоты.

  – Стабилий, чьё это выражение – Зенона, Сфера, Хрисиппа? Не огорчай Веру подобными высказываниями, пусть и принадлежащими основателям стоицизма. Да и не только Веру, многих женщин, считаю.

  – Верно, Присцилла!

  – Да, Секстия права! – раздаются голоса римлянок.

  – Конечно, Секстия хорошо сказала, Сальвия тоже!

  – Ясно, ясно, девушки! – спешит Руф утихомирить готовых преждевременно разойтись до крика и буйства прелестниц. – Просто в вас говорят чувства, а не разум. Разум же главенствует и повелевает, ну или должен это делать. Чувства требуют наслаждений, разум ведёт к благу, добродетели, счастью.

  – О Боги! Сенатор, вам самим это ещё не набило оскомину?

  – Сколько можно клеймить наслаждение?!

  – Свободу чувствам!

  – Отменить диктатуру разума в философии! Ведь диктатуру в государстве отменили навеки, – снова зашумели девушки.

  – Что ж, похоже, придётся вернуться к старому предмету спора – о наслаждении, об удовольствии, – говорит Стабилий. – И доказать нашим обаятельнейшим оппоненткам, что их, наслаждения, следует презирать.

  – Позволю себе остаться в стороне, то есть не принимать ничьей стороны.

  – Конечно, Ребилия, – молвит Квинт.

  – Естественно, – улыбается Присцилла. – Парис, сын Приама, был судьёй в споре трёх Богинь. Ты же, подруга, будешь судьёй в нашем споре.

  Все присутствующие соглашаются с братом и сестрой Фабиями в том, что Парис достойна быть арбитром в философской полемике.

  – Позволю себе вновь вернуться, – начинает Присцилла, – к утверждению многоуважаемых стоиков, гласящему, что следует жить согласно с природой. Но ведь все живые существа избегают боли и стремятся к наслаждению, человек – живое существо, стало быть, и человеку пристало стремиться к удовольствию.

  Римлянки снова одобрительно шумят.

  – Прекрасный силлогизм, Фабия, – пытается прервать восторги слушательниц Стабилий. – Я бы и сам похвалил его ещё больше и назвал превосходным, кабы не одно упущение. Видимо, очаровательнейшая Присцилла Младшая просто-напросто запамятовала, что люди существенно отличаются от прочих существ, и что для человека жить согласно с природой означает жить согласно с разумом. Ибо разум дан ему в качестве совершенного руководителя и наставника.

  – Действительно, – поддерживает Стабилия Тиберий Руф. – А уж разум не может не отдать первенство добродетели и уж, по крайней мере, ни в коем случае не поставит удовольствие на первое место.

  – С этим, несомненно, можно поспорить, – говорит Сальвия. – К примеру, не только разум отличает человека от животных, и получается возможным, что тогда человеку надо будет жить согласно с этим «не только». Но я хочу коснуться вопроса о конечной цели. Многие школы сходятся в том, что это счастье, однако расходятся в том, что же считать таковым и как его достигнуть. Наши уважаемые оппоненты называют конечной целью обретение добродетели, что и означает для них получение счастья. На пути же к нему, утверждают они, следует не увлекаться и даже избегать наслаждений: наслаждения мешают идти прямо по этой дороге. А если некоторые добродетели, добрые дела, то есть предмет стремлений, неразрывно сопряжены с удовольствием? Что же, обходить, избегать их? Стремясь к добродетели, убегать от неё? Пожалуй, будет лучше вслед за киренаиками сказать так. Не гонись за теми удовольствиями, что недоступны тебе, избегай боли, страданий и дурного, пользуйся, наслаждайся тем, что имеешь, доступными источниками удовольствия – и будешь счастлив!..

  Парис видит, что стоики сразу втроём, Торкват, Руф и Стабилий, готовы горячо возражать её подругам, и произносит:

  – Уважаемые светлейшие гости! Как арбитр, прерываю выступления сторон, – тут Присцилла наклоняется и что-то негромко говорит ей на ушко, амазонка продолжает. – В связи с запланированными представлениями прошу о переносе прений.

  Большинство пирующих одобряет такое решение, стоики выражают недовольство, а Спурий Вописк говорит:

  – Тише, пожалуйста! Как бывший претор, целиком согласен с суждением арбитра. На сегодня процесс о конечной цели по обвинению наслаждения завершён. Считаю, к удовольствию большинства. Арбитр, скажите тост.

  – Благодарю, сенатор! Возлияния Фемиде и Минерве! Поднимем бокалы за своевременность! Друзья! Всему своё время!

  Все гости с удовольствием пьют превосходное лесбосское.



Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/13/286

---------------------
   силлогизм – логическое построение, состоящее из двух посылок и заключения. Пример силлогизма: «Если все леди делают это и Е. – леди, то Е. делает это».
   Любовь – стремление к сближению…– определение из учения стоиков.
   Фемида – (гр.) Богиня правосудия, справедливости.


Рецензии
"Любовь – всего лишь стремление к сближению, вызванное видимостью красоты"_ очень верно сказано, ни добавить, ни прибавить.

Интересно пишите!

Сулейман Хаджиев   06.02.2012 14:42     Заявить о нарушении
Благодарю, Сулейман!

Публий Валерий   06.02.2012 18:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.