Детали

Музыка в заведении где я завтракаю сегодня тише чем обычно. Кроме обслуживающего персонала и меня больше никого нет, я сижу в конце длинного, изгибающегося чуть заметной дугой ряда аккуратных, чистых столиков; каждый укомплектован набором, состоящим из одинаковых мельниц с солью и перцем, подставки с салфетками и открытки с ненавязчивой рекламкой.   
Сегодня я выскочил из кровати ни свет ни заря, что для меня редкость в выходные. Но это  особый день, утром должен был прийти сантехник, я не мог ударить в грязь лицом и встретить его с мятой физиономией. Не передать словами насколько важен был для меня этот визит, возможно важен для всех кто живет подо мной и уж точно важен для хозяйки квартиры, этой моей милой бабулечки, лучшего лендлорда на свете, которую мне никак нельзя обидеть, ведь она настоящая прелесть, моя царица медной горы, дающая мне возможность поддерживать необходимый уровень рентабельности моей полной тревог жизни и стоически игнорирующая мое разгильдяйство в вопросах менеджмента ее недвижимости.  Работник службы быта пришел вовремя как оловянный солдатик. Минуты три я подстраивался под его манеру говорить и слушать: как часто это бывает с сантехниками, парень имел особенность речи, которая не позволяла тут же с лета понять его слова неподготовленному слушателю и к тому же он обладал  способностью с опозданием воспринимать то что до него пытаются донести рачительные хозяева жилищ. Благо он быстро понял что его таланта и сноровки для исправления ситуации в моем случае не достаточно и он стремительно ретировался, не оставив мне малейшей надежды на то что я могу рассчитывать на решение своей проблемы в будущем - настоящий профессионал, сдержанный и невозмутимый (по сути глухой и немой). Одарив меня  нелепой гримасой глубокой благодарности, он аккуратно сложил полученные от меня две купюры по сто рублей и пятясь задом скрылся за дверью, возможно навсегда. Признаться я даже не расстроился, напротив мне совсем не улыбалось потратить два-три часа времени в воскресенье на то чтобы пасти благоухающего трубами, вентилями, резиновыми прокладками и бог знает чем еще, косноязычного и не восприимчивого к человеческой речи парня, пока он ковыряется в недрах моей ванной. Ок, проехали, будь что будет, мне уже все равно, пусть все потоки коммунальной жидкости обрушатся на головы моих соседей, я хочу завтракать, мне нужен омлет и кофе, меня зовет утренний город и грязный асфальт дороги.  Всем пока. Мысленно я помахал рукой  жильцам дома, их потолкам, паркетным полам,  трубам, горячей и холодной воде, моим проблемам, их проблемам, вообще проблемам и отчалил по направлению к кафе.
И вот я на месте. Вместо кофе попросил чай, пробую читать Миллера, но какие то детали постоянно отвлекают от книги. Я сегодня очень восприимчив к деталям, все вижу все замечаю. Вот подошел парень, принес мой омлет, высокий, одет в фирменную футболку заведения и джинсы. Я вижу его женственные руки - кожа гладкая,  совсем без волос, мышцы почти не просматриваются. Лицо симпатичное, улыбчивое, копна густых волос на голове. Смотрю ему вслед, он совсем тюфяк, нет упругости в походке, контуры тела расплывчатые, спина и плечи широкие, но зад им не уступает- парень совсем не спортивный, такого вполне можно принять за гея, хотя возможно он не гей. Современная жизнь нас портит, мы мгновенно ставим людям диагноз, пришпандориваем к ним лэйбаки, заносим их в списки, причисляем к группе, большинству или меньшинству, евреям и неевреям, геям и натуралам, архитипируем, проводим мини исследования и ни на минуту не сомневаемся в  истинности своих оценок. Нам нравится делать вид что мы разбираемся в людях.   Но мы часто ошибаемся, в первую очередь в оценке себя самих и собственной способности давать оценки другим. 
Я погрузился в чтение, улыбаюсь, Генри Миллер всеже очень талантливый писатель, его сарказм зашкаливает, но как же он мне по душе. Через минут пять вспомнил что мой омлет остывает, переключился на еду. Омлет сегодня с моцареллой, если честно невкусный и не потому что почти остыл, просто моцарелла похожа на расплавленный сыр сулугунь, может быть это он и есть. Травка и помидоры на тарелке щедро сдобрены бальзамиком, от этого вкус всего остального  не чувствуется, уксус забил все рецепторы. Но я не расстраиваюсь, мне хорошо и без вкусного омлета. Сегодня не хочется думать о глобальном, голова работает спокойно, никакой нервозности. Никаких мыслей о политике, работе,  отношениях с женщинами,  борьбе добра со злом, смысле жизни, смерти, боге, религии, судьбе России, ничего такого. Поэтому я так легко сегодня подмечаю нюансы, интересуюсь деталями, вижу оттенки - сегодня я живу настоящим, не жалею о прошлом, не волнуюсь по поводу будущего. Идеальное состояние разума, единение души и тела, к сожалению это редко со мной случается. В такие дни я чувствую себя счастливым. Каждый раз пытаюсь зафиксировать это состояние, продлить его хотя бы на пару дней, на неделю. Но ничего никогда  не получается, не получится и в этот раз, я знаю.  Завтра как и всегда все полетит в тартарары, я снова закроюсь в своем коконе, зажмусь, буду дергаться по каждому поводу, ломать мозг себе и людям, думать о том что мир катится к чертям, а я пыль и тлен. Гребаная рутина, изматывающая философия фатализма.
 Люди тратят невероятное количество энергии чтобы решать проблемы в лоб. Как только они видят возникшее на их жизненном пути препятствие, они сломя голову бегут ему навстречу,  стараются оседлать его, разрушить, стереть с лица земли, быстрее забыть, изгнать  из своей головы мысли о нем  как страшный сон, чтобы восстановить свой статус кво и продолжить жизнь в прежнем комфортном режиме. Но такой подход не работает, точнее работает: мы достигаем результата, решаем проблемы, но плата за нашу тупую напористость непомерно высокая.  Мы страдаем, бьемся лбом о стену, наживаем врагов, стресс, болезни, впадаем в депрессию, в общем теряем равновесие и становимся невротиками.
Как то много лет назад мне попалась на глаза книга Милтона Эриксона, известного психоаналитика, который разработал свой метод лечения психических заболеваний. В книге в доступной форме были изложены основы метода и даны примеры из практики самого Эриксона.  Идея Эриксона, описание его практики и книга в целом произвели на меня сильное впечатление. Суть метода заключается в воздействии на бессознательное пациента с помощью простых историй из жизни людей и самого пациента, рассказанных терапевтом. Проще говоря, пациент в ходе расслабленной беседы с терапевтом получает месседж, содержащийся в простых фразах, словах, голосе терапевта. Этот месседж направлен на коррекцию состояния пациента и в итоге на решение его проблемы. Таким образом путь к оздоровлению прокладывается с помощью, на первый взгляд, несущественных деталей, фактов, суждений, имеющих косвенное отношение к проблеме, так шаг за шагом человека проводят по лабиринту истории его болезни до самого ее источника.  В большинстве случаев, описанных в книге, люди сами не понимали каким образом они переставали заикаться, бояться полетов на самолете, излечивались от энуреза, депрессии, неврозов.
Я неожиданно вспомнил об этой книге в контексте сегодняшнего моего умиротворенного состояния. Мне подумалось о том, что способность отвлечься от глобального и начать замечать детали, ощущать даже малейшие колебания: изменение цвета, звука, запаха - это первый шаг к творчеству и раскрепощению. В этом состоит смысл жизни "настоящим".  Когда мы начинаем поднимать голову вверх, смотреть на небо,  замечать звезды, улавливать пение птиц, чувствовать дуновение ветра, видеть капли дождя на стекле,   тогда мир вокруг нас гармонизируется, решение наших проблем приходит как бы само собой, нас посещают светлые мысли, наш талант  раскрывается, мы выходим из потока рутины на берег,  начинаем думать  не как все, а по своему, творчески. В эти моменты мы становимся лучше, лучше чем когда мы ломаем голову по поводу работы, думаем о политике, перевариваем внутри себя навязчивые идеи, смотрим в свои ай фоны, ай пады, гуглим всякую чепуху чтобы ее затем затвитить и ретвитить. С одной стороны кажется что мы только деталями и увлечены, погружены  в нюансы, концентрируемся на мелочах, но это не так, мы увлечены стандартными алгоритмами  нашей жизненной программы, мы как роботы, делаем то что делают все, мы в тренде и бежим за этим трендом сломя голову не замечая ничего вокруг. Но быть в тренде и творить это большая разница и мы ее часто не чувствуем, не обращаем внимание на свою интуицию, создаем себе кумиров, живем по лекалам и от этого только копим свои страдания, потому что проживаем чужую жизнь, отрываясь от реальности, от времени, от самой идеи жизни. 
Да хрен с этим всем,  сегодня я чувствую себя счастливым, живым, это главное.  Уверен что сегодняшний не вполне удавшийся омлет и музыка в кафе и перец в дешевой прозрачной перечнице с мельницей на столе и снег на улице и несколько прочитанных строк Миллера и хлебные крошки на полу дали мне больше чем все интернет сайты на свете, они заложили сегодня во мне фундамент какой нибудь светлой идеи, правильного решения, гармонии. Это детали моей жизни, кванты восприятия мира, частицы мироздания, они то и позволяют мне чистым, незамутненным взором смотреть на вещи и радоваться тому что меня окружает...хотя бы иногда.
Я в это верю.


Рецензии