Мнение Гегеля о причастии

Интересно мнение о таинстве причастия Гегеля. Вначале Гегель высказывает вполне, казалось бы, традиционную мысль: «Если же постоянное сохранение общины, выступающее в то же время как ее непрерывное созидание, есть вечное повторение в верующих жизни, страдания и воскресения Христа, то это повторение определеннее всего совершается в таинстве причастия. Вечная жертва здесь состоит в том, что абсолютное содержание, единство субъекта и абсолютного объекта предлагается индивидууму как непосредственное наслаждение, и поскольку индивидуум примирен, то это совершённое примирение есть воскресение Христа» (Гегель Г.В.Ф. Философия религии. – М., 1977. – Т.2. – С.319). В этой фразе есть что-то похожее на понимание Евхаристии как жертвы Христа, что ортодоксальное лютеранство отрицает (правда, Гегель говорит о «повторении» жертвы Христа, возможно, в католическом смысле). Гегель вполне традиционен, критикуя и символическое понимание причастия: «Это реформированное представление, бездуховное, только живое воспоминание прошлого, а не божественное присутствие, не действительная духовность. Здесь божественное, истина, низведено до прозы Просвещения и простого рассудка, это только моральное отношение» (там же, С.320-321). Ни один православный не будет с этим спорить. Но потом оказывается, что «лютеровское представление состоит в том, что .. только в духе и вере присутствует Бог. Чувственное присутствие само по себе есть ничто, и даже освящение не делает просфору предметом почитания; предмет  есть только в вере, и, таким образом, в поглощении и уничтожении чувственного обреатется единение с Богом .. вне наслаждения и веры просфора есть лишь обычная чувственная вещь; процесс истинен только в духе субъекта» (там же, С.320). Последние слова поясняют все. Если таинство истинно только в субъекте, то объективно его нет, таинство совершается индивидом, а не Церковью. Нет здесь и  соединения материального (просфоры) и божественного, - материя остается лишенной Бога. Характерна критика Гегелем католического учения о причастии: «Согласно одному представлению, просфора .. благодаря освящению становится присутствующим Богом, Богом, выступающим в качестве вещи, в образе эмпирической вещи, столь же эмпирически вкушаемой человеком. Таким образом, Бог в причастии .. сознается как нечто внешнее» (там же). Церковь не согласна с католическим учение об «исчезновении» хлеба в причастии, но, конечно, Бог не является вещью в Евхаристии, Его Тело не вкушается как обычная пища, и Бог в причастии осознается не как внешнее, но как внутренняя Сущность, преображающая наша бытие.  За мнением Гегеля стоит протестантское начало, сводящее причастие к моей субъективной позиции, и, в ложном стремлении к духовности, выводящее материю за рамки действия божественной силы. Тем самым, «духовное» здесь разлучается с «материальным»,  мир отрывается от Бога. В конечном итоге, мир становиться вещью-для-нас, единственной реальностью, а Бог превращается в непознаваемую вещь-в-себе. Это уже атеизм. Но мир-для-нас, - всего лишь позиция моего сознания, явление внутри него: стало быть, существую только я, и ничего больше. Это солипсизм, означающий, что я и есть Бог. Это – сатанизм. 


Рецензии
Эх, гегель хоть и философ, но не богослов..

Гэндальф Дамблдорский   11.11.2017 19:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.