О спасении Моцарта и Баха
Полагаю, что и святые апостолы Христа не сдали бы экзамен по догматическому богословию Барту, и не смогли бы ответить на вопрос о том, чем догма отличается от догматики. Они знали другое, - Бог есть Любовь, - и доказали это своей жизнью и мученической кончиной. Правда Барта здесь в ином: в признании того, что и за пределами твоей церкви есть люди, не чуждые Богу, чье ощущение присутствия Всевышнего способно сопровождать тебя всю жизнь, помогая не сходить с пути истинного. В особенности к этому способны композиторы, поскольку музыка в первую очередь исходит из сердца и потому находится дальше от догматических особенностей того или иного исповедания, чем, например, трактаты по богословию. Я, конечно, имею здесь в виду музыку «литургических церквей» (католики, англикане и лютеране), т.к. музыка радикальных протестантов – из «другого сердца», чем музыка Моцарта, Баха или Генделя. Так, или иначе, но и немалое число православных могли бы написать письма, аналогичные письму Барта Моцарту, - в особенности, Баху. Хотя у меня лично нет уверенности, что последний находится в раю, или что ангелы играют друг другу Моцарта; полагаю, что музыка небес божественна, и все великие композиторы вместе взятые не смогли бы передать нам ее свет; я уверен лишь, что Бог милостив, и лучше нас видит, какой свет несли в мир Бах, Моцарт или Бетховен. Следовательно, нельзя полностью отвергать надежду на их спасение, - все в воле Господней. Так что, хотя уверенность Барта в спасении Моцарта и нельзя разделить до конца, но его чувства, полученные после слушания музыки Моцарта, могли бы разделить многие христианине: «уже много лет каждое утро сначала слушаю Моцарта и только потом.. начинаю заниматься догматикой. И еще в одном я должен признаться: если мне когда-нибудь суждено оказаться на небесах, то в первую очередь я спрошу там о Моцарте и только потом об Августине и Фоме, Лютере, Кальвине и Шлейермахере /../ Нас.. протестантов он недолюбливал – ему казалось, что наша религиозность («может быть, в этом и есть какая-то правда, но я этого не знаю») рассудочна, что она идет не от сердца, а от головы. Возможно, именно Цвингли.. помог бы ему найти свой собственный, прямой путь к Господу.. Однако нет никаких сомнений: Господь всегда имел особое, постоянное попечение об этом человеке; Он открывался ему всю жизнь. «Имеющий уши, да слышит!»» (Там же, С.47, 52-53). Я, разумеется, не могу разделить убеждения кальвинистского теолога, что Фома, Лютер, Кальвин или Цвинли находятся на небесах. Напротив, я уверен, что никакой Цвингли не может помочь обрести спасение в Господе, а как раз наоборот – погибель. Спасение мы обретаем во Христе и Его Церкви. И только Он, по молитвам Своих святых, может спасти те души, которые искренне славили Его, находясь за пределами Его Церкви. В конце концов, и православный не может отрицать, что Бог открывался Иоганну Себастьяну Баху. Кто мы такие, чтобы ограничивать благость Божью? Посмертная же судьба Баха скрыта от нас: если Господь помилует наши души, мы узнаем и это, а пока нам остается, - молиться о прощении собственных грехов, петь православные гимны, и.. - слушать Баха.
Свидетельство о публикации №212011300450
Гэндальф Дамблдорский 29.10.2016 07:23 Заявить о нарушении