Телефон потери памяти

Неожиданный звонок из прошлого

Как-то на днях я возвращался с прогулки с собакой и вдруг услышал телефонный звонок мобильника. Странное было ощущение: телефон как бы и звонит, а вибрация не срабатывает. Смотрю на дисплей – пусто. Положил телефон в карман, а вызов все работает и работает. И только тут я понимаю, что кто-то обронил свой мобильник, а он, бедный, надрывается, зовет хозяина.
По звуку я все же нашел этот потерянный аппарат. Надо же найти его хозяина. Через пару звонков по записной книжке на SIM-ке, наконец-то, выясняю владельца – некоего Вовку N.
В общем, через третьи-пятые лица я его все же нахожу и назначаю встречу на 21:00 на углу одного из домов по улице Молодцова. Каково же было мое удивление, когда я увидел своего давнего знакомого Вовочку, с которым меня судьба уже сталкивала. Со времени первого знакомства Вовчик из щупленького мальчика превратился пусть и в худощавого, но шустрого молодого человека.
Про это знакомство лет восемь тому назад я уже писал в нашей местной прессе. Тогда по заданию редакции я проводил операцию «Дипломат».
Суть ее заключалась в следующем: в связи с тем, что по стране прокатилась волна террористических акций, мы хотели выяснить, насколько долго оставленный без присмотра дипломат останется на своем месте. Если мне не изменяет память, тогда сертоловчание легко побили рекорды не только Чикаго, Москвы, Бомбея и прочих казалось бы неблагополучных в криминальном отношении городов (про мирный и законопослушный Сидней и говорить нечего: там дипломат простоял два дня и к нему так никто и не притронулся), но и установили абсолютный рекорд.
В те далекие времена наш испытуемый предмет в разных местах города спокойно удосуживался простоять максимум три-пять минут. Многие из тех, кто тогда позарился на наш редакционный дипломат, уже стерлись из памяти, но только не Вовчик.

А Вовчик и тогда был шустрый малый

А запомнился он потому, что действовал исключительно по-шпионски: сначала прошел мимо дипломата и сделал вид, что даже не обратил на него внимания. Затем он обошел вокруг дома и удостоверился, что нет подставы. Следующим его шагом было притронуться к дипломату и снова поставить на место, чтобы в очередной раз убедиться, что никто за ним не следит. И только когда Вовчик уверовал в то, что никой слежки нет, он схватил дипломат и пустился наутек. Слава Богу, спортом в те годы и мы занимались, и догнать маленького шалунишку не составило труда.
Так вот, как раз этот подросший мальчик и предстал передо мной.
Возвращая телефон, я поинтересовался, как же он его потерял. «Да в субботу славненько погуляли в «Башне», потом с ребятами добавили еще, потом с кем-то зацепились, а дальше ничего не помню», - пояснил мне Вовчик ситуацию.
Глядя на этого молодого человека, я поймал себя на мысли, что мыслительная деятельность его мозга фактически завершилась после окончания школы, и что в голове у него нынче только три мысли: где бы выпить, с кем бы подраться и как бы провести веселую ночь с какой-нибудь девушкой, чтобы в итоге затащить ее в постель.

Нравственный ориентир оказался в загоне

К большому сожалению, Вовчик – типичный представитель сертоловской молодежи.
День России, праздник которого вместе со все страной отмечала и вся «прогрессивная» молодежь нашего города, не обошелся (как и все праздники) без мордобоя. Серди белого дня, когда пенсионеры, сидя на скамейках перед подъездами, обсуждают последние слухи и сплетни (а, может, и животрепещущие вопросы международной политики, как знать), изрядно подвыпившая группа молодых людей около одного из домов нашей самой знаменитой улицы устроила драку. Что послужило поводом, разобраться трудно, ведь в такой группе даже небрежно сказанное слово может стать искрой.
В общем, драка удалась на славу: трое побитых, лужи крови, разорванные рубахи и огромное удовольствие одержавших верх парней.
К чему я все это написал?
С каждым годом в нашей стране порог уважительного отношении людей друг другу падет со стремительной скоростью. И не только по отношению ровесников друг другу, но и младших - к старшим, учеников - к учителям, молодых - к пожилым.
Уже становится нормой, когда молодые люди – будь то девушки или юноши – не уступают место в общественном транспорте людям старшего возраста. Уже становится нормой, когда родители приходят в школу и начинают качать права, требуя от учителя особого, эксклюзивного отношения к их ребенку.
Уже становится нормой, когда себе дороже сделать замечание распоясавшему хулигану даже школьного возраста: в лучшем случае с тобой придут разбираться «заботливые» родители, в худшем  – можно сразу же и в лоб получить, это уже как повезет.

А туда ли смотрит руководство?

По моему глубокому убеждению, Россия как суверенное государство обречена на вымирание, если в ближайшее время не обратит решительное внимание на образование и культуру.
Люди старшего поколения еще помнят, как в школьные годы возились с ними учителя, особенно классные руководители. Если не понял урок и после занятий подошел к учителю за помощью, разве какой-нибудь педагог мог отказать? Никогда. Более того, он был даже рад, что ученик стремится к знаниям.
А про классных руководителей разговор особый. Многие из них, можно сказать, буквально дневали и ночевали в школе, проводя большую часть своего времени со своим классом: смотры художественной самодеятельности, сбор макулатуры и металлолома, культпоходы, смотры строевых песен, пионерские костры – чего только не было в эти чудесные школьные годы?!
Почему сейчас педагоги не уделяют такого внимания своим ученикам?
Ответ лежит на поверхности: как государство им платит, так они и работают.
В начале 90-х годов я посмотрел американский фильм под названием «Школа», который произвел на меня глубочайшее впечатление. Сюжет этой ленты закручен вокруг семьи молодого учителя, который вместе с беременной женой приехал в один из городов США.
Меня тогда страшно поразило, что допуск учеников в школу осуществляют  охранники, которые на каждой перемене проверяет туалеты на предмет употребления школьниками запрещенных препаратов.
Я тогда подумал, что в нашей стране такое невозможно. Увы, не прошло и десяти лет, как теперь уже практически невозможно представить школу, детский сад, больницу – любое приличное учреждение без пресловутой охраны.
А финал того фильма печальный: старшеклассники насилуют жену учителя, его самого избивают, а он, доведенный до отчаяния, убивает главаря банды школьников. И ведь этот старшеклассник, этот отъявленный мерзавец, гроза всех школьников, приходя домой, становился паинькой, что его мама готова была перегрызть горло любому, кто скажет слово плохое про ее сына.

Пьедестал для учителя едва ли построят

Нынешнее руководство страны пустило образование и культуру на самотек, финансируя эти важнейшие отрасли по остаточному принципу. Те миллионы рублей, которые изначально не вкладываются в народное образование и культуру, потом оборачиваются миллиардами рублей убытков на содержание тысяч, миллионов сограждан за высокими заборами исправительных учреждений.
К сожалению, подавляющее большинство попавших туда людей не исправляется: выйдя на свободу, эти люди оказываются один на один с обществом, и, зачастую не находя работы, они совершают очередное правонарушение и снова попадают на нары. А содержать их приходится нам, налогоплательщикам.
Наши предки, скажем честно, не были глупыми людьми, когда прилагали максимум усилий для того, чтобы ребенок вырос гармонично развитой личностью. И наряду с родителями самый существенный вклад в воспитании подрастающего поколения принимали учителя: математики, русского и иностранного языков, биологии, музыки, физкультуры – всех и не перечислишь, которых объединяло то, что не втиснешь во временные рамки, не измеришь и не взвесишь - максимальная отдача детям. И выражалась она не только в пятерках, а еще и в количестве выпускников, которых долгие годы после последнего звонка тянет в родную школу; в разговорах по душам, на которые учитель жертвует, не задумываясь, часы собственного отдыха, в совместных переживаниях и радостях.
Как тут не вспомнить знаменитую цитату из трудов Владимира Ильича Ленина о том, что "наш учитель должен стоять на такой высоте, на какой он никогда не стоял и не будет стоять в буржуазном обществе".
Скажем прямо: при такой низкой зарплате, которую платят педагогам, при таком отношении государства к труду педагогов ни о каких высотах мечтать не приходится.
Более того, при таком раскладе невозможно рассчитывать на здоровую нацию, ибо каждое утро для Вовочек будет начинаться не с утренней физической зарядки или чтения газет, а с бутылочки пива.

Россия – обреченное государство?

Учительство - одно из самых уважаемых, интеллигентных и сплоченных профессиональных сообществ страны. Исключительная важность образовательной и воспитательной миссии преподавательского сообщества никогда не стояла под вопросом.
Но почему же власть не прилагает усилий к тому, чтобы привести качество жизни педагогов и условия их труда в соответствие с огромной социальной значимостью их деятельности?
Если взглянуть на проблему глубже, то в остаточном финансировании образования и культуры заложено наше будущее отставание во всех сферах жизнедеятельности, будь то космос, нанотехнологии, автомобилестроение, сельское хозяйство.
Я оптимист по жизни и мне очень хочется верить, что государство повернется к учительству лицом. И тогда молодежь не будет встречать рассвет с бутылкой пива и терять телефоны после пьяных загулов. И родители будут отпускать детей на улицу, не боясь, что какой-нибудь педофил надругается над ними. И сохранится память поколений, без которой у нации нет будущего.
Жаль только, что мой оптимизм с каждым днем все большее угасает. А как этого не хотелось бы!


Рецензии
Спасибо за тему. Сколько вранья об учительской ЗП сейчас можно услышать!.. Нас, оказывается, просто озолотили, а мы всё недовольны... Безнадёжнее и подлее времена и отношения, чем сейчас, трудно даже представить! Цинизм и пренебрежение к профессии учителя очевидно. И при всём при этом большинство моих коллег красиво и увлечённо работают, получая за свой труд позорные, унизительные деньги, на которые невозможно ни жить, ни лечиться, ни умереть...

Ирина Цаголова   14.04.2012 22:45     Заявить о нарушении
Да, Ирина, именно так. На встрече с депутатом ГосДумы Светланой Журовой я ей прямо задал вопрос, почему государство до сих пор не может разработать программу социальной защиты педагогов, чтобы, к примеру, они после 20 лет работы в школе могли получить бесплатную квартиру, бесплатную путевку в санаторий и т.д. Стыдно, когда за всю свою жизнь педагог не может ни разу выехать отдохнуть ни на море, ни за границу. Я вот не выдержал и ушел из школы, хотя мне безумно моя работа нравилась.

Валерий Степанов 58   15.04.2012 16:10   Заявить о нарушении
Вы тоже в школе работали? Я полагала, вы военный журналист. Социальная направленность явно ощущается.)

Ирина Цаголова   15.04.2012 17:29   Заявить о нарушении
Имел такое счастье работать в школе. И даже для карьерного роста были все предпосылки. Но, увы, не сложилось. А армии отданы тоже лучшие годы, но тогда писать было некогда. Журналистикой начал заниматься чуть больше 10 лет назад, так что впереди еще много открытий :)

Валерий Степанов 58   16.04.2012 15:22   Заявить о нарушении
Здорово, что вы постоянно развиваетесь, познаёте новое! Молодца! ))))

Ирина Цаголова   16.04.2012 15:31   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Ирина, за очень теплые слова. И Вам счастья и удачи в жизни!

Валерий Степанов 58   16.04.2012 15:34   Заявить о нарушении
Спасибо, Валера! Будем жить!!! )

Ирина Цаголова   16.04.2012 16:13   Заявить о нарушении