Мы звали его Бруно...

На фото Бруно Андреевич Пурин

Я горд, что знал этого человека, человека прекрасной души,  громадного кругозора и бесконечного оптимизма. Бруно Андреевич Пурин (Бруно Пуриньш) был Президентом Латвийской Академии Наук, но с ним ты всегда чувствовал себя на месте и почти дома. Я ощущал какое-то особо теплое отношение ко мне. Сначала я не понимал, чем это вызвано, но потом вспомнил, что мой дедушка - латыш и так же, как Бруно Андреевич, симпатизировал русским настолько, что стал стрелком в окружении В.И. Ленина. Помню, когда я рассказал это Бруно Андреевичу, он обнял меня и стал относиться как-то теплее.   

Бруно Андреевичу был великим жизнелюбом и очень простым человеком. Если ты приезжал в Ригу и Пурин знал это, то он обязательно находил время для встречи.
Помню, как-то мы с Анатолием Пичугиным оказались в Риге и немедленно были приглашены к  Бруно Андреевичу на дачу. Конечно, выпили, и Бруно Андреевич показал нам поиск воды с помощью рамки.  В эту ерунду я никогда не верил и был удивлен, что Бруно Андреевич серьезно говорит об этом. Возникло даже исключение академика из числа любимцев. Но, когда Бруно Андреевич попросил меня взять рамку и ходить с ней по участку, рамка всегда начинала отклоняться в одном и том же месте. Бруно Андреевич объяснял это наличием источника воды под землей в этом месте, он даже показал скважину, откуда берется вода на даче. Вот тут-то впервые зашатались мои материалистические взгляды. Потом они шатались неоднкратно и так сильно, что теперь я не претендую на звание материалиста.

Такого веселого человека, как Бруно Андреевич, я никогда не встречал. Никогда. Он знал и помнил тысячи анекдотов, и не только знал, но и любил их мастерски рассказывать.
Конечно, благодаря Бруно Андреевичу состоялись десятки школ по жидкостной экстракции и другим родственным областям. Посещали  школы и ленинградцы, например доктор наук Евгений Васильевич Комаров – мастер красивого и точного научного разговора о самых трудных моментах теории жидкого состояния.

Бруно Андреевич всегда находил интересных лекторов. Среди них был чл.-корр. АН. СССР Геннадий Алексеевич Ягодин и далее пойдут все доктора наук, среди которых легендарный Андриан Михайлович Розен – ученый универсальных знаний. Часто посещали семинар Владимир Андреевич Михайлов – прекрасный термодинамик и Генрих Васильевич Корпусов – король экстракционной аппаратуры, а также методов расчета экстракционных каскадов. Здесь бывали Анатолий Иванович Холькин – автор бинарной экстракции и Валерий Владимирович Сергиевский – умелец, показавший роль воды в экстрактах. Семинары посещал Лев Михайлович Гиндин – отец практической экстракции. Не пропускал школы по экстракции и спец в направлении поверхностных явленияй - автор этой заметки, а также многие другие. А центром внимания всегда был  Академик Бруно Андреевич Пурин.

В Шушенском, где была школа, устроенная Анатолием Ивановичем Холькиным, и при посещении Саяно-Шушенской ГЭС я особенно сблизился с Бруно Андреевичем и купался в остроумных его рассказах. Мы, пока еще живущие, никогда не забудем этого энергичного, умного человека – истинного друга России и российских ученых.

Вот что я обнаружил в Интернете. Пурин Б.А. часто там фигурирует.

Пурин (Пуриньш, Purins)   Андреевич 16.12.1928 – 21.05.2001 гг. Родился в Бердянске (Запорожская область), окончил Староюрьевскую  среднюю школу Тамбовской области. Латышский физикохимик, академик (с 1971 г.) и президент (1984 - 1989 г.г.) Латвийской АН, академик РАН (1991; академик РАН), академик АН СССР с 1987 г.
Труды по плазмохимической технологии получения высокодисперсных порошков (нитрида титана, алюминия и др.), катодному восстановлению металлов, электрохимическим способам извлечения ионов из водных растворов.

И все же, как не стремятся современные латвийские власти забыть это имя, ничего не удается – современный метод хранения информации не позволяет сделать это.

Его отца расстреляли в 30-е годы в СССР, сам он, хотя и достиг предельных высот, видимо, никогда не был угоден властям, пришедшим при развале СССР. Этим и объясняется его падение, начиная с 1990 года. Падение было настолько резким, что даже – перед смертью – он не только перестал быть директором Латвийского ИНХ - института неорганической химии, а  даже потерял лабораторию. Видимо, это подкосило его, и он ушел в 73 года.

ВТ. 

PS. Вот еще нашел такое сообщение.
Российское общество гальванотехников и специалистов в области обработки поверхности.
СОЗДАТЕЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГАЛЬВАНОТЕХНИКИ
ПУРИН БРУНО АНДРЕЕВИЧ. Доктор химических наук, профессор.

ВТ.


Рецензии