Счастливые моменты

«Мне не важно, выйдут ли из них скрипачи. Я хочу, чтобы мои ученики были счастливыми, а скрипка им в этом только поможет», - говорит мне она. Если бы я услышала подобное от обычной учительницы музыки из периферийного клуба культуры, наверное, не удивилась. Но передо мной - потомственная скрипачка из известной музыкальной семьи Анна Росновская, объездившая за 30 лет с филармоническим оркестром Зубина Меты весь мир. Ассистентка знаменитого профессора Янкелевича. Педагог иерусалимской музыкальной академии. Человек, достигший в своей профессии вершины.

ПЕРЕМЕНА УЧАСТИ

К чему ей это? Отдавать все свое умение детям из семей без каких-либо музыкальных традиций – многие из них впервые в жизни увидели инструмент - и не собираясь при этом воспитывать из них будущих лауреатов международных конкурсов. Мне казалось, что каждый учитель музыки втайне мечтает о том, чтобы его ученики стали лучшими из лучших. И уж тем более ассистентка знаменитого российского педагога Янкелевича (в мире скрипичной музыки имена учителей всегда имели значение). Анна же настойчиво повторяла мне: «Главное, чтобы эти дети были просто счастливыми». Ради этого она покинула центр страны - возможность продолжать выступления в составе известных оркестров, преподавать в музыкальной академии - и перебралась на север, где вот уже шестой год бесплатно учит музыке местных детей, которые приходят к ней с улицы. Семьи здесь живут небогато, и у них, в отличие от их столичных сверстников, нет особых возможностей изучать что-то еще, помимо школьных предметов.

Проект этот появился благодаря известному скрипачу Максиму Венгерову, решившему создать для детей севера страны музыкальную школу, работающую по особой программе. В Мигдале появилась студия с несколькими учебными классами и двумя залами. Венгеров обратился за помощью к своим друзьям из разных стран, и они пожертвовали средства для проекта «Музыканты будущего». Тогда же он предложил участвовать в нем Анне Росновской. Она отбирала детей для школы и бесплатно учила их игре на скрипке, чем занимается и по сей день. Что же касается пожертвований, то они идут на оплату аренды небольшого поместья в Рош-Пине, где располагается ныне школа, миниавтобуса, доставляющегося сюда детей со всего севера и развозящего их после занятий по домам.

Чья же эта история? Успешной профессиональной скрипачки или этих детей из северной провинции? Впрочем, неважно. Потому что в какой-то момент их судьбы пересеклись и положили начало совсем другой истории.

...Знаете ли вы, насколько счастлив ваш ребенок? Вглядитесь в его фотографии, где камера застала его врасплох. Возможно, вам откроется нечто такое, чего вы о нем не знали. Камера обнажает детскую душу. В отличие от взрослого, ребенок своих эмоций не скрывает: у него нет такого опыта. Я смотрю на экран и не могу отделаться от ощущения, что словно проживаю с этими детьми их жизнь. Радуюсь за Эреза, играющего с Анной дуэт со счастливой улыбкой на лице. Переживаю за Женю, на которую сердится ее любимая учительница. Восхищаюсь Бараком, который в свои 10 лет принимает настоящее мужское решение.

Сделать счастливым собственного ребенка легко – ведь он всегда рядом. А вот как осчастливить ребенка чужого, когда ты просто учишь его играть на скрипке? У Анны это получилось. Достаточно посмотреть на лица ее учеников во время репетиции или концерта. Музыка стала частью их личности, изменила всю их жизнь. Добавим к сему, что всего за несколько лет дети научились играть так, что их теперь приглашают выступить в престижных залах Израиля и за границей. Но - как снова и снова повторяет мне Анна – главное не это. А что же?

ЖЕНЯ

Девочка никак не может собраться. Она только что вернулась из школы, и все ее мысли еще там. Анна снова и снова просит Женю сосредоточиться на игре, потом отчаянно произносит: «Нет, это просто невозможно. Бери ноты и иди в другую комнату. Сначала позанимайся сама». Женя уходит туда с несчастным видом. В комнату заглядывает другая девочка: «Женя, что с тобой?» - «Ничего!» - резко отвечает та, едва удерживаясь, чтобы не расплакаться.

И вдруг я вижу другую Женю. На сцене. Ослепительно красивую. В темном бархатном платьице. Она играет соло с раананским филармоническим оркестром, и сам дирижер в конце почтительно пожимает ей руку, как взрослой скрипачке. Под бурные аплодисменты камера выхватывает в зале мужское лицо. Это отец Жени. Он смотрит на улыбающуюся дочь, стоящую на сцене в окружении целого оркестра, и вдруг прячет лицо в ладонях, чтобы никто не увидел его счастливых слез.
Когда Женя вырастет, возможно, она станет профессиональной скрипачкой. Если захочет. Но главное в ее истории не это. Мало ли на свете скрипачей! Скрипка помогает девочке понять что-то очень важное - учит ее терпению, упорству и ответственности, без которых во взрослой жизни не обойтись.

ЭРЕЗ

Эрез встречает Анну, когда ему уже одиннадцать с половиной лет. Она набирает малышей и, похоже, ему ничто не светит. А между тем, жизнь мальчика довольно грустная. Сверстники смеются над его неуклюжестью и полнотой, постоянно задирают и кричат обидные слова. В этом возрасте дети бывают неосознанно жестоки. Умному, доброму и впечатлительному мальчику очень хочется изменить свою жизнь, но как? И вдруг в их городок приезжает учительница музыки из Тель-Авива. Похоже, она собирается обосноваться здесь всерьез и надолго – в отличие от своих предшественниц. Кроме того, она дает бесплатные уроки, что для большинства местных семей с их небольшим достатком, очень существенно.

Но желающих слишком много, а Анна одна. Каждый день Эрез поджидает ее у входа в клуб и спрашивает: когда же она его прослушает? Так продолжается довольно долго. И не только по причине его возраста. Мальчик – по крайней мере внешне – сильно отличается от остальных детей и ведет себя немного странно. Как она будет учить его скрипке? Анне не хочется обижать Эреза своим отказом и она решает прослушать его вместе с другими детьми: кто отсеется – тот отсеется, ничего не поделаешь. И вдруг выясняется, что у этого странного мальчика огромная потребность в игре. Пройдя отбор у Анны, отныне он неразлучен со своей скрипкой и повсюду находит людей, готовых его послушать – дома, в школе, в соседнем детском саду. Кроме того, мальчик проявляет недюжинное упорство и, начав учиться играть на скрипке, постепенно осваивает рояль и альт, а затем и виолончель, что совсем-совсем непросто – это вам скажет любой музыкант. Проходит пять лет... Теперь без
Эреза невозможно представить ни один концерт, включая и тот, что был в Монреале.

На самом деле это история чудесного превращения мальчика-изгоя в настоящего короля. И знаете почему? Те, кто раньше травил и обзывал Эреза, теперь гордятся тем, что учатся с ним в одной школе, и даже просят у него автограф.

БАРАК

О таких, как Барак, обычно говорят: «сам Б-г поцеловал его в макушку». У мальчика поразительные способности ко всему, за что бы он не взялся. Чемпион Израиля по каратэ среди детей – это вам не шутки. Успевает по всем предметам. И скрипка дается ему на удивление легко. И вдруг в жизни мальчика случается нечто непредвиденное: его семья переезжает с севера в центр страны, а уроки музыки требуют ежедневного присутствия, и всем уже ясно, что он хороший скрипач.

Что же делать? Вообще-то, выход на самом деле есть. В Тверии живет дедушка Барака, у которого он мог бы поселиться. Легко сказать... Мальчику всего десять лет, и ему предстоит принять очень серьезное, взрослое и драматическое решение. И не только ему, но и его родителям, к которым он сможет в таком случае приезжать только на выходные. В этом непростом и мучительном поединке побеждает скрипка, точнее – любовь мальчика к ней, и мудрость родителей, которые готовы поступиться многим ради того, чтобы видеть своего сына счастливым. Далеко не каждый папа и не каждая мама готовы совершить такой подвиг ради своего ребенка. Разве не случалось вам встречать родителей, которые любят ребенка прежде всего для себя, словно пытаются прожить за него его жизнь?

Барак по-прежнему живет в Тверии и продолжает играть на скрипке, принимая участие в больших и серьезных концертах. Станет ли Барак профессиональным скрипачом? А, может, спортсменом? Ученым? Или программистом?...Не так уж это важно. Главное – он уже не утратит способности принимать настоящее мужское решение даже в самой непростой ситуации.

АМИТ

К моменту, когда Анна перебирается на север, 12-летний Амит, уже два года посещает школьные уроки музыки, играя на дарбуке, флейте, электрогитаре и электро-органе. Его родители – выходцы из Марокко, тяжело работают, чтобы обеспечить троих детей. Музыка – единственное, что есть у Амита.

Однажды он попадет в дом своей учительницы и впервые в жизни видит настоящий рояль. «Я хочу на нем играть», - говорит он. Учительница не дает уроки игры на клавишных и просит Анну подобрать мальчику подходящего педагога. Анна приводит его к пианистке и замечательнму педагогу Любе Эпштейн, с которой она работает вместе.

Поначалу Люба в шоке и не знает, что ей делать с новым учеником. Амит потрясающе играет все по слуху, но не знает нотной грамоты. С помощью Любы он осваивает ее всего за полгода, и теперь даже аккомпанирует ученикам Анны в отсутствии своего педагога. Через восемь месяцев после того, как Амит впервые садится за рояль, он играет в Монреале знаменитый соль-минорный фортепианный квартет Моцарта вместе с Бараком, Эрезом и Женей. А так же - Дебюсси и Гаврилина.

«Он настоящий гений!» - говорит всем Анна, хотя Амит совсем не ее ученик, и когда в Иерусалим приезжает Вильям Шварц, Президент американского фонда, спонсирующего культурные проекты в Израиле, она умоляет его послушать Амита. У именитого гостя через несколько часов самолет. Он недоволен. Устал от подобных просьб. Да и чего можно ждать от мальчика, который сел за рояль всего восемь месяцев назад в возрасте двенадцати лет, когда другие дети начинают играть чуть ли не с трех! Однако Вильям Шварц идет вслед за Анной и уже в самом начале прослушивания теряет дар речи. Мальчик играет на уровне выпускника музыкальной академии. «Вы говорите, он сел за рояль восемь месяцев назад?» - задумчиво переспрашивает он Анну. И она видит, что это уже совсем не тот Вильям Шварц, к которому она подошла на лестнице четверть часа назад. Анна понимает: у Амита появляется шанс. Она счастлива.

ОНИ ТОЧНО ЗНАЮТ, НА ЧЕМ ХОТЯТ ИГРАТЬ

Ну что у них за жизнь, – скажете вы, у этих юных скрипачей, которые вынуждены играть по многу часов в день и ничего другого не видят. Позвольте не согласиться. Во-первых, не вынуждены. Это их выбор. Во-вторых, скрипка открывает им такие миры, о которых их сверстники и не мечтают.

Анна уверяет меня, что не родители приводят к ней своих детей, а как раз наоборот: дети приводят к ней своих пап и мам. К тому же они точно знают, на каком инструменте хотят играть. Бывают, конечно, исключения...Вот перед ней мальчик. Растерянно оглядывается, не знает, что сказать. «Ты сам решил ко мне прийти, или тебя привела мама? – спрашивает Анна. Ребенок признается: «Мама очень хочет, чтобы я играл на скрипке». – «А сам ты чего хочешь?» - «Играть в футбол».
Дети, которых Анна отбирает в ученики, точно знают, на чем хотят играть, и готовы заниматься этим с утра до вечера. Ну а как же школа, уроки, домашние задания? Как ни странно, но ее ученики, играющие на скрипке по многу часов в день, успевают по всем предметам, при том, что в отличие от других детей, посещают далеко не все уроки. Скрипка учит их ответственности и собранности. И они зарабатывают право играть на ней столько, сколько они хотят, хорошей учебой, наверстывая дома то, что пропустили в школе. «Мы договорились с детьми, что будем посещать уроки, которые ведут талантливые учителя, даже если их предметы не самые важные для багрута, - говорит Анна. - В школах моих детей знают, и всегда отпускают с урока, когда я прошу. Но для этого пришлось немало повоевать».

...Два года назад министерство образования проводило в Беэр-Шеве конференцию на тему «Талантливый ребенок и его учитель». Анна взяла с собой Барака, которого ее участники слышали раньше. Ее спросили: «Как вы с ним занимаетесь?» Она ответила: «Вряд ли вас обрадует то, что я скажу. Мне постоянно приходится забирать своих учеников со школьных уроков и договариваться с директорами о специальном расписании. При этом мои дети получают отличные оценки по всем школьным предметам – они очень ответственно ко всему относятся и научились работать дома». Вопреки ее ожиданиям, профессор Гарбуз из Беэр-Шевского университета поддержал ее: «Я не представляю, как можно вырастить такого ребенка, - и указал на Барака, - в рамках традиционного учебного процесса».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ? НИ ЗА ЧТО!

Сначала она учила их в местном культурном центре или классах, которые ей предоставляли директора школ. Недавно юные скрипачи переехали в просторный пятикомнатный дом в Рош-Пине, который Анна арендовала для занятий и где она, собственно, сейчас и живет.

...Я застаю их здесь рано утром за завтраком, который приготовила для них учительница. Сегодня пятница, укороченный день – подвозку заказали на три часа дня, а не на семь вечера, как в другие дни. Одному мальчику ехать в Мигдаль, другому на Голаны, третьему в Тверию... Даже за завтраком они не теряют времени даром – слушают запись пьесы, которую собираются репетировать.

В будние дни дети приезжают сюда сразу после школы, обедают, отдыхают, делают уроки, разучивают новые произведения, играют дуэты, трио, квартеты, готовятся к концертам. Обеды готовит Анна, посуду моют они. Вечером учеников развозят по домам. Получается что-то вроде продленного музыкального дня. Ей говорят: «Почему бы тебе не взять детей к себе на полную неделю? Ведь были же такие интернаты для одаренных детей при московской консерватории!» - «У моих детей есть родители, братья и сестры...Как же я могу отнимать их у семьи и создавать для них музыкальный детский дом?» Анна считает, что без участия родителей, их доверия к ней и понимания ими потребностей своих детей, дело, которое она затеяла шесть лет назад, было бы обречено. Мать Эреза как-то сказала: «Я родила своего сына, но Анна – его духовная мать». Эрезу приятно было это услышать. Он ни от кого не скрывает, что хочет быть, «как Анна».

БЫТЬ КАК АННА

В этой истории, где судьба Анны переплелась с судьбами ее учеников, все персонажи одинаково важны. И без монолога учителя нам тоже не обойтись.

- Я до 13 лет почти не разговаривала. У меня не было потребности общаться, - говорит мне Анна. – Скрипка была моим голосом, я была счастлива, когда играла. Беда была только в том, что папа, которого я обожала, еще и учил меня играть на скрипке и всякий раз очень переживал по поводу каждого моего промаха. Ему, блестящему скрипачу и сыну клейземера, казалось, что все так просто. «Играй, как я, и все!» - повышал он голос. Однажды, после особенно тяжелого урока, я в отчаянии засунула скрипку в шкаф, накрыла ее подушками и выбежала на улицу. Я шла, не разбирая дороги, и вдруг поняла, что кроме скрипки у меня ничего нет, и вся моя жизнь теперь лишилась смысла.

Сами того не сознавая, мы повторяем своих родителей. Помню, как я заставляла свою маленькую дочь часами играть на скрипке, чем отбила у нее охоту к этому занятию на всю жизнь. Она стала талантливым художником. Никому не дано знать, какой путь выберет для себя тот или иной ребенок, но теперь я знаю точно: он должен сделать это сам. 15 детей, которых я сейчас учу, осознали в себе потребность в музыке. Для них скрипка - способ самовыражения, часть их личности. Она очень изменила жизнь каждого из них. Мои дети выступали перед тысячами людей – в Израиле и за границей. Женя от имени всех израильских музыкантов зажигала свечу в День Независимости. Барак научился принимать самостоятельные решения. Эрез стал королем в глазах тех, кто еще четыре года назад смотрел на него свысока. Я все время думаю о них. Все мои разговоры о моих учениках. Сын смеется: «Мама, похоже, ты усыновила еще пятнадцать детей...»


Рецензии
Уважаемая Шели! Спасибо за эту интереснейшую публикацию. Порекомендую прочитать её моему внуку и его супруге. Пусть подумают о важности приобщения к музыке наших обожаемых правнуков... В нашей семье была замечательная
пианистка, учительница Кролла, моя сестра.
А я себя укоряю,что в детстве отказался учиться музыке...
Всего Вам самого доброго.
Читатель

Герчиков Илья   27.01.2012 22:58     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова!

Шели Шрайман   29.01.2012 15:33   Заявить о нарушении