Быть улице его имени

 Увы, время действительно неумолимо.
 11 января ушёл из жизни мой давний друг,ветеран Великой Отечественной войны из города Кармана Навоийской области Узбекистана Ибрагим Норов.
 Очень много связано у меня с этим славным аксакалом.Он стал одним из героев моей книги "Всем смертям назло", причём очерк о нём для этой книги был одним из первых.Помню,как нелегко было уговорить Ибрагима Норовича,чтобы он о себе рассказал.Он искренне считал, что есть для этого более достойные кандидатуры и назвал мне,помнится,своих друзей Муяссара Нуриддинова,Пулата Равшанова и ещё несколько фронтовиков.
  Но наш разговор о нём самом всё-таки состоялся.По этому случаю Ибрагим-ака пригласил меня к себе домой,устроил дивный дастархан с совершенно неожиданным сюрпризом! Им стала бутылка рижского "Бальзама",
имевшая необычную историю.
  Как оказалось,этот бальзам был подарен моему другу-фронтовику уже после войны известным полководецем генералом Батовым,у которого Ибрагим Норович служил ординарцем.
  Воистину, высокой чести я был удостоен.Помню это,хотя с того дня минуло уже более четвети века.
  Мне не нужно было долго думать над названием своего очерка.Своей неутомимой подвижнической деятельностью аксакал словно подсказал мне это название: "ВСЕМ НУЖЕН ИБРАГИМ НОРОВ".
  Он действительно нужен был всем!Ведь он был и директором трёх совхозов,работал в облисполкоме,был (уже на пенсии) мастером-бригадиром по озеленению Навоийского района.Он был основателем озера в Бухаре,он заложил множество садов в Бухарской и Навоийской областях.
  Помимо военных наград,среди которых медаль "За отвагу",он имел ещё и медаль Всемирного фестиваля в Москве!Он был и отличником народного образования.
   Ибрагиму Норовичу посвящена одна из глав книги ленинградского писателя Ивана Гончарова "Память огненных лет",изданная в Ташкенте.
Оказывется, этот писатель воевал по соседству с Ибрагимом Норовым и вспомнил его!
  А генералу Батову он посылал (по просьбе полководца) узбекскую пшеницу,которая продлила годы военачальника до 88 лет.
  Сам Ибрагим Норович прожил на два года меньше...
  У него была привычка не реже раза в месяц приходить ко мне в навоийскую квартиру по проспекту Халклар дустлиги,45. Во время его визитов мы обязательно поднимали тосты за ветеранов войны,за дружбу.
  Я собрал за годы знакомства с Ибрагимом Норовичем большой материал о нём. Хотел написать о нём книгу.К сожалению, этому не дано было свершиться.Но мне не раз доводилось публиковать материалы о славном аксакале в разных газетах, в двух сборниках о фронтовиках, вышедших на русском и узбекском языках.
  После смерти Ибрагима Норовича Норова  из героев моей книги "Всем смертям назло" (узбекский вариант -"Кырк улимдан колиб")здравствует   ныне только один человек. Это - Ася Исааковна Вольгендлер,живущая волею судьбы в Израиле.
  У меня сохранились видеокадры,снятые в Учкудуке,куда мы приехали с Ибрагимом Норовичем 2 февраля 1996 года на открытие там улицы имени Петрова.Кстати,именно он,Ибрагим Норович, подписал первый документ-ходатайство,способствовавший появлению этой улицы в городе Трёх колодцев.
  Он очень хорошо выступил тогда на торжественном открытии улицы Петрова.
  Думается,что должно быть увековечено и имя самого Ибрагима Норовича Норова. Буду очень рад услышать о таком событии.
  Да будет улица имени Ибрагима Норова.
 
                Леонид Ветштейн, российский, узбекистанский, израильский писатель и поэт, автор 25 книг (из них 15 о покорителях Кызылкумов).


Рецензии
Это сегодня же (13.01.12) опубликовано на сайте "Письма о Ташкенте".

Леонид Ветштейн   14.01.2012 21:23     Заявить о нарушении
Я писал свой некролог на скорую руку, будучи в тяжёлом расположении духа в связи со смертью моего друга-фронтовика Ибрагима Норовича Норова.
Написать можно много…
Вот у меня в руках его последнее приглашение на свой день рожденья. Оно отмечалось в Кармане в ресторане «Кухинур» 7 мая 2006 года.
Ибрагиму Норовичу исполнилось 80 лет.
На этом приглашении Ибрагим Норович написал:
«Дорогому другу, талантливому журналисту республики Узбекистан Ветштейну Леониду Михайловичу.»
И ещё им написано:
«На память. С глубоким уважением. Ибрагим Норов»
Я забыл написать и о наградах Ибрагима Норовича.А у него помимо ордена Отечественной войны и медали «За отвагу» — два ордена Трудового Красного Знамени,орден «Знак Почёта»,орден «Эл-юрт хурмати»,медаль «Жасорат».
Фото,что здесь сверху, — с этого приглашения.
А на нижней фотографии,сделанной в 2005 году в Кармане у исторического памятника Косым-шейх,в реставрацию которого аксакал вложил очень много сил, работая здесь на общественных началах. Справа от Ибрагима Норовича -я,а слева навоийсий журналист Рахим Рузиев, который перевёл на узбекский язык мою книгу «Всем смертям назло». где в числе других — очерк об Ибрагиме Норовиче Норове.

Леонид Ветштейн   21.01.2012 00:24   Заявить о нарушении
Как сообщила мне заместитель редактора областной на воийской газеты "Знамя дружбы" Ферюза Кубарева,мой некролог был опубликован ВЧЕРА в этой газете.
На эту минуту его в интернете ещё нет, поэтому я его ещё не видел...

Леонид Ветштейн   21.01.2012 00:28   Заявить о нарушении