Верят ли кришнаиты в переселение душ

Беседую с одним посвящённым кришнаитом с тройными кантхемалами на шее. Он мне объясняет, что человек трёхсоставен – состоит из тела, разума и частицы Кришны. Вот эта частица Кришны и является нашей душой.

– А где же самосознание человека?

– Самосознание?.. Ну, это уже психология какая-то.

– Да нет – это антропология. Так к чему же отнести человеческое “я” – личность человека, его самосознание?

– Ну, наверное, к разуму, – отвечает кришнаит.

– А сердечные чувства, волю?

– Тоже к разуму.

– Логично, – отвечаю я.

– Так вот, – продолжает кришнаит, – после смерти тела разум погибнет. Останется от нас только одна частица Кришны. Что с ней будет? А какую мы наработали карму, то с ней и будет. Если мы сильно грешили – вселится в животное. Если были преданными Кришне – станет гопи [любовницей Кришны] и будет на райской планете пасти коров и играть с Кришной.

– То есть грешить буду я, а расплачиваться за мои грехи придётся частице Кришны?

– Вот поэтому и не надо нам грешить – надо быть истинными преданными!

– А зачем? Ведь после смерти моего тела мой разум, моё самосознание претворится из бытия в небытие. Я Вас правильно понял?

– Да, претворится в небытие, как Вы выражаетесь.

– Выходит, никакого переселения моего самосознания не произойдёт. Получается, Вы, кришнаиты, обманываете людей, говоря им о переселении душ.

– Нет, души наши переселяются! Ведь наша душа – это частица Кришны.

– Скажите, эта частица Кришны имеет своё самосознание?

– Имеет. Кришна не может сам себя не сознавать. Наше общество называется Международным обществом сознания Кришны.

– И я тоже имею своё самосознание, которое после смерти моего тела погибнет. Так?

– Да, так.

– Ну и где же тут переселение меня в новое тело?


                *     *     *

Международное общество сознания Кришны – это синкретическая религия, созданная Шрилой Прабхупадой в США в 1966 году. А как же понимают реинкарнацию традиционные индусские религии: смартизм, шиваизм, вишнуизм, ганапатизм и мн. др.?

Древнейшие индийские книги – “Веды” – не знают переселения душ. Доктрина реинкарнации появляется в Индии только в VII – V вв. до Р.Х. Но и там она называется “знанием, которое не пребывало ни с одним брахманом” (Брихадараньяка-Упанишада VI,2,8).

Однако непонятно, что именно переселяется в новое тело в брахманизме. Согласно религии древних индусов, человек включает в себя три начала. Это:
– физическое тело;
– антах-карана – психо-ментальный агрегат, сам по себе бессознательный и называемый “внутренним инструментом”;
– безначальный и неизменный Атман – всепроникающее субъективное индивидуальное духовное начало, Атман скрыт и в “я” человека, и в “я” всех других существ, и в Брахмане.

Антах-карана перевоплотиться не может, потому что он по природе бессознателен, бесчувствен и без Атмана не одушевлён.

Атман также перевоплотиться не может, поскольку он один на всю вселенную. Кроме того, Атман, будучи по природе неизменным, не может пройти той точки деградации (а реинкарнация мыслится как результат ниспадения духовного начала в неведение и страстность), которая ответственна за перевоплощения.

Образовать же субъекта перевоплощения два неспособные к тому начала не могут (подобно тому, как непротяжённые атомы не образуют протяжённости).

Итак, в брахманизме не было ясного и законченного учения о человеке, как нет его и в современном Международном обществе сознания Кришны.

                2012 янв. 14.


Предыдущий этюд по индуизму: http://www.proza.ru/2012/01/05/1156

Следующий: http://www.proza.ru/2012/01/06/1207


Рецензии