Земные дороги иисуса христа

                Продолжение

   О том, как "набирались" первые две пары учеников Христа, в трех Евангелиях сказано примерно одинаково. Христос проходит у Галилейского моря, видит там братьев-рыбаков Симона и Андрея и зовет идти за собой:"Я сделаю вас ловцами  человеков".
   Подобным образом он призвал и братьев Зеведеевых - Иакова и Иоанна.
   В Евангелии же от Иоанна "набор" первых учеников происходит иначе. Здесь "первую скрипку" играет Андрей, услышавший от Иоанна Крестителя об Иисусе Христе. После этого он находит своего брата Симона и говорит ему:"Мы нашли Мессию, что значит "Христос". И сам приводит его к Иисусу, который, взглянув на него, сказал:"Ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит "камень" (Петр)".
   А на следующий день Иисус, собравшись идти после крещения в Галилею, "находит Филиппа и говорит ему:иди за Мною". Филипп же (он был из того же города, что и Андрей с Симоном,- из Вифсаиды), в свою очередь, привлекает Нафанаила, видимо, своего хорошего знакомого или друга.
   История "набора" первых учеников, описанная Иоанном, представляется наиболее достоверной, хотя более популярна среди верующих и исследователей именно первая версия. Видимо, из-за наполненной глубокого смысла ( да и просто красивой) фразы Христа о том, что Он сделает из рыбаков "ловцов человеков". Однако будущие "ловцы" поначалу должны были удостовериться, что Христос действительно Мессия (и здесь слово Иоанна Крестителя сыграло свою решающую роль), а уж потом все оставить и пойти за Ним, ведь рыболовством они зарабатывали себе и для своих семей на жизнь.
   К тому же, стоит обратить внимание и на авторов Евангелий.  Марк, как полагают исследователи, писал Евангелие со слов Петра, сам он стал Апостолом уже после смерти Христа, хотя в подростковом возрасте видел Его.
   Матфей был призван Христом уже после того, как Андрей и Петр стали учениками Христа, и часто бывал вместе с Ним в доме Петра. Разумеется, он считал Петра первопризванным учеником, хотя таковым формально был все-так его брат Андрей.
   Лука вообще не застал Христа живым, он был сподвижником Апостола Павла, а создавал свое  Евангелие, собирая факты и свидетельства из разных источников и устных преданий.
   Апостол же Иоанн был вместе со своим братом Иаковом Зеведеевым одним из самых приближенных учеников Христа. Достаточно сказать, что на встречу на горе с Моисеем и Илией Христос взял только Петра, Иакова и Иоана.
   Но почему так важно, кто и как стал первыми учениками Христа? Потому что важно уяснить:выбор, сделанный первыми учениками, не был случайным и механическим, лишь под воздействием создавшейся ситуации. Он был трудным и осознанным, хотя и не до конца понимаемым. Они чувствовали, что происходит нечто необычное, к чему их неодолимо влечет, но - что, объяснить не могли.
   Парадокс заключался в том, что чем больше и дольше они проводили время с Христом, тем все меньше понимали не столько КТО ОН (в том, что Он - Мессия, более других был убежден Петр, хотя и им нередко овладевали сомнения), сколько то, о чем Он говорит. Особенно о Своем скором прощании с ними.
   Если не всегда понимали первые двенадцать, то что же говорить о тех семидесяти, которых Христос призвал позже?
   Число "семьдесят" считается числом духовного совершенствования. Семьдесят народов первоначально заселили землю. Семьдесят душ составили дом Иакова, когда он пришел в Египет. Семьдесят лет пребывал в Вавилонском плену дом Иуды.
   Но духовному совершенству нет предела. И говорить о том, что семьдесят учеников, призванных Христом, были людьми совершенными, не приходится. Как, впрочем, о первых двенадцати.
   Кстати, ошибочно думать, будто все они были Галилейскими рыбаками, и просто рыбаками. Такое мнение возникло потому, что известно о роде занятий лишь половины из двенадцати Апостолов. Братья Симон и Андрей действительно были рыбаками, как и братья зеведеевы. Матфей - мытарь. Иуда из Кириота, видимо, имел дело с финансами, поскольку именнно ему была доверена "общественная касса".
   Сам он был родом из Иудеи, и, видимо, присоединился к Христу, когда Тот проповедовал в пределах Иудейских или в Храме.
   На род занятий человека, желавшего стать Его учеником, Христос меньше всего обращал внимание, поэтому не погнушался и трапезой с мытарями, чем вызвал гнев фарисеев.
   В Матфее -мытаре Он не ошибся:тот действительно стал Его преданным учеником, и таковым остался и после распятия Христа.
   Есть одна  странность, которая наличествует только в "Деяниях", а их, как известно, писал Лука. После смерти Христа Апостолы собираются, чтобы избрать двенадцатого собрата вместо Иуды Искариота. Выдвигаются две кандидатуры:Матфий и Варсава. Избирается Матфий.  Но ведь Матфей уже был в числе первых учеников!
   Однако некоторые исследователи христианства полагают, что Матфей и Матфий - разные люди, хотя признают, что о Матфии и его деятельности ничего не известно. Но, думается, и неизвестно потому, что или Лука что-то напутал, или при переводе произошла ошибка в написании имени Матфея. Скорее всего, то и другое, а Апостолом был избран все-таки Варсава, а, может, и кто-то другой. Больше двенадцать (или одиннадцать в прежнем составе) вместе не собирались, они стали проповедовать вдвоем или поодиночке, или с новыми учениками, которых привлекали уже сами.
   Видимо, некоторые последователи учения Христа вышли из тех семидесяти, которых еще избрал Он Сам. Может,- единицы. Многие отошли от Христа еще при Его жизни. Случилось это вскоре после того, как Он накормил пятью хлебами и двумя рыбками пять тысяч человек. Присутствующих смутили непонятные слова Христа:"Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я - хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира".
  И чем дальше Он развивал эту мысль ( а говорил Он в Капернаумской синагоге), тем большее недоумение, и, вероятно, даже испуг вызывал у слушавших Его. "Многие из учеников Его, слыша то, говорили:какие странные слова! кто может это слушать?".
  Иисус же, пытаясь втолковать им смысл сказанного Им, поясняет:"Дух животворит, плоть не пользует не мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь". Но чем дальше пояснял, тем большее отторжение вызывал у слушателей. Что такое хлеб насущный, было понятно каждому. Но для "хлеба духовного" надо было дорасти, а на это был способен далеко не каждый. "С этого времени многие из учеников Его  отошли от Него и уже не ходили с Ним". Но двенадцать учеников остались.

                Продолжение следует    


Рецензии