Красоты эгейского моря

Жили-был добрый царь Эгей...

Не буду докучать вам, мой дорогой читатель, долгими рассказами об афинском царе Эгее, давшем имя этому лазурному скоплению довольно соленых вод. По большому счету, несчастный то был человек.

Ну вы помните, конечно, душещипательную историю о том, как афиняне платили критскому царю Миносу страшную дань за то, что в свое время имели несчастье убить его сына. Каждые девять лет они отправляли на Крит семь юношей и семь девушек. На Крите их запирали в лабиринте, там их пожирал Минотавр. Ну, как-то так.

Когда пришло время в третий раз отправлять ужасную дань, Тесей — сын царя Эгея и великий герой — отправился вместе с другими жертвами на Крит. Мол, негоже сыну царя в сторонке стоять, когда его будущих подданных на корм фауне критской пускают. Однако стать десертом быкоголового чудовища в его планы явно не входило.  Скорее наоборот. Именно обитатель таинственного лабиринта и должен быть откинуть свои немытые копытца по итогам их запланированной встречи. Одним словом, визит намечался вполне неофициальный и далеко не дружественный.

А дальше, как говорят французы, «шерше ля фам» — ищите женщину! Тесей, хоть с французами и не знался, женщину там нашел таки. Как водится ее обаял, в себя влюбил.
Несчастной оказалась  дочь царя Миноса Ариадна, умница и красавица. Правда наивная до жути, за что и поплатилась. Но об этом позже. Увидела героя, воспылала к нему страстью, как последняя дуреха. В ответ на обещание вечной любви и верности, так что же девушке не пообещаешь, когда у минотавра для тебя уже соус заготовлен, подарила ему острый меч и длинную нить. Тесей, как мы знаем благодаря этому чудовище победил, из лабиринта выбрался, и как водиться нагадил в душу своей спасительнице.

…На обратном пути Тесей оставил бежавшую с ним Ариандну на одном из многочисленных островов. а нечего спать в тени деревьев. Отхватила мужика - держи крепче. А то разлеглась на травушке. Растелешилась. Задремала... Вот счастье свое и проспала. Прворонила. Герой подумал-подумал, прикинул, и так и эдак, прыгнул на корабль и был таков!  Смалодушничал. Испугался…Браки с иноплеменницами в Афинах не приветствовались. Пятнать свою царскую биографию Тесей не рискнул. Если бы электорату это не понравилось — могли и взашей прогнать. В те времена с царями в Греции особо не церемонились.

Правда, некоторые источники утверждают, что на ту красавицу положил глаз бог виноделия Дионис. Именно он-де и приказал Тесею оставить ее на острове. А перечить воле богов -- себе дороже. Кто же против них попрет. Против богов-то. Вот Ариадне пришлось стать спутницей Диониса. Возможно, было именно так. А может быть древние авторы таким образом деликатно намекнули, что предавшись отчаянию  преданная и покинутая женщина  стала попивать. В чем и нашла свое утешение. Да заодно и Тесея обелить попробовали. Как-никак царь. Герой. И чудовище опять-таки победил. Правда отмазка какая-то кисловатая получилась. Ну, как смогли.

Как бы там ни было, а Тесей приплыл в Афины без Ариадны. В пути забыл сменить черные паруса — символ драматического финала событий — на белые, которые он обещал отцу поднять в случае победы. Старый Эгей, увидел черные паруса, бросился со скалистого утеса в пучину пребывавшего еще в безымянном состоянии моря. Тем самым и имя морю дал, и свое обессмертил… В общем, история весьма печальная, известная и довольно растиражированная.

Преданья старины далекой
Если вы любите античную историю, увлекаетесь древними памятниками и испытываете душевное удовлетворение от малейшего прикосновения к этой великой, скрытой в тумане веков культуре, тогда отдых на турецком побережье Эгейского моря именно то, что вам необходимо. Во первых, он дешевле, нежели отдых в Греции. А во вторых, по впечатлениям не менее ярок и насыщен.

Этот регион буквально напичкан развалинами легендарных античных городов, словно отменно приготовленная в восточной чайхане баранья лопатка с чесноком. Не верите? Судите сами.
Начнем с Эфеса. Согласно преданиям, город был основан легендарными амазонками.

В священном месте (не то под буковым деревом, не то под финиковой пальмой) они установили изваяние Артемиды — целомудренной богини девственной чистоты, охоты, плодородия и Луны. По ночам, освещенные призрачным сиянием, совершали здесь жертвоприношения, после которых исполнялся ритуальный танец со щитами.

Позднее над тем изваянием был воздвигнут грандиозный храм Артемиды. Тот самый, который вошел в легендарную семерку чудес света и который сжег тщеславный Герострат. Сжег — но не уничтожил. Греки восстановили святилище, которое простояло вплоть до 262 года, последовавшего после Рождества Христова. Пока оно не было разграблено и частично разрушено странствующими готами. Землетрясения — характерные для Малой Азии явления — и местный люд, растащивший остатки былого чуда на свои строительные нужды, завершили процесс разрушения.

Великий храм, равно как и сам город, исчезли с лица земли. Единственное, что осталось от святилища прекрасной богини, — одиноко стоящая на болоте полуразрушенная колонна, на которой свили себе гнездо аисты. Рядом с развалинами древнего города вытеснившие греков турки-сельджуки основали новое поселение, которое и дошло до наших дней под названием Сельчук.

...Я медленно прогуливалась по прекрасно сохранившимся древним улицам, мощенным плитами. Любовалась фасадом библиотеки, домами богатых горожан, большим и малым амфитеатром, общественными и частными баням, гимназией. Они проплывали, словно тени прошлого…
Много веков назад здесь бурила жизнь. Улицы и площади были заполнены многочисленным людом. В гавань заходили груженые заморскими товарами корабли. Разноязыкая речь наполняла содержанием и смыслом этот прекрасный город. Сегодня он нем. Тих. Печален. Безмолвные руины былого величия. Былого богатства. Роскоши. Культуры.

Здесь рождались и умирали, любили и страдали, Да и было ли?.. Окружавшие меня молчаливые камни свидетельствуют в пользу того, что было. Теперь город отдан на откуп жадных до ощущений туристов и ученых. Селяви. Такова жизнь.

Неподалеку от Сельчука находится город Бодрум, известный в древности под именем Галикарнас. Сегодня это один из самых популярных курортов страны, куда слетаются любители яркой ночной жизни. Что-что, а потусить здесь можно не по-детски… Неслучайно этот город снискал себе славу первоклассного развлекательного центра.
Однако в те стародавние времена, когда его называли Галикарнасом, город прославился тем, что в его пределах родился Геродот. Тот самый, который в свое время описал греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. За что и был назван «Отцом Истории»
 
А также погребением карийского царя Мавсола. Усыпальница Мавсола, воздвигнутая его женой, а по совместительству и… родной сестрой (как видим, не только египтяне имели привычку связывать себя брачными узами с единокровными родственниками) по имени Артемизия – еще одно чудо из легендарной семерки. К тому же, именно оно  дало название всем усыпальницам, в которых хоронили выдающихся людей: «мавзолей».

А уж чего стоит Памуккале!.. Такую красоту вряд ли можно увидеть где-нибудь еще. С турецкого Памуккале переводится как «хлопковый замок». И с этим сравнением трудно не согласиться. Самой природой из ослепительно белых сталактитовых каскадов созданы естественные, окаймленные причудливыми известковыми барьерами бассейны, наполненные минерализированной водой. Все это действительно напоминает хлопковую пену, струящуюся по склону горы.

Целительная сила этих источников была известна еще в древние времена. Неслучайно римские императоры были частыми гостями в древнем городе Хиераполисе, расположенном по соседству с этим экологическим чудом.

Легенда гласит, что в одном из бассейнов не раз и не два омывала свое тело и легендарная Клеопатра. В чем лично я несколько сомневаюсь. Так как турки лепят ее имя к каждой второй своей достопримечательности. Но веренмся к бассейну. Он прекрасно сохранился до наших дней и любой желающий может там искупаться. Его так и называют — «бассейн Клеопатры»: скромно и со вкусом. А главное турист клюет и платит деньги.

Вместе со мной на туристическом автобусе в Памукале отправилась одна дружная русскоговорящая семья. Судя по всему жизнь этой фамилии крутилась вокруг трехлетней модницы. Милой и хорошенькой девчушки. Путь в Памукале от отеля был не близкий. Часа три. После первых полутора часов ей наскучило наблюдать прекрасные виды за окном. Насытившись беседой со старшей сестрой, она принялась донимать отца расспросами, когда же они наконец-то приедут на место. Судя по умиленному взгляду приближающегося к сорокалетнему рубежу родителя, дочь эта была его самым слабым местом. Не находя более лучших аргументов, он стал ей расписывать прелести купания в прекрасном бассейне, расположенного в центре античного города.

– Так бы сразу и сказал, что мы едем в аквапарк, – успокоилась прелестное создание и вновь сосредоточилась на местных пейзажах…
Любопытство мое было подогрето до предела. Уж очень хотелось узнать, как же отец будет выкручиваться на месте, когда окажется, что с аквапарком явно произошла нестыковочка. Поэтому по прибытии я старалась не выпускать милое семейство из виду...

– Ну, ты же видишь, что здесь землетрясение было, –  говорил находчивый папаша недовольно надувшей губки дочери. Покататься на горках ей сегодня явно не светило. И от этого настроение сошло ее на нет. – Как же тут горки уцелеть могли, когда и от домов ничего не осталось…

Спустя некоторое время я видела, как она нехотя плескалась в  неприлично теплой воде бассейна, ползала по лежащим на дне колоннам, представленными ей обломками горок. А затем потащила отца в ближайшую кафешку заедать душевную травму местным фастфудом…

Базилика святого Джона
Отправляясь на экскурсию, не спешите покупать красочный буклет, повествующий о местных достопримечательностях. Приобрести подобное издание довольно хорошего полиграфического качества на русском языке не составит труда — но найдите время и поначалу бегло прочитайте текст. Лишним это не будет. Для чего?.. Отвечу историей, приключившейся в нашей группе во время посещения Эфеса.

Один русскоговорящий турист был весьма рад, приобретя у лавочника довольно приличный на вид путеводитель по городу и его окрестностям. Еще бы: он выторговал ту книжицу на два доллара дешевле, нежели просили за нее вначале! А ведь ничто так не ласкает душу нашему туристу, как осознание нечаянной валютной прибыли.

На обратном пути, впрочем, удачливый «негоциант» начал ее читать. И долго не мог понять, почему во время экскурсии нам ничего не рассказывали о святом Джоне, которому в книге было уделено довольно много внимания. И почему мы не посетили его базилику, которая, согласно предложенному тексту, значилась как одна из главных достопримечательностей города и местом поклонения христианских паломников… В автобусе мы сидели по соседству, и своими сомнениями коллега поделился со мной.
Взглянув на иллюстрации, я сообразила, что Джоном местные переводчики окрестили… святого апостола Иоанна, автора одного из четырех Евангелий, который нашел упокоение в этом городе. На месте погребения евангелиста действительно соорудили базилику, руины которой благополучно дошла до наших дней.

Если говорить о христианских святынях, находящихся на этой древней красивой земле, нельзя не упомянуть еще об одном месте, куда стекаются паломники со всего мира. Согласно легенде, после смерти Христа святой Иоанн привез в Эфес Деву Марию. Свои последние дни она провела в маленьком домике на вершине горы, которую в древности называли Корессос. Тихое уединенное место. Наполненное громким щебетом птиц и рокотом цикад. Отсюда она вознеслась к Сыну Божиему.
Дом тот получил официальное признание Ватикана. Ежегодно 15 августа там проводят церемонию поминовения. Все верующие могут написать свое послание с просьбой Пресвятой Богородице и привязать его тряпочками на Стену желаний. Народная молва гласит, что все желания, написанные от чистого сердца, обязательно сбудутся.

О пользе лингвистических знаний
Тем, кто отправляется на отдых в этот регион Турции, следует помнить, что до недавнего времени русскоговорящие туристы были там явлением довольно редким. В основном туристический бизнес ориентировался здесь на западноевропейских гостей. Поэтому местные жители и сотрудники респектабельных отелей великим и могучим языком практически не владеют. Или имеют очень скромные познания в оном — в отличие от средиземноморского побережья, где на русском говорят практически все и везде.

Если вы не хотите наслаждаться лучезарными улыбками персонала отелей, не способного, несмотря на жгучее желание угодить любому пожеланию, внять вашим просьбам, вам следует освежить в памяти начальный курс английского. Либо взять в спутники того, кто владеет языком великого Шекспира (хотя бы в рамках первых трех классов школьной программы). Это придаст вашему отдыху автономность, независимость и комфортность. Ведь даже если вы отдыхаете в отеле, сервис и звездность которого обозначены магическим сочетанием «все включено», в баре ли, на пляже или где-то еще вам все равно придется объяснять свои желания и чаяния.

Правда, наш изворотливый ум всегда найдет выход из любой ситуации. В чем я имела возможность убедиться неоднократно… В нашем отеле отдыхала одна белорусская семья. Жена и дочка довольно сносно объяснялись с персоналом на английском. Чего нельзя было сказать о муже, познания которого ограничивались традиционным «хелоу», «фэнкью», и «гудбай».

Однако способности к языкам все-таки имел и он. Каким-то образом умудрился выучить пять-шесть ключевых фраз на турецком языке, которые использовал при каждом удобном случае. Несколько раз я становилась свидетелем его лингвистического триумфа.
После традиционного приветствия и вопроса о делах он «добивал» восхищенных барменов коронным номером своей турецкой программы. Это была довольно длинная словесная конструкция — «бир бардак кырмызы шарап лютфен». Что означало «бокал красного вина, пожалуйста». Делал наш мужчина это уверенно и, судя по ответной реакции, произносил фразу довольно чисто. После каждого такого обращения турки засыпали его вопросами (естественно, на турецком языке), смысл которых сводился к выяснению того, где он так хорошо научился говорить. И местные жители долго отказывались верить в то, что на этом познания белоруса исчерпывались…

Поэтому, чтобы не пришлось учить на месте турецкий, стоит повторить перед турпоездкой английский. Или понадеяться на то, что расторопные турки, заметив все более массовый приток нашего туриста, освоят-таки русский язык.


Рецензии