Мы теряем корни! О своей книге и не только

Тарасов Ю.А.

Мы теряем корни!
(Статья была опубликована в газете «Артём-экспресс» № 10 (52) г. Артёма Приморского края в июне 2006 года)

Весной этого года на прилавки книжных магазинов нашего города поступила книга с необычным интригующим названием «Артём на заре своей истории: факты против легенд».  Она сразу же стала объектом внимания местных журналистов, творческой интеллигенции, да и просто людей, до безумства увлечённых историей. 

Мы попросили автора книги, артёмовского краеведа Юрия Тарасова поделиться с читателями нашей газеты своими мыслями о целях, которых он стремился достичь, принимаясь за столь нелёгкий и, что греха таить, не всегда благодарный труд.  Думается, что накануне Дня России, который отмечается 12 июня, размышления историка станут интересным, а главное полезным уроком для многих горожан.

Для чего написана моя книга?  Прежде, чем ответить на этот вопрос, необходимо сначала выяснить, а для чего вообще нужна история обычным рядовым россиянам?  Зачем существует эта учебная дисциплина в школах и вузах неисторической направленности?  Какую функцию в жизни человека и общества она выполняет?

Ещё работая в школе, я столкнулся с полным непониманием значения предмета истории не только со стороны учеников, что было бы вполне естественно в силу их возраста, но и со стороны большинства их родителей, многих учителей и даже некоторых руководителей школ.  Обычно на требования учителя они отвечают, что знание истории совершенно не пригодится ученикам после окончания школы.  Зачем, мол, они будущему шофёру, бухгалтеру, рабочему или даже инженеру?

Отсюда и отношение к предмету истории в школе как к чему-то совершенно необязательному и излишнему.  Такое наплевательское отношение к уроку истории в своё время фактически поддержали и чиновники самого высокого государственного уровня, отменяя обязательный экзамен по этому предмету в школе.

Как следствие, мы получили крайне низкий уровень исторических знаний выпускников средних учебных заведений практически по всей стране (отдельные исключения лишь подтверждают правило).  Думаю, в этом со мной согласится большинство вузовских преподавателей общественных дисциплин.  Нужно честно признать: преподавание истории в нашей школе уже давно находится в тяжелейшем кризисе.  Как результат – ужасающее невежество подавляющего большинства представителей всех без исключения ныне живущих поколений россиян в вопросах истории своей страны.

Я считаю, что причиной и, одновременно, следствием такого положения является неуважение основной массы населения к истории на всех её уровнях: от истории государства и общества до истории своей собственной семьи.  Неуважение это в народе накапливалось даже не десятилетиями, а веками.  В царской России крестьянство, в массе своей, вообще было отстранено от какого-либо исторического образования, за исключением, может быть, азов так называемой Священной истории, то есть истории религии и церкви.  В СССР упор с самого начала делался на популяризацию главным образом советского периода истории страны и, особенно, истории КПСС.  Вся остальная история российского государства и общества мыслилась чем-то вроде не очень удачной прелюдии к основному действию, берущему начало с октябрьских событий 1917 года.  Конечно, настоящего уважения к истории России такая её трактовка воспитать не могла.

Кроме того, в 20-30-е годы, в результате пресловутой «культурной революции» и коллективизации, под предлогом борьбы с религией и индивидуальной собственностью на средства производства, были разрушены самые основы традиционной культуры русского крестьянства, с её и так не очень твёрдыми, устно передаваемыми из поколения в поколение, историческими преданиями семьи, рода, страны.  При этом, так и не смогли, как ни старались, заменить её эффективной системой исторического образования и воспитания в школе, давно и надёжно функционирующей во всех уважающих себя странах Европы и остального мира.

Особенно сильный удар по эффективности не только исторического, но и вообще всего школьного образования в нашей стране нанесла, на мой взгляд, безумная погоня за всеобщей успеваемостью, начавшаяся примерно с конца 50-х – начала 60-х годов и продолжающаяся до сих пор.  Развернувшееся на этой почве соревнование между директорами школ очень быстро вытеснило за ненадобностью честность и объективность учителей при оценке знаний своих учеников.

С этого момента определить истинное качество образования в школе стало практически невозможно.  Сегодня сделать это могли бы преподаватели более высокой ступени образования на вступительных экзаменах, но в условиях платного обучения они слишком заинтересованы в наборе максимального количества студентов и поэтому вынуждены попросту закрывать глаза на уровень их подготовки.  К тому же, состоятельные родители имеют возможность частично восполнить недостаток школьных знаний своих детей накануне вступительных экзаменов, прибегая к услугам платных репетиторов из числа преподавателей тех же вузов  и школ.

Такое положение в образовании и, особенно, в в историческом образовании не может быть терпимо в цивилизованном государстве.  Убеждён, что без эффективной системы распространения исторического знания среди населения невозможно воспитать настоящего гражданина и патриота своей страны.

Знаменитый «железный канцлер» Отто фон Бисмарк, 150 лет назад сумевший восстановить единство Германии, раздробленной на несколько десятков карликовых государств, в ответ на вопрос: благодаря чему ему удалось победить Францию, мешавшую объединению его страны, произнёс следующие слова: «В этой войне победил не Бисмарк, а немецкий учитель истории».
В этой фразе – всё значение, которое придавалось и придаётся современными европейскими нациями работе учителя истории в школе.  Там он является важнейшим звеном в систеие воспитания у подрастающих поколений патриотизма, гражданской ответственности и уважения к культурным ценностям своего народа.  У нас же, особенно со времён перестройки, история фактически стала пятым колесом в насквозь прогнившей телеге российского школьного образования.

Понимают ли это государственные деятели нашей сегодняшней России?  Не в этом ли один из главных корней современных российских проблем бюрократизма, коррупции, упадка общественной и личной морали, тотального неуважения к закону и, даже, друг к другу в обычной повседневной жизни.  Слишком многие чувствуют себя временщиками на нашей российской земле.  Урвать, хапнуть побольше, любой ценой, а потом сбежать за границу, в тёплые края – вот их девиз, кредо жизни.  Другие, разочарованные во всём, не понимая, зачем живут на этой земле, спиваются, становятся наркоманами, деградируют как личности и граждане государства.  Третьи – находят для себя некоторую определённость существования в следовании уголовной морали, становятся убеждёнными, закоренелыми преступниками.

Я абсолютно убеждён, что мы не сможем навести элементарного гражданского порядка ни в нашем городе, ни в других городах и весях страны, пока ясно не поймём, что мы не первые и не последние на этой земле, что нынешнее поколение, образно выражаясь, стоит на плечах всех ушедших поколений, что мы пожинаем плоды, посеянные нашими предками, и сами создаём условия существования для своих потомков.  Осознание этой связи – и есть историческая память народа, это и есть его история.

Именно это сознание слитности прошлого, настоящего и будущего в жизни каждого поколения и создаёт то, что мы называем культурной семьёй, обществом, народом и государством.  Всё это, в сущности, продукты нашего сознания, и их болезни – это болезни нашего ума, нашего образования, нашей культуры, как следствие потери исторической памяти населением страны.
Отсюда, единственным эффективным способом лечения этой болезни является, на мой взгляд, срочное принятие мер для восстановления исторической памяти на всех её уровнях, начиная от самых низших: истории семьи, посёлка, города, района, края.  Только тогда будет восстановлена невидимая нить, связывающая многие поколения в единое неразрывное целое под названием «народ».  Только тогда обретут действительно прочную опору для реального существования и его составные части – отдельные общества, семьи и личности, действительно ставшие подлинными гражданами своей страны.

Вот этой цели – восстановлению уже изрядно разрушенных оснований для нашей обшей истории на местном уровне – и должна, в частности, послужить первая книга из цикла «Предыстория Артёма», в которой рассказывается о первооснователях всех населённых пунктов на его территории, заложивших цивилизационный фундамент под дальнейший процесс освоения и развития района Артёма на более поздних этапах его существования.

Конечно, данная книга не даёт исчерпывающего знания дореволюционной истории Артёма.  Учитывая сегодняшнее состояние источников, это, к сожалению, невозможно.  Книга задумана лишь как определённого рода справочник для тех, кто воспринимает место, где он живёт, не просто точкой на карте, а своей малой Родиной, частичкой своей души.  Она адресована тем, кто чувствует в себе потребность осознать связь с родной землёй, ощутить глубину своих собственных исторических корней, лучше понять прошлое своей семьи, своего посёлка, города, края, страны.

От автора: Книга тоже опубликована на моей странице.  Её можно найти также в библиотеках городов Артём и Владивосток.

Вот её данные:
Артём на заре своей истории: факты против легенд. Книга 1. 1860-1917 гг. Владивосток, 2006. 141 с. с илл.
Книга издана в авторской редакции.  Отпечатана в типографии «Рея» г.Владивосток
Код: ISBN 5-901888-23-5

Содержание:

Вступление

Часть 1. «Отцы-основатели»:
Гл.1. Вначале была почта
Гл.2. Черниговцы или 1883 год
Гл.3. Разлучённые Батальянзой
Гл.4. Первый хуторянин и предприниматель
Гл.5. Фермеры-пионеры
Гл.6. Рождение младших сёл
Гл.7. «Крестники» деревень
Гл.8. Ходасевич и другие
Гл.9. Короли угля
Гл.10. Колонисты из Восточной Азии

Часть 2. «Устроение земли»:
Гл.11. Обустройство первопоселенцев
Гл.12. Развитие инфраструктуры
Гл.13. Угольная лихорадка
Гл.14. Культурные традиции первопоселенцев

Часть 3. «Крестьяне и рынок»:
Гл.15. Торговое земледелие и скотоводство
Гл.16. Сельскохозяйственные промыслы
Гл.17. Несельскохозяйственные промыслы
Гл.18. Сельская промышленность, торговля и кооперация
Гл.19. Столыпинские хутора
Гл.20. Наркоторговля и хунхузничество

Приложения


Рецензии
Поддерживаю призыв о необходимости восстановления исторической памяти начиная с истории семьи, рода, посёлка, города, района, края. Не берусь сейчас обсуждать проблем школьного образования ввиду объёмности темы, а вот об ответственности семьи выскажусь. Воспитание детей в семьях происходит по принципу - чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Свои познания жизни они черпают из интернет-сетей типа Тик-Ток. Работая в ДЮСШОР, учебной группе детей 12-13 лет дал задание назвать имя-отчество своих дедов. Из тридцати человек назвали трое, восемь назвали только имена. Вот такое оно знание истории семьи.


Алексей Борзенко   01.01.2024 09:50     Заявить о нарушении