Сведение ума из головной области в сердечную

СВЕДЕНИЕ УМА ИЗ ГОЛОВНОЙ ОБЛАСТИ В СЕРДЕЧНУЮ КАК ЗАДАЧА ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПУТЬ ДУХОВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА


В статье рассматривается процесс  сведения ума из головной области в сердечную как педагогическая задача, поставленная в целях расширения полноты бытия человека, освобождения его сознания и восприятия, которые позволяют решить духовные проблемы современного мира.
У статті розглядається процес опускання розуму з головної області у серцеву як педагогічне завдання поставлене з метою розширення повноти буття людини, звільнення її свідомості і сприйняття, тим самим дозволяючи вирішити духовні проблеми сучасного світу.
This article discusses the process of lowering the mind of the head region in the heart as a pedagogical problem posed in order to enhance the fullness of being human, the release of his consciousness and perception, thus allowing to solve the spiritual problems of the modern world.

Сведение ума — процесс детально и многопланово рассматриваемый в православной аскетической литературе в его особенностях и измерениях, касаясь как теоретических основ так и конкретных методов. С точки зрения исследовательского подхода накопление безоценочных наблюдений — метод позволяющий получить объемное представление о явлениях самого различного класса. Длительный ряд безоценочных наблюдений позволяет избежать однобокости и получить многомерное многостороннее понимание.   Как свидетельствует аскетическая литература, а также ряд педагогических опытов и наблюдений: : у большинства людей ум, по ряду причин, с раннего детства до глубокой старости пребывает в головной области, что порождает проблемы как во внутреннем, так и во внешнем состоянии человека в жизни, его характере, линии поведения, волевых устремлениях и многих других качествах жизни. Основываясь на аскетической и педагогической практике, а также ряде наблюдений и опытов, проводимых автором пребывание ума в сердечной области многомерно расширяет как диапазоны восприятия и сознания человека, так и степени его деятельной свободы на внутреннем и на внешнем уровнях жизни. Поэтому процесс сведения ума из головной области в сердечную может стать педагогической основой внутреннего духовного обновления человеческого общества на основе реализации  бытийного потенциала каждого человека, взаимоусиленного самой многомерностью. Так как чем большей степенью прежде всего внутренней свободы[т.е. свободы от себя самого, от своего эго] обладает каждый человек, тем больше возможностей для взаимодействия и сотрудничества между людьми, а тем самым и единства человечества во все большей полноте его многообразных проявлений.
Поэтому основываясь на православной святоотеческой традиции идеальной можно считать педагогическую модель, основанную на сведении ума в сердечную область и вытекающее отсюда состояние многомерного развития людей  прежде всего в духовном, а затем  душевном и телесном измерениях жизни. А также их гармоничного созидательного взаимодействия на многих планах и уровнях.
Внутреннее состояние человека, принадлежащего современному обществу потребления, имеет ряд специфических особенностей и характеристик. Сравнивая и классифицируя в духовном измерении педагогические характеристики внутреннего мира человека патриархального общества [1], а также проводя параллели с современными наблюдениями [2] и личными исследованиями [3], автор приходит к следующему выводу: сознание и восприятие современного человека ограничено головной зоной, из нее   воспринимается мир, с ней же происходит и самоотождествление человека. Хотя сердечная область или сердцевина является средоточием психофизических сил человека, центром его психодинамической сферы. «Ум – это глаз души, а сердце – центр человеческой личности и духовного мира, однако ясно, что ум и сердце связаны между собою» [4, с.159]. Согласно авторским исследованиям и наблюдениям, основанным на более чем 10-ти летней педагогической практике и реализации ряда педагогических проектов, такое положение вещей приводит к тому, что человек в описанном состоянии живет исключительно внешними ценностями, зависит от них, поддается различным психическим воздействиям, внушениям, программированию, что приводит к интегральной несвободе и скованности на всех уровнях бытия. Человек с ярко выраженной доминантой головного сознания, согласно ряду педагогических опытов и наблюдений автора, характеризуется определенной степенью «омертвения» сердечной области, которая является по сути средоточием психофизических сил человека. «Покидая сердце и отступая от Бога, ум болеет и страдает, при этом мертвеет и вся душа»[5, c.125].  Известное произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души», понятое прообразовательно, ясно изображает ряд возможных путей и способов «омертвения сердца». А также  произведение Грибоедова «Горе от ума» от названия до внутреннего содержания свидетельствует о справедливости высказанных утверждений.
Основываясь на данных постановках, автор считает необходимым сформулировать  целый класс задач педагогического содействия процессу сведения ума из головной области в сердечную. Так как в православной педагогике субъектом образовательной и воспитательной деятельности является Сам Бог, а объектом - человек, то педагогическое содействие сведению ума из головной области в сердечную можно уподобить акушерской помощи в рождении ребенка, которую характеризует тонкое гармоничное минималистическое содействие мощному процессу над которым человек не властен.
Представления о человеке в святоотеческой литературе свт. Дионисия Ареопагита, свт. Максима Исповедника, свт. Григория Паламы, а также в работах классиков педагогической мысли  К.Д. Ушинского [6] и В.Н. Сороки-Росинского [7] создают  теоретическую и методическую основу действиям по сведению ума из головной области в сердечную, как необходимом условии восстановления целостности человеческой природы, поврежденной первородным грехом.  Человек, живущий духовной жизнью,  "познает, что сердце его не есть только физический орган или орган психической жизни, но нечто не поддающееся определению, способное соприкасаться с Богом, источником всякого бытия" [8].  «Сердце – это то место, где происходит развитие всей духовной жизни, где действует нетварная энергия Божия. Как правило, это "глубокое сердце" неведомо не только окружающим, но и самому человеку. Ведь благодать Божия таинственно совершает спасение человека в его сердце» [9]. Ответы на самые важные жизненные вопросы, о смысле и целях жизни, о любви, семье, талантах, творчестве невозможно найти в головном мыслительном пространстве, так как они связаны с самой сутью, духовной сердцевиной каждого из нас.
Ряд педагогических наблюдений и результатов сведения ума из головной области в область сердечную представлены на интернет-портале hesihazm.ru. Изменения, происходящие в этом процессе с человеком, вполне можно уподобить его второму рождению, они  сопровождаются расширением восприятия внутреннего пространства и мистическим опытом, позволяя получить многомерное представление о внутренних закономерностях и  явлениях, связанных с внутренней жизнью человека в ее педагогическом понимании. «Полем духовной борьбы для всякого человека, прежде всего, является его собственное сердце; и тот, кто любит входить в свое сердце, оценит выражение пророка Давида: «приступит человек, и сердце глубоко» (Пс. 63:7). Истинная христианская жизнь течет там, в глубоком сердце, сокрытом не только от посторонних взоров, но в полноте и от самого носителя этого сердца. Кто входил в этот таинственный чертог, тот, несомненно, испытал невыявляемое изумление перед тайной бытия. Кто чистым умом погружался в напряженное созерцание своего внутреннего человека, тот понимает невозможность проследить в полноте течение своей жизни даже за короткий отрезок времени, тот сознает невозможность уловить процессы духовной жизни сердца, которое своей глубиной касается того бытия, где уже нет процессов» [10]. «Когда мы произносим молитву языком, и понимаем ее умом, и чувствуем сердцем, она становится сферической, круглой в движении души нашей... она называется молитвой сердца»[11].
Основываясь на опытах и наблюдениях, можно утверждать, что именно в этом случае возможно освобождение от социальных кодировок, блокирующих манипуляционных воздействий, самовнушения и прочих проявлений ума, находящегося в головной зоне.
При условии определяющего влияния рассматриваемой педагогической постановки на идеи народного воспитания и просвещения, автор видит возможность эффективного преображения общества на всех уровня его жизни. Реализация принципов: «семья от сердца», «воспитание от сердца», «предпринимательская деятельность от сердца», «государственное управление от сердца» — этот список можно продолжать очень долго — в самом скором времени даст свои обильные плоды, усиленные синнергетическим эффектом соборной полноты. Общественное хозяйство на всех уровнях, понимаемое в широком смысле, как противостояние жизни — разрушению и энтропии [12] основано на индивидуальном бытии его участников. А так как полнота бытия каждого человека непосредственно связана с расширением сознания, прежде всего, из его головного состояния до сердечного, то непосредственно от этого зависит и результативность хозяйственной деятельности во всех ее многообразных формах. Соглашаясь с теорией пассионарного этногенеза [13], можно утверждать тот факт, что чем выше в обществе концентрация  людей, наделенных качествами высшей пассионарности, тем оно более здорово и жизнеспособно. Несомненно, качествами высшей пассионарности способны обладать именно те люди, ум которых из головной области сошел в сердечную и утвердился в ней, о чем свидетельствует живой опыт  мировой аскетической традиции. Ярким примером являются такие люди как Александр Невский, Махатма Ганди, А.В. Суворов.
Кроме того, процесс сведения ума из головной области в сердечную, как показывает ряд педагогических наблюдений и опытов, порождает раскрытие творческой многомерности личности человека. В связи с чем заслуживает большого внимания пример трудового братства, основанного Н.Н. Неплюевым [14] на принципах духовной любви, деятельность которого была ориентирована на раскрытие полноты бытия и максимальной реализации талантов каждого человека. Результаты превзошли все ожидания.
Опыт наблюдений за социальными системами различного уровня от семьи, до экономик государств, свидетельствует о том, что система обладает наибольшей устойчивостью и способностью противодействовать энтропийным процессам в той степени, чем большей многовекторностью и многомерностью обладает каждый из людей ее составляющих, при условии вписывания их поведения в общую гармонию и достаточно высоком общем уровне энергии системы.  Несложный эксперимент позволяет продемонстрировать влияние расширения степеней подвижности тела на сознание человека, а также влияние на сознание расширения возможностей перемещения в пространстве. Аналогично проникновение восприятия и сознания человека в духовное измерение бытия позволяет значительно расширить его возможности на всех уровнях деятельности.
Именно сведение ума из головной области в сердечную позволяет с одной стороны в десятки, а то и сотни и даже тысячи раз расширить диапазоны бытия человека, а следовательно, и вариантность его поведения; а с другой стороны обеспечить гармоничное взаимодействие людей и высокий уровень общей энергии системы.  А это в свою очередь повысит выживаемость семьи, рода, предприятия, общества, всего человечества. Элементы системы, степень свободы которых ограничена перемещением по прямой, если и могут пересекаться и взаимодействовать, то только в одном измерении. Элементы, обладающие многомерной степенью подвижности, способны пересекаться во многих измерениях, что за счет усиления связей, с одной стороны, повышает прочность системы, а с другой, усиливает ее энергию, тем самым повышая сопротивляемость энтропийным процессам. 
На взгляд автора, в контексте данных постановок на уровне народного воспитания и образования, особого внимания заслуживают идеи, представленные в работе И.А. Ильина «Путь духовного обновления общества» [15], где ключ к решению общественных проблем видится именно в полноте внутренней духовной жизни каждого человека, в раскрытии его внутреннего духовного опыта. В этом случае действует принцип не человек ради общества, а общество, организованное для многомерного развития каждого человека.
Основываясь на педагогических результатах, представленных в святоотеческой литературе, а также духовного опыта, рузультаты и этапы достижения которого представлены: [16], а также проводя некоторые обобщения, можно сказать, что направление внимания в сердечную область постепенно расширит восприятие внутреннего пространства и создаст условие для схождения ума в сердечную область. Сам процесс схождения и укоренения ума в сердечной области по праву можно назвать рождением внутреннего человека. В процессе схождения и установления ума в сердечной области происходит освобождение тела от зажимов и блоков, начинается исправление греховного повреждения.  Тогда "Бог открывается как любовь и свет, главным образом, через сердце. В этом свете человек созерцает евангельские заповеди как отражение небесной вечности и славу Христа как единородного Сына Своего Отца – ту славу, которую видели ученики на горе Фавор. Личностное откровение делает общее откровение Нового Завета духовной собственностью человека" [17]. Молитвенно сходя в сердце ум как-бы воспаряет над «мысленным лесом» , со всеми живущими в нем обитателями. Однако «мысленный лес» требует очищения и преображения. Поэтому осмотрев из сердечной области то, что происходит в дебрях мыслительной сферы нашего мира, следует приниматься за работу, которую вполне можно уподобить действиям ассенизатора «мысленных нечистот», накопленных всеми нами за века жизни в отпадении от Бога. Это также является одной граней в классе задач, решаемых в пространстве православной педагогической традиции. Вместо термина «мысленный лес» в святоотеческой литературе чаще используется понятие «мысленный ад» - место оставленное Богом, лишенное высших сакральных смыслов и измерений бытия.
Отдельно следует остановиться на так называемых эмпатических методах воспитания, образования и научения. Состояние духовной жизни наиболее точно сообщается именно путем эмпатической передачи и, таким образом, может быть передано наиболее точным и непосредственным способом. Соответственно обретению состояния высшей духовной любви-агапе через опускание ума в сердце человек наиболее эффективно учится, получая личное живое переживание опыта от уже обретших ранее это состояние.
По сравнению с состоянием сознания человека общества потребления, ставшего в современных условиях традиционным, рассматриваемый тип восприятия является несомненно измененным состоянием сознания, в котором происходит кардинальное преображение всего человека, что требует глубокого осмысления, и является по сути отдельным направлением исследования.
Итак, в наиболее общем виде решение рассматриваемого класса задач направлено на достижение следующего педагогического результата - в рамках данной постановки – постепенное молитвенное схождение ума в сердце или, другими словами, соединение ума с сердцем в сердечной области (не отождествляясь с физическим сердцем), укоренение ума в сердечном пространстве и последующее покаянное очищение и преображение низовых страстей. Постепенное обретение такого состояния позволит человеку обрести полноту бытия, т.е. расширить границы своей жизни, даст возможность ощутить свою многомерность и свободную многовариантность своего поведения. Исследование в этом случае может вестись исключительно эмпатическими или биорезонансными методами в сочетании с методами экспертной оценки и непосредственного наблюдения.
Процесс решения поставленной педагогической задачи в значительной степени тонкий и многоуровневый.  Он достаточно тяжело поддается калибровке и параметризации, а также нахождению устойчивых воспроизводимых закономерностей. Однако сказанное не означает невозможность научно-педагогического обоснования определенной последовательности направленных педагогических усилий.  Педагогическая наука, понимаемая как наука точная, может сослужить большую службу педагогическому искусству, выполняя его задания и создавая методологическое и теоретическое обеспечение, однако ни в коей мере не вытесняя и не замещая последнее. [Цитата Ушинского]
Процесс исследования воспроизводимых закономерностей при сведении ума из головной области в сердечную способен помочь при осуществлении конкретных действий в особенно сложных случаях аффективного сужения сознания человека.
Главным путем решения класса поставленных педагогических задач, основываясь на аскетическом опыте и педагогических наблюдениях, видится глубокая напряженная молитвенная жизнь.  «Молитва – матерь и царица всех добродетелей. Но почему она матерь всех добродетелей? Ведь великий апостол Павел говорит: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13: 13). Значит, согласно ему, самая великая добродетель не молитва, а любовь. Так почему же все-таки святые отцы сказали, что молитва – матерь всех добродетелей? Потому что она вводит в нашу душу и любовь. Любовь к Богу и любовь к ближнему входят в нашу душу не иначе, как путем молитвы!» [18]
Как свидетельствуют педагогические опыты и наблюдения, современный человек, даже если он утверждает обратное, за исключением очень и очень немногих, практически полностью отождествляет себя с головной зоной. [По результатам опросов и наблюдений].
Возможность увидеть свою головную зону отстраненно, из сердца, позволяет осознать всю ограниченность, обусловленность и скованность такого подхода к работе сознания и восприятия.
Поэтому первым шагом на пути решения данной задачи  может стать разотождествление человека с головной областью и пробуждение сердечной. Свт. Феофан Затворник [19] для этого рекомендует хранение молитвенного внимания на середине груди. Как известно, концентрация внимания позволяет усилить действие психофизических сил в той или иной области пространства, доступного человеку. Дальнейшая направленность педагогического воздействия, согласно святоотеческим представлениям [20] может быть направлена, с одной стороны, на утишение ума и других психофизических проявлений человека, а с другой стороны, на расширение восприятия и сознания. Для иллюстрации сказанного зону головного сознания человека можно уподобить звучанию радиприемника, который одновременно принимает десятки радиостанций. Для достижения состояния аллертности ума — т.е. Готовности к действию в зависимости от ситуации он должен очиститься и затихнуть, чтобы принимать более тонкие сигналы, т.е.в состоянии безмолвия ума, а затем и сердца возникает более тонкое восприятие духовного пространства.
Пользуясь терминологией митрополита Антония Сурожского (Блума), описывающего внутреннее пространство человека:
Таким образом очищение и утишение ума имеет большое значение для раскрытия многомерности человека.
Отсюда и следует подход к молитве, как к особому состоянию души и тела, внутреннего и внешнего пространства человека. Это состояние контакта на всех уровнях бытия человека с Господом. Соответственно чем шире диапазоны жизни, доступные человеку, тем полнее будет его контакт с Господом, что и означает собственно полноту молитвы. Освобождение сознания человека путем сведения ума из головной области в сердечную позволяет расширить возможности контакта и взаимодействия с Богом, другими людьми, всем внешним миром, путем расширения полноты бытия и степеней подвижности человека. А это в свою очередь способно оживить все внешнее пространство.  В этом исполнится миссия человека как креста, соединяющего пространство духа и пространство материи, духа и биологической жизни в ее многообразных формах. Самый точный пример — историческая жизнь Господа Иисуса Христа. 
Освобождение из оков мыслительного ада, согласно святоотеческой традиции, лежит именно в достижении безмолвия ума.  Во внешней жизни оно проявится в освобождении от социальных конструктов, отвлеченные начала которых постепенно атамизируют сознание и в целом бытийное пространство человека.
Класс поставленных педагогических задач, касающихся сведения ума из головной области в сердечную может стать ориентиром педагогического мышления и критерием педагогической результативности. Сеяние педагогических зерен предполагает подход, аналогичный сельскохозяйственному - почва должна быть подготовлена, «вспахана» и «удобрена». Основываясь на сказанном для решения поставленных задач, в свете православной педагогической традиции, можно предложить следующие направления воспитательных и образовательных усилий:
1. Прежде всего, педагогические усилия необходимо соизмерить с педагогическими особенностями того или иного духовного и физического возраста человека и выбрать соответствующие методы;
2. Осознанная церковная жизнь с постепенным усилением внутренней молитвы и вхождением в мистическое пространство Литургии, онтологически связанной с историческими событиями Тайной Вечери и Крестной Жертвы Спасителя мира; 3. Направленный процесс прохождения молитвенных постепенностей таких как  устная молитва, умная молитва, умно-сердечная молитва, сердечная молитва, сомодвижущаяся молитва, видящая молитва, молитва в восхищении и духовная молитва[21];
4.  Получение эмпатических уроков высших молитвенных состояний у людей далеко прошедших по молитвенному пути;
5. Непрестанный направленный творческий молитвенный поиск благодати Святого Духа или, другими словами, состояния Любви-агапе на всех уровнях жизни; молитвенное пробуждение живого потока Любви внутри себя, в семье, в деятельности, в коллективах различного уровня путем смещения контекстов внимания;
6. Обретение целостного мировоззрения и мировосприятия в процессе духовного освобождения и расширения сознания; расширение зоны личного бытия и молитвенной онтологической связи с другими людьми (возможно даже вне времени и пространства); 7. На уровне средней и высшей школы максимально возможная творческая и целостная ориентация дисциплин, способствующих духовному освобождению сознания. (телесная свобода от блоков и зажимов, подвижность внимания-ума, интуитивное питание и архитектура и др.);
8. Для практической реализации рассмотренных положений можно рекомендовать формирование педагогических коллективов различного уровня, ориентированных на  педагогический результат и задачи, связанные с раскрытием внутреннего духовного пространства человека. Указанные постановки могут стать основой для совершенствования теоретических и методических подходов как к естественно-научному, так и гуманитарному образованию, а также несомненно позволят наполнить его сакральными трансцендентными смыслами и стимулами.
С точки зрения управленческого подхода к образовательной деятельности, рассмотренные направления воспитательных и образовательных усилий требуют корпоративного подхода к их реализации. Так как именно корпоративный подход к управлению отличается наличием комплексных взаимосвязанных индивидуализированных решений, синнергетически определяющих конечный результат. Исходя из постановки, выводимой из философии хозяйства и подкрепленного примером хозяйственной практики Н.Н. Неплюева, о том, что от степени раскрытия индивидуальной полноты бытия отдельного человека зависит полнота бытия любой хозяйственной единицы от семьи до целой планеты. Следовательно корпоративный подход к организации педагогической деятельности может и должен быть ориентирован на раскрытие индивидуальной полноты бытия в интересах развития хозяйственных систем всех уровней.
Подводя итог, хочется пожелать всем педагогам, вставшим на творческий путь освобождения человека путем сведения ума из головной области в сердечную, Божьего благословения в этом очень важном для современного человека деле. Так как это может стать началом новой жизни в ее полноте для каждого человека.

Список литературы

1.
Концевич И.М."Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси"
2.
Михаил Фомин "Рождение нового человека. Домашние роды — здоровый малыш"
3.
Митрополит Иерофей (Влахос) Православная психотерапия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2009 г. -  367 с.
4.
К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения
5.
В.Н. Сорока-Росинский Школа им. Достоевского
6.
Старец Силуан. С.227.
7.
Архимандрит Клеопа (Илие)// Эл. Носитель http://www.pravoslavie.ru/put/49068.htm
8.
С.Н. Булгаков. Философия хозяйства
9.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли/ Лев Гумилев. - М.: Эксмо, 2007. - 736 с. - (Антология мысли).
10.
Мельник Л.Г. «Состоявшаяся машина времени»
11.
Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения / И.А. Ильин. - М.: Эксмо, 2006. - 912 с.- (Антология мысли)


Рецензии