Конный пробег от поселка Амур до города Челябинска

  Этот конный пробег, даже по сегодняшним меркам, был довольно дерзким и смелым мероприятием. Подходила дата восемнадцатой годовщины Октябрьской революции. Страна, перенесшая за это время огромные потери в мировой войне, полный развал в период Гражданской войны, проведя коренные реформы в промышленности и сельском хозяйстве, быстро набирала темпы экономического развития.

  Наступило время рекордов. Стаханов и стахановское движение. Покорение Северного полюса. Паша Ангелина – передовой тракторист и подхвачено движение – девушки-трактористки. Стать чемпионом, удивить мир – быстро входило в жизнь.

 Если посмотреть на наш район, то организацией совхозов и колхозов было заложено интенсивное развитие сельского хозяйства. Совхозы «Путь Октября» и «Урал» - занимались разведением тонкорунных овец; совхоз «Уралец» - мясомолочное производство; конезавод №43 (п.Амур) – разведением племенных коней (управляющий – Маринин).

  Ломка старого казачьего быта, казачьей жизни проходила болезненно и не всегда на добровольной основе. Но появление на селе тракторов, комбайнов, автомашин вселяло надежду на новую счастливую жизнь.
  Появились и укрупнялись три машинотракторные станции (Измайловская, Кизильская, Черкасинская), при которых были организованы курсы по обучению трактористов, комбайнеров.

  Молодежь тянулась к технике, так как это были почетные профессии, а главное – необходимые. Но и коней не оставляли без внимания, всё таки на них ложился основной сельскохозяйственный труд. Да и для армии, где мобильной, ударной силой всё ещё была конница, требовались хорошие племенные лошади.

  В каждом поселке был организован колхоз, а их в районе было 32. И везде имелись конюшни, в которых трудились коневоды. За лошадьми был нужен уход, не хуже, чем за крупным рогатым скотом. На особом положении находился конезавод № 43 в поселке Амур (который в то время относился к Кизильскому району).  Здесь выращивались племенные кони, в основном для армии.               

  Я не знаю точно, у кого родилась идея проведения конного пробега до Челябинска, но то, что подготовка и проведение этого пробега было под пристальным вниманием обкома партии, было очевидным. Командором пробега был назначен В.А.Миронов – представитель Уральского военного округа. Парторгом группы пробега был назначен Дмитрий Никифорович Климов – секретарь парткома колхоза «Всходы коммунизма» (п. Амур).

  Полтора месяца шла подготовка: отбирали лучших коней по всему району; тщательно подбирали команду, куда вошли представители из нескольких колхозов: ежедневно делали тренировочные пробеги по 80 – 130 километров; готовили и пропагандистские материалы, так как в местах остановок нужно было вести агитацию, рассказы о достижениях в коневодстве, в развитии колхозов и совхозов.

 Готовилась и парадная одежда для всех участников, чтобы должным образом выглядеть в колонне демонстрантов в городе Челябинске; Если посмотреть на фотографию, напечатанную в районной газете в ноябре 1935 года, то видно, что все конники одеты одинаково, на всех черные казачьи папахи.

 Был разработан и маршрут движения с остановками: п.Амур – село Кизильское – город Магнитогорск – город Верхне-Уральск – город Троицк – Каракульский район – Галфинский район – город Шадринск – город Курган – город Шумиха – село Долматово – город Челябинск. Всего длина маршрута – 1200 километров. (Курганская область тогда входила в состав Челябинской области).

  В команду участников пробега входили: тренеры – Д.Н.Климов, Белов, Сапожников, П.В.Милосердов; фуражер – Беляев; коневоды – Т.И.Слюнченко (председатель Амурского с/Совета), Г.А.Нужнов (председатель Новинского с/Совета), И.М.Салов (председатель колхоза им.Сталина), Тюлебаев, И.Кирпичников (рабочие конезавода №43), И.И.Шивцов (колхоз им. Ворошилова), К.А.Базаров, Е.Кучеров ( колхоз им. Щеховцова), Л.М.Чернев, А.И.Никитенко (колхозники колхоза «Всходы коммуны»), Жирнов (животновод колхоза «Красный Урал»),  М.И.Стрелков (животновод колхоза «Красный партизан»),  П.Князев (колхоз «Красный Кизил»), Байкин (колхоз «Красный казак»), Г.С.Карнаухов (животновод колхоза «Луч Октября".               
  В пробеге участвовали кони разных пород от 4 до 9 лет: три «алхалтекинца», два «доно-киргизца», шесть «англо-киргизцев», шесть местной породы, «доно-венгерец», «англо-туркмен» и полукровка.
  На выдающемся красавце под кличкой «Агдар» из колхоза им. Шеховцева едет заведующий конно-товарной фермы Базаров. Политруку Климову дан прекрасный племенной жеребец из колхоза «Красный казак» по кличке «Ярык». Командор пробега Миронов управляет конем по кличке «Алькат» англо-киргизской породы.

  Главной задачей этого пробега было показать, насколько крепки и выносливы кони, выращенные хозяйствами района, на которых можно не только работать, но и защищать границы СССР.
 
 20 октября в 10 часов утра участники пробега стартовали от поселка Амур в сторону села Кизильского. Перед этим командор Миронов отправил телеграммы в окружком ВКП(б), в окрисполком, в редакцию газеты «Магнитогорский рабочий» с таким заявлением: «…20 колхозников ударников кизильских колхозов стартовали в конном пробеге в направлении на Челябинск на лошадях, выращенных в колхозных конетоварных фермах. Заверяем вас, что тысячекилометровый пробег проведем успешно, сохраним коней в хорошем состоянии».

 В шесть часов вечера конники прибыли в село Кизильское, где на площади состоялся митинг, устроенный в честь их встречи. От имени участников пробега Миронов выступил с речью и сказал, что «пробег мы завершим с честью, в полном составе и 6-го ноября будем в Челябинске».

 Переночевав и отдохнув, участники двинулись в сторону города Магнитогорска, где так же прошел митинг. Четко следуя запланированному графику, конники успешно прибыли в Челябинск  6 ноября, где прошла торжественная встреча в здании цирка, а 7-го участвовали в демонстрации трудящихся на площади имени Ленина. Секретарь обкома ВКП(б) Кузьма Васильевич Рындин поздравил наших конников с завершением пробега и каждому вручил нагрудный знак «Ударнику Сталинского похода».
 
  Обратно возвращались в железнодорожных вагонах до станции Бреды. Выгрузившись, быстро добрались домой в поселок Амур. Здесь их ждал радушный прием земляков, которые поздравляли с победным окончанием пробега.

  …Прошло семьдесят шесть лет после этого знаменитого в то время события. Давно уже нет конезавода. Техника вытеснила коней, которые были главной рабочей силой на селе. Да и в армии остался только один кремлевский кавалерийский полк. А все же с радостью мы наблюдаем за ежегодными скачками в день праздника района, когда собираются любители коневоды со всего района. И зрителей и болельщиков намного больше, чем на соревнованиях по футболу или хоккею.
  И в поселках стало больше лошадей, которые не требуют дорогого бензина, а помогают в сельском труде сельчан.

               
                28.10.2911


 


Рецензии