Царство Божие
Попробую описать свое осознание ЭТОГО СОСТОЯНИЯ.
Лично для меня некоторые вещи стали явственнее, когда опытно перестал отождествлять себя только с головной областью. Взгляд на все из сердечной области (причем в моем случае из грубого, неочищенного сердца) показывает как низовую, так и умственную нечистоту, в которую ныряешь, когда ум из сердечной области возвращается в головную, как «пес на свою блевотину».
В состоянии, когда внимание направлено на сердечную область возникает расширенное понимание смыслов себя, людей, событий, службы в храме, книг …
Когда же ум именно опускается в сердечную область происходит как-бы выход из мысленного леса и возникает определенная свобода от мысленных волков. При этом в головной области устанавливается тишина, сердечная область как бы переполняет все внутри и во вне. Как я понял этот процесс не обязательно связан с действием благодати и может быть вызван искусственным приемом. Поэтому это не является целью, целью как раз является очищение сердца, ума, нижних зон для возможности благодатных посещений и последующего вселения Духа Святого, при котором при условии очищенного материального и тонкоматериального т.е. тварных аспектов возникает состояние: «Живу не я, а живет во мне Христос» , т.е. осуществляется Крест освящения Святым Духом тварности. Таким образом и возникает Царство Божие как особое состояние, особый лад всего человека.
В семье такое состояние проявляется в том что все отношения на всех уровнях начинают наполняться глубиной, стремлением к глубокому внутреннему контакту, как с женой и детьми, так и другими родственниками, знакомыми, окружением.
В работе появляется вдохновение, желание делать так, чтобы полнота состояния раскрылась и у других, ощутимо начинает меняться поток внешних событий в целом.
В храме также меняется восприятие всего, что происходит на службе, молитва слышится не только и не столько головой, сколько сердечной областью (предполагаю, что при более очищенном и тренированном молитвой уме будет слышатся сердцем и в полной мере пониматься умом). В моем случае получается либо либо.
Само опускание ума из головной области в сердечную помогает обрести молитвенный настрой, в этом случае постепенно раскрываются пути расчистки мысленного леса от зарослей и волков, а также осушение низовых болот. В сердечной области временами возникает тонкое молитвенное прикосновение ко Господу, сокровенный контакт с Ним.
Вот что могу на данном этапе неочищенного сердца, ума, низа сказать о Царстве Небес.
При условии очищения и преображения всего трудно даже представить как может осуществиться Крест Господень – встреча Святого Духа и материальной жизни в каждом из нас.
Надеюсь, что обмен опытом и обсуждение в этой теме будут полезны всем нам.
Лично для себя цель формулирую как непрерывное пребывание во Господе, не отвлекаясь на поиск результов и проявлений, вытекающих из Этого Состояния. Хотя мне эти проявления наблюдать в своей жизни очень приятно и реально очень трудно к ним не привязываться, не прилипать. Привязка и ориентир на эти внешние проявления начинают подпитывать и, соответственно, усиливать тщеславие и гордость.
И еще несколько слов о безобразном восприятии. Я когда-то занимался любительской радиосвязью в коротковолновом диапазоне. Когда осуществлялась связь-контакт, т.е. происходила встреча в радиоэфире, - волей не волей пытался представить условия жизни и образ того, с кем говоришь. Что совершенно невозможно сделать в соответствии с реальностью по вполне понятным причинам. Реальность здесь – это доступный нашему восприятию звуковой сигнал, вызванный резонансом двух радиостанций, созвучащих в эфире. Также, думаю, и молитвенный контакт с Господом, святыми, другими людьми не дает возможности узнать о сферах, в которых протекает их бытие. Есть, как и в радиосвязи, определенная зона контакта, когда контур-сердечная область настраивается на связь.
Надеюсь, что старшие товарищи подключатся и помогут развить тему о свойствах Царствия Божьего, в той мере в какой нам Оно открывается.
Да, действительно попытался описать то, что понимаю-ощущаю ... Если все же пытаться определить, то доступная человеку Полнота Жизни в доступной человеку Полноте Любви, в опять таки доступной мере контакта с Господом наверное так можно сказать про Царство Небес ...
Неочищенный ум, сердце, телесность дают ограниченное и искаженное восприятие и осознание, однако что есть - то есть Слава Богу за это. Бог даст дальше будет чище, лучше, вернее ...
Каковы особенности состояния хотя бы относительной Полноты Жизни, достигаемой нами в молитве?
Раньше я был уверен, что целью молитвенной тренировки ума является опускание ума в сердечную области. Этот процесс вполне может быть безблагодатным и не гарантирует очищения сердца. соответственно это одно из промежуточных явлений на молитвенном пути, что однако снижает зависимость от "рациональной магии"(меткое выражение Александра) , сковавшей человека общества потребления, сделавшей его несвободным и управляемым. Т.о. ум даже в неочищенном сердце - намного большая полнота жизни, нежели в случае ума скованного головной областью со всеми программами, социальными кодами, самовнушениями, эгоизмом, гордостью, тщеславием и т.д.
Далее в несколько (если так можно сказать очищенном сердце) возникает очень тонкий молитвенный контакт с Господом, который также может проявляться в глубине контакта с богослужением, святыми, другими людьми ... Это также еще одна еще большая полнота...
Получается как-бы от Славы к Славе - от Полноты к Полноте ... Наверное это процесс безграничный... Процесс когда сама жизнь расширяется и перехлестывает через край во все новые иные формы и качества ...
Так наверное Царство Божие можно определить и как процесс такого восхождения от полноте к полноте ... Но все эти схемы и определения - штампы-уловки ума, который не желает выходить за пределы уютного мирка и совершенно не желает сдать позиции, что непременно прийдется сделать в процессе расширения полноты жизни. Поэтому ум ищет определений, налягает на них так, что его с них и не сдвинешь ...
Поэтому здесь наверное лучше описывать процесс восхождения от полноты к полноте, описывать некоторые сопутствующие ощущения-проявления этого ... Так покрайней мере что-то будет передано, запущено, будет передан реальный смысл процесса, а не мысленная жвачка ума, боящегося за свое господство
Расширение нашего осознания нас же самих, помогает, как мне кажется, расширить возможности молитвы. Раздвигая границы нашей жизненной полноты прикоснуться ими же ко Господу ... Без этого молитва остается только внешне-устно-головной, отсюда очень и очень много проблем, от самовнушений до нападений ...
Он Царь во всем.
Если этого нет, то любые ухищрения поставить Духа себе на службу ничтожны.
Да Царь во всем, но прийти к нему необходимо свободно и принести нашу, максимально доступную нам в текущий момент полноту жизни
Когда видишь свою умственную и страстную грязь смотря из сердечной области, как-бы извне - понимаешь что-такое ты намного более, чем смотря в зеркало внешних представлений о себе, основанном на внешних же действиях ...
Что несомненно делает молитву полнее, осознанее, направленнее, а следовательно убежден, угоднее, Господу ...
Человек который только осязает, знает о внешнем мире менее чем тот, кто осязает и видит, более знает тот, кто осязает, видит, слышит, обоняет, интуирует, чувствует сердце, мыслит, творит... Тоже касается и молитвы с точки зрения поиска ее полноты ...
Большая полнота восприятия, могает выскочить за пределы оков... Как написал 000 в одной из старых тем про то, как он избавился от божка по имени: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя грешного" который может при рационально головном сознании стать идолом, подменяя реальную живую молитву ...
Техники конечно не могут заменить Господа и Его Царство, однако могут помочь узнать нам о наших составных частях, собрать их во едино и отдать Господу для очищения в Любви
О цели христианской жизни
Беседа прп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым http://www.hesychasm.ru/library/praksis/seraphim.htm
И батюшка о. Серафим, приятно улыбнувшись, сказал:
"— И сам я, батюшка, знаю это точно так же, как и вы, да нарочно спрашиваю у вас — так ли вы это чувствуете? Сущая правда, ваше Боголюбие! Никакая приятность земного благоухания не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь ощущаем, потому что нас теперь окружает благоухание Святого Духа Божия. Что же земное может быть подобно ему? Заметьте же, ваше Боголюбие, ведь вы сказали мне, что кругом нас тепло, как в бане, а посмотрите-ка, ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и над нами так же. Стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она-то и есть та самая теплота, про которую Дух Святой словами молитвы заставляет нас вопиять ко Господу: “Теплотою Духа Твоего Святого, согрей мя!” Его-то согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мраза, будучи одеваемы, как в теплые шубы, в благодатную одежду, от Святого Духа истканную. Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: “Царство Божие внутрь вас есть”. Под Царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святого. Вот это " Царствие Божие внутрь вас теперь и находится, а благодать Духа Святого и отвне осиявает и согревает нас и, преисполняя многоразличным благоуханием окружающий нас воздух, услаждает наши чувства пренебесным услаждением, наполняя наши сердца радостью неизглаголанною. Наше теперешнее положение есть то самое, про которое апостол говорит: “Царство Божие несть пища и питие, но правда и мир о Дусе Святе”. Вера наша состоит “не в убедительных человеческий мудрости словесех, но в явлениях духа и силы”. Вот в этом-то состоянии мы теперь с вами и находимся. Про это состояние именно и сказал Господь: “Суть нецыи от зде стоящих, иже не имуть вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие, пришедшее в силе”... Вот, батюшка, ваше Боголюбие, какой неизреченной радости сподобил нас теперь Господь Бог! - Вот что значит быть в полноте Духа Святого, про которую святой Макарий Египетский пишет:
“Я сам был в полноте Духа Святаго”. Этою-то полнотой Духа Святого и нас, тою убогих, преисполнил теперь Господь... Ну, уж теперь нечего более, кажется, спрашивать, ваше Боголюбие, каким образом бывают люди в благодати Духа Святого!.. Будете ли вы помнить теперешнее явление неизреченной милости Божией, посетившей нас?
— Не знаю, батюшка! — сказал я, — удостоит ли меня Господь навсегда помнить так живо и явственно, как теперь я чувствую эту милость Божию.
— А я мню, — отвечал мне отец Серафим, — что Господь поможет вам навсегда удержать это в памяти вашей, ибо иначе благость его не приклонилась бы так мгновенно к смиренному молению моему и не предварила бы и так скоро послушать убогого Серафима, тем более, что и не для вас одних дано вам разуметь это, а через вас для целого мира, чтобы вы сами утверждались в деле Божием и другим могли бы быть полезными. Что же касается до того, батюшка, что я монах, а вы мирской человек, то об этом думать нечего. У Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного. За это подается обильно свыше благодать Духа Святого".
Вот мне кажется очень точный удачный пример личного восприятия Царства Божия, его свойств, проявления ...
Само состояние Полноты Бытия. Уверен каждый из нас в различной степени к Этой Полноте прикасается, понимая то, что нам из Нее доступно как ограниченый, но вместе с тем истинный живой опыт. В противном случае рискуешь потерять всякие внутренние ориенттиры, если можно так сказать ... Очень очень важны живые опытные примеры, подобные сказанному с одной стороны вдохновляющие, а с другой помогающие сориентироваться в духовной жизни ...
Поэтому прошу всех, кто может в рамках данной темы поделиться своим восприятием переживания Царства Небес, которое каждый из нас сможет соотнести со святоотечеким пониманием
Говоря о свойствах Царствия Божьего, пытаясь их как-то обобщить:
1. Царство Божие внутри нас, это внутреннее духовное пространство, хотя и проявляющееся определенным образом во внешней жизни;
2. Полнота Жизни во Христе, единство с другими людьми, по принципу если "Господь в центре круга, то чем ближе мы к Нему, тем ближе и друг ко другу";
3. Полнота Жизни раскрывается в Любви, другими словами в посещении Святого Духа;
4. Чтобы стяжать Царство, необходимо продать все, Царство Небес - самое драгоценное что может быть;
5. Царство Небес - критерий, цель, направление молитвенной жизни; Не очистив ум, сердце, телесность и т.д. доступной человеку Полноты Бытия не обрести;
6. Господь творил все и всегда и в космическом масштабе и в земной истории именно Этой Полнотой Жизни; Она плодоносна, многомерно плодоносна, созидательна, творческая; Каждый из нас обретя хотя бы некоторые аспекты этого состояния способен творчески созидать;
7. Вхождение в состояние Царства начинается из нашей духовной серцевины, в которую сходит ум в процессе молитвенной жизни;
8. Полнота Жизни, Полнота Царства безгранична, неисчерпаема, вхождение в нее разворачивается постепенно, от Славы к Славе; Это как если глухому с рождения вдруг откроется мир звуков, слепому от рождения мир красок, человеку без обоняния - мир запахов; без рук - мир осязания и т.д. Т.е. раскрываются слои мироздания, абсолютно отличные от привычных и известных, не вписывающиеся в их рамки;
9. Восприятие своей текущей бытийной узости невозможно или практически невозможно пребывая сознанием в головной области. Ум сошедший в сердечную область видит грязные лабиринты головы, а также чревные позывы, понимая свое реальное состояние как-бы извне. Что показывает дальнейшее направление движения. Находясь в сердце и отрекаясь или пережимая жизнь ума и телесности - Полноты Бытия не достичь. Так как человек - это не только сердечная область, но еще и ум и телесность и многое другое. Отрекаясь от них человек ограничивает достижение Полноты, что снижает степень подвижности, степенб свободы, вариантность поведения, творчества ..
В состоянии Царства Божия раскрывается Господь. Господь раскрывается именно в Полноте Жизни. Полнота молитвенного контакта с Ним возростает по мере раскрытия Полноты Жизни в нас благодатью Любви, Духа Святого. Именно сошествие Духа раскрывает полноту жизни и тем самым возможен максимально полный молитвенный контакт-предстояние
Царство Божие не от мира сего, т.е. не от мира внешнего, а именно мир сокровенный внутренний. В постижении Царствия Небесного рождается внутренний человек.
Раскрытие Полноты Жизни процесс постоянный, запустив его единожды необходимо его поддерживать и питать. Для этого существует очень много средств и общение здесь на форуме, и книги, и фильмы, люди живьем, Литургическая жизнь. Все то, что поможет хоть немножечко прозреть, прорваться за границы недоступного нам опыта, открыть глаза, на то, что в обычной внешней рациональной жизни выпадает зща скобки
Господь в притчах говорил о раскрытии Царствия в динамике. То, что нашел у святых отцов, относится уже к той
полноте раскрытия Царствия, что возможна в сей жизни. И при всей прикровенности высказываний, говорят об одном –
Царство раскрываетя, когда Христос запечатлевается в нас, когда печать его – в нашем сердце.
Когда мы становимся воистину Христовыми, и уже не падём более...
Свидетельство о публикации №212011401458