Комплексы. 16. Учителя
Спустя много лет, на юбилейной встрече, посвященной окончанию нами школы, первое слово было предоставлено нашему классному руководителю 10-А Зинаиде Борисовне Сусловой. Она - мягкий по характеру, добрейшей души человек. Преподавала биологию. Свое выступление начала со слов: "В год вашего выпуска, Тамара Панасюк сказала, что из-за моей доброты на моих уроках нет никакой дисциплины... Этим дала понять, что мне не подходит работа в школе"...
Я отлично помню эту ситуацию и этот разговор. Да, на ее уроках, действительно, не было никакой дисциплины. Можно было заниматься чем угодно, даже по классу ходить, многие пользовались этим, да еще наш класс был проходным, опоздавшие "бэшники" ( так мы называли тех, кто из "Б" класса) минут 10 после звонка еще шмыгали через наш класс, отвлекая. Зинаида Борисовна обратилась ко мне, как секретарю комсомольской организации школы, чтобы повлиять на нарушителей, вот я и выпалила ту фразу, да еще привела примеры, назвав фамилии учителей, где на уроках шороха не услышишь, потому что они требовательные, их боятся. Я не хотела ее обидеть, но действительно считала нашу классную слабохарактерной. Помню даже ситуацию, когда мы приступили к теме по изучению человека и она озвучила какие вопросы будем рассматривать, назвав среди других и "продолжение рода", один хулиганистый мальчишка, крикнул с галерки: "А практические занятия будут? Опыты будем проводить?", заставив покраснеть девчонок и учительницу. На уроке у строгих и жестких учителей такой бы номер не прокатил. А знания она давала, кто хотел учиться их получал. Продолжив свое выступление, З.Б. рассказала, что поразмыслив, решила уйти из школы, благо, что в соседнем молдавском поселке Первомайское закладывали огромный фруктовый сад - "ПАЛЬМЕТ". Туда она и пошла работать агрономом и очень многого достигла в этой профессии. Муж мой прореагировал на слова Зинаиды Борисовны: "И здесь без тебя не обошлось!" Не думала я, что своим высказыванием повлияла на судьбу человека, была очень рада за нее, судя по ее рассказу, она сама поняла, что школа - это не ее призвание и мои слова возымели действие и подвигли на решительный шаг. Надо же, столько лет прошло, а Зинаида Борисовна все помнит.
ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА.
Это особый человек. Не рассказать о ней я просто не имею права.
Я уже вспоминала, что впервые увидев меня, она дала характеристику: "Умная, но такая некрасивая!" Я не обиделась совершенно. Ведь часто слышала, с самого раннего детства от маминых подруг и знакомых: "Ира! Это та твоя поганенькая?" Или : "И в кого она такая некрасивая?" Это спрашивалось прямо при мне, и мама не опровергала. Они думали, что я или глухая или несмышленыш. Все-таки комплексы закладываются в раннем детстве и так мешают жить, они подрезают крылья и ты живешь, втянув голову в плечи, как какой-то неполноценный человек. Потом, обсуждая эту тему, Женя Казарин сделал предположение, что в некоторых местностях Украины бытует мнение, чтобы не сглазить ребенка, стараются говорить, что дескать, он не красивый. Я отмела эту версию сразу. Это можно говорить младенцу, а не когда человек все понимает и болезненно реагирует. Так вот, Татьяна Федоровна, приехала к нам в село после окончания Одесского педина уже будучи замужем. Муж тоже учитель, физкультуры, годика три было сынишке Славчику, он был похож на маму, глазенками особенно. В этом году я его встретила на кладбище. Меня спросили: "Узнаешь?" На меня смотрели глаза Татьяны Федоровны. Я не могла не узнать. Физику и английский она вела в нашем классе, а классное руководство ей дали в 7-ом Б. Там училась моя подруга Галочка Л. Мы с Татьяной Федоровной сблизились во время совместных походов на школьные вечера и на танцульки во Дворец культуры, жили рядом, поэтому, когда у меня не было провожатых, а такое случалось не очень часто, составляли компанию друг другу. Прекрасный, большой души человек, веселая, компанейская. Мне с ней было легко и непринужденно, как с лучшей подружкой. Еще больше мы подружились, когда я после окончания школы работала пионервожатой, мы ведь, практически, были коллегами.
Помню один забавный случай. Я пришла к ним в гости и Татьяна Фёдоровна меня угостила апельсином, огромным, оранжевым. Кто-то в гости приезжал из Одессы и привёз гостинец. А я понятия не имела, как его есть, так как уже будучи в 9-ом классе, ни разу не пробовала этот цитрус. И начались мои мучения... Надкусила, а что дальше? Татьяна Фёдоровна тактично вышла из комнаты, вроде по делам, чтобы я расправилась с этой экзотикой...
Однажды в село приехала журналистка из солидного журнала, не помню уже название и написала огромный очерк на несколько разворотов: "Татьяна Федоровна в школе и дома". Я его читала с упоением и радовалась, что про мою учительницу, мою современницу написали в модном всеукраинском издании, она это заслужила. Меня распирала гордость за уважаемого мной Человека. Горько, что жизнь ей отпустила мало, она прожила всего 52 года. В этом году я была на ее могилке в поминальный день, принесла цветы. Там были ее супруг и сын Славик. ПОМНЮ! Скорблю! Пусть земля будет пухом.
ВАСИЛИЙ ЙОСИФОВИЧ.
Мой рассказ будет неполным и меня не поймут мои дорогие одноклассники, если я не вспомню учителя истории Василия Йосифовича Зброжека. Интересный человек, красивый, ухоженный, импозантный мужчина, тактичный, уравновешенный, голоса не повышал и уважал нас. Меня называл не иначе, как Юлий Цезарь за то, что я могла одновременно делать три дела: читать учебник, подсказывать отвечающему у доски и писать записку. Правда, я успевала еще и читать полученную в это же время. Мы были все влюблены и нам для выяснения отношений перемен не хватало, они были такими короткими. Приходилось уроки прихватывать, особенно такие, гуманитарные, как история. Всех желающих я обучила стенографии. Записки в 9-10 классах мы писали только стенографически. Вася Йося (такая у него была безобидная кличка) перехватив такую записку, смотрел на меня и говорил укоризненно и, как мне тогда казалось, с неким уважением, что мы освоили эти иероглифы-значки, в которых он не разбирался: "Опять Тамара со своей стенографией!" Ему так хотелось знать содержание, но как в басне: "Глаз видит, а зуб неймёт." Зато мы в записках могли изощряться, как хотели, откровенничать по полной, объясняться в любви... Учителям было не под силу узнать наши юношеские, Ромео-Джульетовские тайны.
А вот мнение об учителе истории одного из моих одноклассников Вячеслава Дмитриева: "Для меня уроки Василия Иосифовича были всегда вступлением в историю, ожиданием чего-то нового, того чего я не знаю. Он привил мне любовь к этому предмету, которая сохранилась до сих пор. Понятия "Коминтерн, тредюнион, гоминдант... и т.д." Я всегда с удовольствием воспринимал воспоминания этого прекрасного УЧИТЕЛЯ. Он был обаятелен, хорошо продуманная речь, спокойствие, знание предмета, врожденная интеллигентность, доброта. Да ещё много хорошего можно сказать о нем. Но, по-моему, не все его правильно воспринимали..."
ЛИДИЯ ФЕДОРОВНА.
Ну, куда нам без географии, которую блестяще преподавала Лидия Федоровна Гура? Она умерла совсем недавно. Высокая, статная, с красивой прической. Вкладывала в свой предмет душу и пыталась по-хорошему заразить нас любовью к путешествиям и приключениям.
Мой одноклассник Вячеслав вспомнил ее так: "Лидия Фёдоровна-преподаватель географии по моим школьным воспоминаниям прекрасно излагала предмет. Всегда была доброжелательна, вежлива, тактична к своим ученикам, а это немаловажно. Я уже сам, побывав преподавателем(начальная военная подготовка),часто сравнивал методы и подходы к юношам на фоне моих учителей. И думаю,что они заложили правильный фундамент".
Географию я знала, пришлось продолжать ее изучение в виде "экономической географии" и заложенные азы очень даже пригодились. Знания за плечами не носить. Они оседают на подкорке и ждут удобного случая, когда смогут пригодиться. Полученные знания помогали в путешествиях, когда мы проводили сборы в Кардамичевском лесу, еще учась в школе, и потом, когда я, пионервожатая, привозила туда уже своих пионеров,(просто другого леса поблизости не было) география помогала побеждать в соревнованиях и конкурсах, хождение по азимуту, когда на время надо было быстро отыскать запрятанный предмет... Да вообще как здорово знать! Ориентироваться на местности. Разгадывать загадки природы... Низкий поклон педагогу, уважаемому Человеку и просто женщине-землячке.
АЛЕКСАНДРА АФАНАСЬЕВНА.
С пятого по восьмой класс включительно русский язык и литературу у меня преподавала Геновская Александра Афанасьевна. Она также была нашим классным руководителем в этот же период. Именно с её лёгкой руки я мечтала, окончив школу, пойти по стопам своей учительницы, т.е. стать филологом. У неё была не очень приятная кличка, не буду её озвучивать. Относились к ней, по-моему, не всегда и не все справедливо. Но я была таким человеком и осталась: никогда не вникала в сплетни, не слушала их и не слышала. Для меня она была очень хорошим человеком и учителем. Очень красиво и модно одевалась. Одинокая, беззащитная женщина, которая одна воспитывала сынишку, Сережу, он был на год младше нас. На летних каникулах возила нас на всевозможные экскурсии: в Одессу в оперный, приобщая к великому искусству, только благодаря ей, мы на теплоходе, преодолев расстояние от Одессы до Севастополя, смогли налюбоваться красотами этого удивительного, героического города-героя. Мне импонировали её интеллект и интеллигентность, она казалась белой вороной на фоне остальных учителей да и жителей села. Никогда не забуду такой случай из моей школьной жизни. Я была круглой отличницей и активисткой. Без меня не обходилось ни одно общешкольное мероприятие.
Однажды на день Победы, 9 Мая, я стояла в почётном карауле у памятника Героя Советского Союза Винника Юрия Михайловича... Шёл митинг. Я не позавтракала утром, ещё на солнцепёке долго пришлось стоять, чувствую: сейчас упаду. Ушла с поста, чтобы хоть до холодка добраться. Никто не заметил, только Александра Афанасьевна подскочила ко мне, взяла под руку и бережно повела к своему дому, благо он находился в нескольких шагах. Напоила и уложила на диван.В полутёмной прохладной комнате мне сразу стало легче. А она всё хлопотала. Зарезала курицу, сварила и напоила меня вкуснейшим бульоном, накормила мясом куриным. Она знала, что я сирота и ей показалось, что меня дома не кормят. Она даже подумать не могла, что я никогда не хотела и не любила есть. Для меня это были муки господние. Как мама со мной мучилась, правда, я это уже описывала ранее в своих воспоминаниях.
Весь день я пробыла у них в гостях. А мама сходила с ума, искала меня везде: никто не знал куда я запропастилась. Меня отпустили только когда спала жара, чтобы не повторился приступ солнечного удара.
Александра Афанасьевна с пятого класса меня приобщила к школьным вечерам и различным литературным мероприятиям и олимпиадам. Она видела во мне своё продолжение. Для меня, в то время, учитель был святым человеком. И я иногда не понимала, когда на уроках, учитель о другом учителе отзывался нелестно, приносил в класс, выставлял на обсуждение ученикам, различные бытовые склоки и дрязги. Просто ореол мерк в моих глазах, когда я это слышала. Потом, я поняла, поработав в учительском коллективе, что никакие они не святые, а обыкновенные люди со своими заморочками, проблемами, изощрёнными интригами, нервами, которые более расшатаны, чем у людей других профессий. Потом всё это анализируя, я благодарила Судьбу за то, что увела меня на другую профессиональную дорожку. Я стала финансистом.
Александра Афанасьевна доверяла мне проверять диктанты, изложения и сочинения одношкольников и мне это очень льстило, я чувствовала, что чего-то стОю. Чтение стихов со сцены формировали дикцию, которая мне очень помогала в дикторской работе на радио в юности и помогает сейчас, когда я веду литературную страничку на нашем городском радио. Кроме того, часто выступая, я преодолевала врождённую стеснительность, потому что считала себя очень некрасивой, недостаточно умной, т.е. была закомплексованной.
ЕЛЕНА ИВАНОВНА.
Она преподавала у нас математику в старших классах. И хотя по всем предметам у меня были пятёрки, почему-то не давалась мне стереометрия. Может, где-то недоучила, где-то не поняла, не так объяснили...Елена Ивановна была одной из самых молодых учителей школы. Только вышла замуж и пока мы закончили школу успела дважды побывать в декрете. За 42 года многое забылось, стёрлось из памяти и, чтобы восстановить, я обратилась к своей подруге Галочке Родиной, чтобы она напомнила отдельные моменты. Она написала мне одну фразу:"Мне помнится, что она всё время была беременной". Елена Ивановна мне поставила первую и единственную двойку в моей жизни за то ли самостоятельную, то ли контрольную работу, что-то я плохо в теме разобралась. Мама была шокирована! Для меня четвёрка была трагедией, а тут пара! И она пошла на разборки в школу. Потом, после выяснений, и маминого ухода из учительской, Елена Ивановна произнесла фразу, содержание которой маме стало известно до конца дня: "Подумаешь, кто она такая? Няня в детском саду, а хочет, чтобы дочка была отличницей! Пришла выяснять..." Этими словами она обидела мою мать, и это трудно простить. Мне проще было простить, если бы меня обидели, а тут ...самого близкого и дорогого мне человека. Поэтому остался неприятный осадок и у меня, и у моей мамы. Когда Елена Ивановна была на курсах повышения квалификации, учителей часто посылали "повышать", нам временно математику стала преподавать Галина Леоновна. После её объяснений, таких простых и наглядных, у меня будто пелена упала с глаз. Всё то, что я недопонимала стало таким доступно-понятным, что я диву давалась. Я даже, поступая в Институт народного хозяйства, на экзамене по математике заспорила с экзаменатором и оказалась права. Он вынужден был поставить мне пятёрку, что с моим красным дипломом было достаточно для зачисления в вуз, мне не пришлось больше сдавать ещё три скучных экзамена, да я и не готовила больше ничего, была уверена в своих силах.
Так что разные ощущения остались от общения с нашими кучурганскими учителями...
ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА ПАШУРА.
Больше всех предметов в школе я опасалась за химию. Уж очень учительница была строгая – Елена Григорьевна. Я её, честно говоря, очень боялась, хотя в предмете разбиралась неплохо, правда, учить приходилось постоянно, а не от случая к случаю. В таком предмете, как химия, без системы знаний нечего делать. На уроках Елены Григорьевны стояла тишина, даже мухи боялись летать. Свой предмет она знала досконально и очень доходчиво доносила нам, только проглоти. В 9-ом классе я поступила на курсы «ГЗОС» в Москве. Это сокращенно от "государственное заочное обучение стенографии". И параллельно с учебой в школе я изучала интересный предмет скоро-писания, который должен был мне помочь в дальнейшей учебе. Нравилось себя нагружать по полной. Всё казалось, что что-то не успею сделать. Моим девизом было изречение: "Кто много хочет знать, тот мало должен спать!" Даже такой небольшой плакатик висел в моей спальне над кроватью. Действительно, стенография помогла мне в жизни и очень. Моя скорость, после усиленных тренировок, достигала 140 слов в минуту. Так быстро говорит только Тина Кандилаки, но у нас она не преподавала. (Шучу!) До сих пор со стенографией не расстаюсь. Мне удавалось дословно записывать лекции и в техникуме, и в институте. Так вот, я должна была ехать на районную олимпиаду по химии в Раздельную, а у меня была контрольная по стенографии , ее я должна была срочно отправить в Москву, сроки нарушать было нельзя. Да я этого никогда не делала. Времени совсем не оставалось. И я отказываюсь ехать на олимпиаду, чем наношу серьёзную обиду учительнице по химии. Это позже я стала понимать, как трудно было Елене Григорьевне, перенести мой отказ, отказ своей ученицы, которой она доверяла, вложила свои знания и частицу души. Мне был объявлен, как тогда казалось, настоящий бойкот за непослушание. Меня не спрашивали на уроках и не замечали, смотрели сквозь меня. Думала не видать мне в аттестате хорошей оценки, но я ошиблась. Мне была поставлена та оценка, какую я получила на госэкзамене, т.е. пятёрка. И сейчас, спустя годы, с позиции зрелости и взрослости мне хотелось бы извиниться. Простите пожалуйста, уважаемая Елена Григорьевна, я была неправа. Можно было бы и на олимпиаду поехать и успеть сделать контрольную. Ночью.
Я часто после окончания школы, приезжая домой в отпуск, приходила в свою родную старую школу, даже со своими сыновьями... Иногда видела Елену Григорьевну во дворе, она живёт рядом со школой, так хотелось подойти, но ... ни разу не решилась.
ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТ...
Свидетельство о публикации №212011400168
Любовь Папкова-Заболотская 17.06.2012 21:38 Заявить о нарушении
Мне очень приятно. Особенно, что не скупитесь на отзывы.
У меня ещё всё в сыром виде. Вспомню что-то ... и возвращаюсь.
Я проучилась в одной школе. Папа погиб и нас больше не переводили никуда, а то тоже бы меняла.
С уважением,
Тамара Ненчина 17.06.2012 22:23 Заявить о нарушении
Любовь Папкова-Заболотская 23.09.2018 15:00 Заявить о нарушении
Но если собираются жить за границей, то пусть там
и учатся. ВСЁ ПРОХОДИТ. "И это тоже ПРОЙДЁТ!"
Так как я - оптимист, то уверена, что всё наладится.
Правительства приходят и уходят, а люди - добрые, трудолюбивые
остаются.
С уважением,
Тамара Ненчина 23.09.2018 15:17 Заявить о нарушении