Ерика, дочь звездочета

Этой беседой открывается цикл статей в рубрике «ИНТРОвью. Беседы о странном». И, если «интер-вью» означает «взгляд между», то «интро-вью» - это своего рода «взгляд вглубь». Такая беседа, где наше видение словно пытается отыскать новое измерение. Измерение Чуда.
Да и тех, с кем мы будем беседовать на этих страницах, с полным правом можно назвать «чудиками», то есть, людьми, причастными Чуду. Людьми, обладающими достаточной ясностью и отвагой, чтобы жить в этом радужном неустойчивом свете чудес, чтобы держать эти двери открытыми для нас с вами.
С любовью и удивлением, Сойка.


 Ерика (Нина Турко), музыкант-мультиинструменталист, одна из основателей и ведущих музыкального проекта «Второе Внимание», учитель, путешественница. Сейчас она разливает по чашечкам чай. И вот, чутким клубочком свернулась в ногах Фелиса, пестрая кошечка, по золотисто-рыжей комнате поплыл так уместный здесь тропический аромат мандаринов, и  прислоненный к стене чатхан отзывается на смех легким звоном, и, словно сказочные сокровища — поблескивают цветными обертками конфеты. Мы начинаем беседу…



Сойка. - Давно хотела поговорить с тобой о Втором Внимании. Так называется ваш загадочный музыкальный проект, вот уже 16 лет время от времени «выходящий в люди» с плодами своих экспериментов и поисков. Но сам термин позаимствован у Кастанеды, которого, при всем уважении, читали не все… Да и просто интересно знать, что лично для тебя стоит за двумя этими словами – «Второе Внимание»?..

Ерика.- Можно сказать так. Когда просто смотришь на жизнь самым обыкновенным рациональным взглядом, и просто наблюдаешь то, что здесь происходит – это Первое Внимание. Вот стул, а вот кошка, вот кто-то сказал «сам дурак», еще что-то в этом духе… Ну, в общем, восприятие в самом прямом и немудреном смысле. А вот если попристальней на все посмотреть… Или, бывает, наоборот – взглянешь расслабленно, рассеянным взглядом — тогда и включается Второе Внимание – более глубокое, и за всеми этими очертаниями ты начинаешь видеть… возможно еще не Сущность вещей, но точно вникаешь в них уже гораздо глубже. А имя такое проекту мы дали, кстати, вовсе не потому, что мы владеем в полной мере умением включать Второе Внимание, а потому что нам очень хотелось это уметь.

Сойка. Наверное, учиться этому интересно…

Ерика. И учиться, и делать это интересно! Это — такая область, где есть, куда расти, и есть, чему учиться. А, если бы мы уже владели этим умением, наверняка назвались бы как-то иначе.

С. Третье Внимание?..

Е. Ага, «Третье Внимание», «Нагваль», что-то такое. В общем, Второе Внимание – это только начало. Первый шажок вглубь — от «обыденного сознания».

С. То есть, получается — если хочешь, чтобы в твоей жизни происходило что-то волшебное, в первую очередь нужно отойти от привычки воспринимать мир обыденно?

Е. Так и есть.

С. Интересно, а как в музыкальной практике как включается Второе Внимание? Вот играешь ты, находясь в состоянии Первого Внимания, вникая в ноты, тональность, стилистику произведения. И вдруг… включается Второе Внимание! Так? Или не «вдруг»?

Е. Конечно, такое происходит, но я заметила, что такое происходит не сразу. По крайней мере, так всегда случается со мной. Сначала ты упорно, в чем-то даже механически, разучиваешь некое произведение. Такая рутинная работа не противоречит идее творчества, это основа, своего рода дружеский «пинок под зад». Можно сказать, Первое Внимание для меня лично служит трамплином ко Второму. Хотя, специальных усилий для появления Второго ты никогда не прикладываешь. Просто работаешь. И вот, через какое-то время ты вдруг замечаешь, что музыка изменилась, и ты играешь что-то совсем другое… совсем не то, что учил. Но тебе хочется играть и играть это, и смотреть – куда пойдет мелодия дальше. У меня всегда было такое ощущение, что мелодия это не набор звуков, а существо, живущее в пространстве, и у этого существа есть хвостик. За этот хвостик и нужно уцепиться, чтобы куда-то дальше полететь. Насколько далеко? А насколько ты сможешь. Иногда совсем чуть-чуть…
Порой, слушаешь произведение какого-нибудь прекрасного автора, и такая мелодия – просто на душу ложится, слух ласкает, а потом вдруг — теряется куда-то, и чувствуется, что следующую за ней часть автор просто досочинил, из «головы». Хвост выскользнул и существо улетело...

С. А как обстоят дела с твоими собственными мелодиями?

Е. У меня так – если выходит, что дальше я не могу лететь за этой птицей, я останавливаюсь. Наверное, поэтому у меня очень мало законченных вещей, или эти мелодии — коротенькие по самой своей форме.

С. Коротенькие – как дзенские хокку?.. Кстати, к вопросу о дзен. Насколько я помню, ты как-то записывала аудиокнигу «дзен-гитара»… Мне сейчас подумалось: может быть именно поэтому дзенские стихи – настолько короткие? Причина в том, что только за эти несколько строчек, за этот «вдох-выдох» и успеваешь схватить это летающее существо за хвост?...

Е. А ведь действительно – насколько хватает нашего Внимания? Наши возможности не безграничны. Кто знает, если много лет тренировать его, то его хватит на несколько «вдохов-выдохов».
 
С. Я бы не сказала, что только короткие произведения могут быть по-настоящему качественными. Мне кажется, есть некая жемчужина, момент волшебности, внутри произведения, литературного или другого какого – и в эту волшебность завернуто все остальное. Это – вот — как обертка для конфетки. Обертка, которая,  вроде бы, и не участвует во вкусе конфетки, ее сладости и шоколадности, но, в то же время, она служит воротами. И получается, для того, чтобы Второе Внимание проявилось – нужно изрядно посидеть в Первом. Шуршишь-шуршишь бумажкой, прежде чем развернешь…

Е. Хороший образ, похоже на то!

С. Ну, с музыкой разобрались.. а как насчет событий, происходящих в течение жизни? Ведь были истории, в которых разворачивалась «конфета» Второго Внимания?

Е. Истории, конечно, были…
Мой папа был ученым-астрономом, человеком добрым и удивительным, как сказочный Звездочет. Всю свою жизнь он смотрел на звезды, и меня тоже научил «жить высоко», но, в то же время, не терять вкуса реальности, сладкого или горького – это уж как получится. Такое умение есть у детей, и я счастлива, что мне удалось его сохранить. Когда папа покинул этот мир, мы с мамой однажды пошли на его могилку. Сели мы на лавочку, посидели, поплакали, поговорили немножко – вроде как полчасика всего, а как глянули на время – пяти часов как не бывало!.. такой вот временной провал.. Где мы были все это время?..

С. А в твоих бесчисленных путешествиях  поездках — наверняка ведь без чудес не обходилось?..

Е. А куда без них! Одна такая волшебная история произошлана сплаве.  Пошли мы на Цыпу – это горная река на севере Иркуской области, она впадает в ту самую знаменитую Угрюм-реку. Цыпа – река сложная, бывает, там люди и погибают.  Вот и нас тоже не отпускало беспокойство – а все ли мы вернемся из этого похода? И вот, на одной из стоянок ушла я вдоль берега, довольно далеко ушла, и стала я с рекой разговаривать. И сказала так – я к тебе иду с миром, позволь нам познакомиться с тобой поглубже! Только будь добра ко мне и моим друзьям. Как стояла – словно столбом вкопалась! Дрожь пошла по всему телу, волны «мурашек», я тут же похолодела, и дыхание сбилось... постояла так какое-то время, дух перевела, да пошла как ни в чем ни бывало обратно. Самое интересное, что где-то через день мы как раз таки перевернулись в «котле». «Котел» это такая штука – вода падает вниз, а потом резко поднимается наверх. Катамаран легко может перевернуться – что с нами и случилось.

С. Познакомились поглубже?.. какова была глубина знакомства?

Е. Это точно!.. Поглубже! Примерно, метра на два. А я к тому же попала под катамаран, и напрочь забыла, как нас учили из-под него выбираться. Но когда все же выбралась – какие же прекрасные были переживания!.. Вышли мы, мокрые и очумевшие, на берег – а над нами — радуга!.. Услышала меня Цыпа.

С. Интересно еще вот что – можно ли, настроившись на «волшебную волну», прочитать знаки предстоящего пути? Заранее предугадать, что для тебя несет тот или иной выбор?

Е. Да, пришло время поговорить о волнах. И о Выборе заодно…. Знаешь, бывают такие случаи, когда почувствовать нужно не то, что следует приобрести, но и то, от чего пора отказаться. Вот так однажды я отказалась от одних тяжелых и сложных отношений – и это стало счастливейшим поворотом в моей жизни. Счастье просто захлестнуло меня! Летом я развязала все эти узлы отношений, а потом… Осень, зима, весна – и одно время было волшебнее другого! Я была просто околдована, каждый день я получала от мира какие-нибудь подарки.
 Вот так однажды я сидела у зубного врача и, раскрыв рот, смотрела на потолок. И там я увидела Танец! Сначала уловила чудесное движение, а потом только до меня дошло, что это танцевала паутинка, на нее дул ветер, паутинка мотылялась – а я увидела волшебный Танец…
А в другой раз ждала я на остановке автобуса – и тоже — словно переключился рычажок – и вот я уже в ином состоянии! И стало вдруг ясно, что здесь я в гостях, и все люди — такие же гости. Идут автобусы, арка стоит, только все это вмиг превратилось во что-то волшебное, неведомое! Неизведанный мир, в который все мы попали. И на такие подарки мир был щедр ко мне. А потом, когда год созрел, и наступило лето, мир поднес мне самый чудесный подарок – встречу с главным в моей жизни человеком. И сразу же возникла Музыка, или это я нырнула в нее как в океан, и вся жизнь потекла по новому руслу.

С. Насколько я помню, до этого времени ты работала в школе учителем русского языка и литературы?

Е. Было такое. А эта летняя встреча принесла мне все – я обрела дело моей жизни, я вышла из нищеты. Музыка… у меня все вокруг нее стало вертеться – и любовь, и работа, и сам смысл жизни. Я нашла чему служить.
А еще одна большая и волшебная страница моей жизни была связана с кораблями. Когда я была еще школьницей – в 10 классе – меня однажды кто-то обидел, теперь уже не помню, кто и чем. И заплакала я, и в печали побрела на Енисей. Плача, шла я вдоль берега далеко-далеко. И вдруг дошла я до Них - старых кораблей… И тут слезы мои высохли, обида забылась. А корабли скрипят на ветру, качаются… Залезла я на них, давай стукать там и слушать – и было мне такое – как будто я песню их услышала. И с тех пор меня стали манить корабли. И что вышло-то из этого?.. моя жизнь на несколько лет вперед определилась. Уже будучи студенткой, я в плавание пошла! По Енисею на Север ходила в навигацию каждые летние каникулы…

С. Как интересно. И в качестве кого?..

Е. Да, кем удавалось устроиться. Например, на пассажирском судне «Бородино» я была… это называлось «матроской». Я там «матросила» - мыла полы и выдавала постельное белье пассажирам. Потом я плавала на рефрижераторе. Мы везли масло на Север, и я была материально ответственной. В итоге там вышла недостача, и меня лишили зарплаты, и все жалели меня: «ой, ты бедная», а я была так довольна – что совершила такое чудесное путешествие, совершенно бесплатно к тому же!
А еще я мечтала об Индийском океане! Учила испанский язык в дополнение к английскому, освоила стенографию, потому что надеялась, может меня возьмут на какое-нибудь научно-исследовательское судно? И однажды я взяла и уехала во Владивосток, чтобы уже оттуда двигаться дальше, в океан. Но тут грянула перестройка, и мне сказали – мы сейчас не берем работников. Приезжайте как-нибудь, когда все это закончится…
Но потом, когда я Музыку узнала – бредить океанами я перестала. Музыка дала мне все это.

С. Все, чего ты ждала от океана?..

Е. Да… До сих пор удивительно – девчонка просто шла по берегу, встретила корабли – и все ночей не спала – бредила плаваниями. И ведь поймала я эту волну! Помню, когда мы плавали на Север до Игарки, и по ночам штормило, я часто уходила на корму. А молодые матросы, бывало, заглядывали ко мне в каюту – ну мало ли – вдруг повезет. А меня там и нет!.. И они все думали, что я у кого-то из них в гостях, и каждый друг друга подозревал. А я в это время сидела на корме и смотрела на волны!.. Смешно вышло. А волны там вот так хлестали – и я вся была мокрая в этих волнах… Как это было здорово!..

С. И под занавес я задам вопрос глупый и банальный – а зачем оно вообще нужно, это Второе Внимание?.. И нужно ли его в себе развивать, или же не стоит рисковать какой-никакой стабильностью понимания происходящего? Не выйдет ли так, что настроив второе внимание – ты увидишь «буку», которая живет под диваном?.. Возможно, о ней лучше бы не знать? Дело такое – на первом уровне внимания «буки» не бывает, а на втором – она вполне может оказаться реальностью.

Е. Ты знаешь, мне кажется, если человек специально себе все это делает – открывает старательно третий глаз, ищет подтверждения собственной «избранности» — видимо, он не готов. Я это к тому, что Бог это сам дает свои Дары, чудо случается само собой.
А еще часто бывает так, что человеку дается нечто удивительное, обещание чуда, его хвостик. Дается только чуть-чуть, на пробу. А дальше человек уже сам, своими ногами, начинает двигаться по следам этого чуда. По его знакам. Ведь стоит лишь раз прикоснуться, и ты будешь это искать, будешь идти к этому.

С. А если человек, развернув «конфетку», коснувшись чуда, остался равнодушным?.. стало быть, и не надо ему этого всего?

Е. Трудно судить… Честно говоря, я такого не видела – чтобы человек остался равнодушным, ведь в подобных дарах – самая соль жизни. И без них все остальное покажется просто пресным. Я пожелала бы всем, кто любит жить, испытать на вкус вот этот глоток волшебства…


Рецензии