Роберт Рейберн. Завет с Авраамом

ЗАВЕТ С АВРААМОМ
Роберт Рейберн   (С незначительными сокращениями)
 http://sermons.faithtacoma.org/Genesis/genesis29.htm
 
Быт.15.1-21
 
Эта глава посвящена завету Бога, заключенному с Авраамом, или, лучше сказать, возобновлению завета, который Бог уже заключил с ним. Обетования, которые Он делает Аврааму, раскрываются только сейчас. Уже в Быт.12 Он обещал Аврааму детей; затем в Быт.13.16 Он повторяет это обещание более четко и определенно. Еще одно повторение или продление срока действия Завета Бога с Авраамом предстоит в Быт.17.
Сейчас я хочу показать вам, насколько важна эта история для понимания Библии и христианской веры. В Библии есть определенные моменты, которые являются окончательными и решающими и служат определению природы и характера библейской вести и всей истории. Перед нами один из таких моментов, и если вы понимаете Священное Писание в  целом, вы должны понять, что этот Завет играет ту роль, которую он будет играть во всем Писании.
Позвольте мне попытаться продемонстрировать окончательную, формирующую роль этого завета Бога с Авраамом, особенно как он описан в Быт.15, для  всего смысла христианской веры, как он дан в Писании.
1. Во-первых, завет с Авраамом организует всю остальную историю спасения.
Вся дальнейшая библейская история будет описывать судьбу завета Бога с Его избранным народом. Иначе говоря, история спасения в Новом Завете – это отношения, которые Бог установил со Своим народом. Но завет с Авраамом – это первый и основной образ этого Завета. Все, что следует далее – это просто развертывание, развитие и исполнение этого Завета, который Бог заключил с Израилем.
Когда мы думаем о Завете Бога с Его народом, мы более склонны представлять себе Израиль на горе Синай, дарование Закона, вхождение в землю обетованную и так далее. Но все это не что иное, как развитие изначального завета с Авраамом, как ясно из Быт.15.7, 13-16. В Исх.2.24, в частности, сказано, что Бог пришел вывести Израиль из Египта, когда он страдал от угнетения в этой чужой стране, когда Он вспомнил Свой завет с Авраамом. Позже, в Исх.6.3, Господь сказал Моисею, что Он избавит Израиль из Египта в силу Своего обетования Аврааму, ибо Израиль есть потомство Авраама.
Завет, заключенный Богом с Израилем на Синае, нигде не называется новым или другим заветом, ибо это просто обновление и усиление завета Бога, уже давно заключенного с Авраамом. Обетования первого завета – взаимоотношения с Богом, множество потомков и земля Ханаанская – в точности те же, которые занимают центральное место в завете, заключенном чрез Моисея.
Израиль на Синае и в пустыне стоит в завете Божьем, заключенном с Авраамом. Более того, завет, который Бог позже заключит с домом Давида, описанный в 2 Цар.7, лишь служит первому завету, заключенному с Авраамом. Этот завет дает средства, через которые обетование Божие Аврааму будет исполнено. В завете с Давидом Бог обещал вечного Наследника его престола, Великого Царя, Который будет царствовать в Царстве Божием навеки. В Пс.72 этот обетованный Царь, Помазанник, Мессия описывается так, что мы узнаем, что «все народы будут благословлены чрез Него, и они будут называть Его благословенным». Иными словами, Божие обетование Аврааму, что чрез него благословятся все народы земли, ныне исполнено в Царстве грядущего Царя, Который, конечно же, есть Иисус Христос, Семя Авраама.
Именно поэтому рождение Господа было возвещено таким образом, что в нем сразу же увидели исполнение завета, заключенного Богом с Авраамом. В Лк.1.69-75, в песне Захарии, мы читаем: «благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, []и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, []как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, []что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; []сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, []клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,[] небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, [] служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей». Это прямое упоминание о клятве в Быт.15. Мария аналогично заключает свое благословение в Лк.1.54-55:  Он «воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, [] как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века».
Иисус Христос и Его спасение, завоевание народов мира для Христа и собирание всех святых в небесной стране – вот то, что Бог имел в виду в завете, заключенном с Авраамом. Все, что Бог обещал после Авраама во всей остальной Библии – это просто исполнение этого обетования. Новый Завет ясно дает понять, что святые Ветхого Завета, Авраам и его потомки, хорошо знали, что завет Бога с ними – это в конечном счете не обетование небольшой страны в восточном Средиземноморье, но спасение и вечная жизнь в лучшей, небесной стране, для которой Ханаан был лишь прототипом или символом.
Завет, заключенный Богом с Авраамом, таким образом, есть организующий и, таким образом, объединяющий принцип всего библейского Откровения. Вера Нового Завета – одна с верой Авраама, и Новый Завет говорит об этом предельно ясно. Его обетование – то же, что и у святых Ветхого Завета. В Библии есть только одно Евангелие, одно спасение, одна весть, один Завет, и его изначальная и окончательная форма – это завет Божий с Авраамом. Как христиане мы верим в одну Весть во всей Библии от начала до конца.
2. Во-вторых, завет Божий с Авраамом раскрывает спасение как общение с людьми ради их личных отношений со Святым и Вечным Богом.
Это имеет огромное значение для всего использования Богом Завета как раскрытия пути спасения. Это также делает спасение вопросом личных отношений с Богом. Это не то же самое, что другие мировые религии, которые учат той или иной форме заслуг или поклонения, предлагаемого Богу, чтобы получить от Него некую пользу. Это и не американская гражданская религия, которой следует огромное большинство наших сограждан. Они верят, что Бог есть и что Он может поощрять и наказывать, и что Он делает то, что считает нужным. И все же для них Он немногим больше, чем Санта-Клаус, который приходит раз в год. Они не имеют ни мысли, ни понятия о личном познании Бога, Творца неба и земли, и личных отношениях с Ним. О жизни в общении, в дружбе с Богом, в Завете с ним они ничего не знают. Спасение для них, как и для приверженцев других религий – это вопрос о том, как далекий от них Бог будет судить об их жизни, прожитой вдалеке от Него.
Но Бог заключил завет с Авраамом и пообещал ему и его потомству не только будущую жизнь на небесах, но и жизнь здесь, в этом мире. Тем самым Авраам был введен в жизнь с активным, личным познанием Истинного Бога, Всевышнего, Который стал Аврааму Отцом и Другом, Его щитом и наградой. И далее в истории этого завета происходит диалог между простым человеком и Великим Богом, вопросы и ответы, обетования и клятвы. Бог обращается к Аврааму, и Авраам верит Слову Божию, обращенному к нему.
Вся Библия описывает именно этот путь ко спасению. Знать Бога – это и значит спастись. Грешники приходят к Нему за прощением, приходят получить вечную жизнь с помощью личных отношений доверия и верности, которые Бог устанавливает с ними, и они, в свою очередь, поддерживают с Ним. Бог, будучи Всевышним, снисходит к нам, чтобы идти с нами в личных, близких взаимоотношениях, установленных с такими грешными и малыми существами, как мы. И это отличает христианскую веру и жизнь от всех других религий и вероисповеданий в мире. Это первая и основополагающая уникальность нашей веры, ибо как христиане мы верим, что Бог приближается ко греховным мужчинам и женщинам, открывает им Себя и спасает их только через личное общение с Ним Самим.
3. В-третьих, завет Бога с Авраамом закрепляет веру как человеческую сторону спасения и отношений с Богом. 
   Вы знаете о важности веры, которую Павел приводит против фарисеев в доказательство того, что грешники оправданы, введены через прощение грехов в правильные отношения со Святым Богом и приняты Им не через их дела и даже не через предполагаемое послушание Закону, а по вере, через доверие ко Христу, Который исполнил Закон совершенным образом для Своего народа и от его имени.
Во всем своем великом доказательстве оправдания грешников Павел отсылает к Быт.15.6 как к тому, чему Библия учила с самого начала. Мы находим этот ход мысли в Рим.4.12 и далее в Гал.3.6. В каждом случае Павел проводит контраст между реальной жизнью с Богом – через веру в Его обетование и через исполнение во Христе этого обетования – с тем, что естественные люди думают о спасении и с тем, как его представляли себе фарисеи, а именно, что наш путь состоит в том, что мы должны сделать кучу дел и добавить наше усердие к тому,что делает Бог. Вздор, говорит Павел. Во-первых, мы не подчиняемся закону Божию! Мы грешники насквозь и никогда не делаем хорошие вещи в нашей жизни с надлежащим усердием. Бог судит не только наши действия, но и наши мотивы. Наш грех является гораздо более всеобъемлющей и серьезной проблемой, чем большинство людей об этом думает. Александр Уайт однажды заметил о Генри Драммонде, сентиментальном викторианском проповеднике, который по сути вырезал сердце Евангелия из проповеди своему поколению:  «Проблема в том, что он не знал о грехе ничего» (Gammie A. Preachers I have Heard. L.,1945. P.12). 
И это проблема огромного множества сегодняшних людей. Они воображают, что они могут угодить Богу тем, что они воспринимают как добрые дела, и не понимают, что их «добрые дела» могут проклясть их тысячу раз.
Но, более того, Павел утверждал, что оправдание грешника всегда основано на его вере, а не на делах, потому, что он был уверен, что то, что Бог заговорил с ним и сделал для него – это не то, что человек может сделать сам. Он ссылается на Быт.15.6. Интересно, сколько раз Павел цитировал этот стих в годы своей публичной проповеди? Наверное, в наши дни на юбилейном банкете на вопрос «Какой ваш любимый стих из Библии?» он ответил бы: Быт.15.6.
Авраам был праведен в глазах Бога потому, что он верил Ему, и когда много веков спустя пришел Спаситель и умер за грехи Авраама, праведность Христа вменилась ему, как если бы он никогда не был грешником и не грешил – ибо для любого грешника прощение есть дар от Бога. За истекшие 4000 лет никто не спасался никак иначе.
Конечно, христианин тоже должен стремиться соблюдать закон Божий и жить чистой, святой и послушной жизнью. Но он делает это не для того, чтобы заработать свой путь на небеса – ибо он знает, что никогда не смог бы этого сделать – но для того, чтобы быть честным в своем общении с Богом, чтобы любить Бога, Который так возлюбил его, чтобы явить свою благодарность Богу за Его дары. Авраам был послушен – не во всем и не всегда, конечно – но его вера Богу привела его к делам ради Бога, он вел жизнь в служении Богу и любви к Нему, и любой христианин в любое время призван к тому же самому.
4. Наконец, завет Бога с Авраамом показывает, что спасение происходит только по суверенной воле и инициативе Бога.
Чтобы никто не думал, что Бог и Авраам вместе решили заключить завет между собой, как если бы они были в некотором смысле равными партнерами, весь акцент в Быт.15, как и везде, падает на инициативу Бога. «Слово Господне к Аврааму».  «Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать вам эту землю ...» «Я сделаю это для вас». Бог всегда говорит о том, что Он дает, Он устанавливает отношения, которых раньше не было. И так в Библии везде и всегда. "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и они идут за Мною", Господь Иисус сказал. "Никто не может придти ко Мне, если Отец Небесный не привлечет его". Так было с Авраамом и так с вами и со мной.. Наше спасение Бог совершает от начала до конца. Даже вера Авраама есть дар ему от Бога, через Дух Святой, и Библия учит этому везде.
Позже некоторые раввины стали учить, что Бог избрал Израиль потому, что это был единственный народ, который согласился соблюдать Его Закон. Но если бы было так, Бог сделал бы плохой выбор, ибо все последующее повествование Библии подтвердило, что народ не смог исполнить Закон. Тем не менее Бог продолжал быть верным завету с Авраамом и продолжает поднимать людей, мужчин и женщин, которые любят Его и поверили Его слову, и последовали Его заповедям. Но это делает Бог, а не человек. Бог дал завет с Авраамом, Он его сотворил и сохранил, и Он дает Своему Завету развернуться в ходе истории.
Поэтому, когда речь идет о спасении, мы монергисты, а не синергисты. Мы верим, что спасение односторонне, а не двусторонне, что это не результат сотрудничества Бога и человека. Сотрудничество никогда не происходило бы, любовь никогда не возникла бы, вера никогда не возникла бы, если бы Бог не действовал первым и не создавал любовь и веру в греховных сердцах. Этого еще не говорится в Быт.15, но это явно подразумевается, но в дальнейшем, с развертыванием библейского повествования, это станет ясно, и основные элементы веры будут излагаться все более детально.
Другими словами, завет с Авраамом – это первая в Библии существенная весть о спасении, о том, что это такое, как оно приходит к человеку, и что он или она должны с ним делать. И поскольку Иисус Христос есть Один и Тот же вчера, сегодня и навеки, Завет, который Он заключил со Своим народом, изначально был заключен с Авраамом.   
Один из вас на прошлой неделе дал мне книгу – новую биографию Кристофера Лава, пуританина, пресвитерианского проповедника, который был казнен, как ни больно в этом признаться, тоже пуританами, которые восхищались его жизнью и проповедями, но сочли его предателем из-за его политических взглядов.
Лав вырос в неверующей семье. Ему было 15 лет, когда он услышал первую в своей жизни проповедь. Когда он пошел к проповеднику, это было просто любопытство. Но услышанная проповедь изменила всю его жизнь. Слово Божие пришло к нему. Он вернулся домой, зная, что он грешник в мире, который принадлежит святому Богу. Результат был настолько впечатляющим, что отец отказался отпустить его в церковь еще раз и запер Кристофера на чердаке, опасаясь, как бы он не ушел из дома. И он был прав, ибо юноша бросил в окно веревку, спустился и пошел в церковь. На этот раз Бог встретился с ним, его сердце было изменено, он возродился  и уверовал во Христа. Он стал пилигримом, как и Авраам. Его отец был раздражен, что сын уходил из дома вечером, когда его родители уже спали, чтобы встречаться с друзьями-христианами. Как в Уре за 1800 лет до Рождества Христова, в Кардиффе в 1632 году Бог пришел к нему – не в видении, а в проповеди, но по сути это было то же самое.
Бог создал Себе друга, Он ввел в Свой завет еще одного грешника, так же, как это происходило всегда. В случае с Кристофером Лавом произошло то, что со всем народом Божьим в Завете: Бог установил отношения с грешным человеческим существом, которое ответило Ему в вере. Так было во дни Авраама, и так происходит и с нами. Видите ли вы себя в этом завете Бога с Авраамом? Есть ли у вас доверие к Слову Божию и личная дружба с Богом? В завете ли вы с Ним? Сделал ли Он Себя вашим Другом? Вы должны согласиться не меньше чем на это, чтобы войти в правильные отношения с Ним! Господи, сделай меня Своим другом! Возьми меня в Свой Завет! Дай мне истинную веру в Тебя и в Иисуса Христа! Я не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. Такова молитва мужчин и женщин, которые приблизились ко спасению и вечной жизни в дружбе с Богом.   

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии