Иисус учит монергистическому возрождению!

ИИСУС УЧИТ МОНЕРГИСТИЧЕСКОМУ ВОЗРОЖДЕНИЮ
Учение Господа нашего, что возрождение предшествует вере
 
Джон Хендрикс

 
Согласно Писанию, все люди рождаются мертвыми во грехе (Еф.2.1). Это значит, что в результате падения они все рождаются без Святого Духа и, следовательно, сами по себе враждебно относятся ко Христу и не в состоянии понимать духовных вещей (1 Кор.1.21). Это не означает, что они не могут делать или думать ничего хорошего, относящегося к общей благодати, но это означает, что они не могут делать ничего духовного или имеющего отношение к искуплению, ибо они всегда будут считать Слово Божие глупостью (1 Кор.2.14), пока Святой Дух не придет извне и не совершит работу благодати в их сердцах.
Это может быть сюрпризом для многих, но даже самые закоренелые арминиане согласны с этим. Полупелагиане в это не верят, но классические арминиане согласны с кальвинистами и с Писанием в том, что некая благодать до веры необходима. Важно, где именно проходит различие, ибо мы не позволим искажать наши взгляды никому. На вопрос, может ли человек прийти к вере во Христа без личной работы Святого Духа с ним,  и арминиане и кальвинисты одинаково ответят: нет. Так в чем отличаются эти два понимания Библии и что именно имеет значение?
Арминианство утверждает, что предваряющая благодать, в конечном счете, достаточна. С его точки зрения человек мертв во грехе, но Дух дарует ему определенную благодать, которая начинает его возрождение и ставит его перед выбором, верить или нет. Логически из этого делаются небиблейские выводы. Кальвинизм же, со своей стороны, убежден, что возрождающая благодать сама по себе является действенной и дает новую жизнь, несомненно приводя грешника к вере во Христа.
Арминиане-синергисты утверждают, что предваряющая благодать решает проблему человеческого хвастовства, ибо ее инициирует Бог. Но в действительности это ловкость рук, которая не решает проблемы и только создает дополнительные вопросы. Ибо если Бог дает эту предваряющую благодать всем, то мы должны спросить: почему одни с предваряющей благодатью откликаются на призыв Христа, а другие нет? Что заставляет их отличаться? Христос или нечто другое? Проблема человеческого хвастовства этим не решается, потому что если Бог дает благодать всем, но только некоторые верят, то одни открыли свое сердце через его улучшение благодатью, а другие этого не сделали. Таким образом, в этой системе вера возникает из сердца невозрожденного человека и отличает его от других людей, благодать же такого отличия не проводит.
Эти аргументы сами по себе должны вызвать серьезные сомнения в отношении адекватности предваряющей благодати, но, что еще важнее – и я думаю, что вы согласитесь – таковую проблематизирует Сам Иисус. Едва ли кто не согласится с тем, что единственное, что имеет значение – это то, какое утверждение является библейским и какое исходит от Самого Христа. Я знаю, что многие скажут, что Иисус не говорил об этом, но я должен показать, что это не так.  Arminian synergists assert that prevenient grace resolves the problem of human boasting since God initiates with grace.
Есть много текстов, которые несомненно подтверждают, что возрождение совершается монергистически, и что только насаждение в нас нового сердца приводит к разумению любви Христа и веры. Вот один из самых важных текстов, где Иисус разговаривает с не верующими а Него евреями: «Все, что дает Мне Отец, придет ко Мне, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан.6.37). «Никто не придет ко Мне, если не даст ему Отец» (Иоан.6.65). 
«Обратим внимание на контекст.  «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете» (Иоан.6.35-36). Здесь слова Иисуса «верить в Меня» и «прийти ко Мне» взаимозаменяемы; одно означает другое. Все богословы и комментаторы согласны, что согласно контексту Иисус говорит о вере. На самом деле это так во всем Писании, но чаще всего смысл можно найти, обратив внимание на контекст. Поэтому в словах: «Никто не придет ко Мне, если не даст ему Отец» - контекстом является вера. Этот отрывок говорит, что никто не сможет верить в Иисуса, если Бог не дарует этого. В Иоан.6.64 речь идет о неверии, и Иисус объясняет это так же; это универсальное отрицание. Так как «прийти ко Мне» - это синоним веры в Него, речь идет о том, что никто не может верить в Него без Духа, Который дает жизнь, животворит (6.63). В Иоан.6.37 Иисус делает, напротив, универсальное утверждение: все, что Отец дает Мне, придет ко Мне.
Соединив эти обе концепции, мы получим вывод, что Иисус явно учит: никто не поверит в Меня, если Бог не даст, и всякий, кому Он дарует, будет верить. Иисус показывает, что никто не должен думать, что что-либо, кроме благодати, может спасти. Даже само желание поверить есть новое сердце, и понимание духовной истины и любви Иисуса – это тоже дар БожийОбратим внимание на контекст.  «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.[] Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете» (Иоан.6.35-36). Здесь слова Иисуса «верить в Меня» и «прийти ко Мне» взаимозаменяемы; одно означает другое. Все богословы и комментаторы согласны, что согласно контексту Иисус говорит о вере. На самом деле это так во всем Писании, но чаще всего смысл можно найти, обратив внимание на контекст. Поэтому в словах: «Никто не придет ко Мне, если не даст ему Отец» - контекстом является вера. Этот отрывок говорит, что никто не сможет верить в Иисуса, если Бог не дарует этого. В Иоан.6.64 речь идет о неверии, и Иисус объясняет это так же; это универсальное отрицание. Так как «прийти ко Мне» - это синоним веры в Него, речь идет о том, что никто не может верить в Него без Духа, Который дает жизнь, животворит (6.63). В Иоан.6.37 Иисус делает, напротив, универсальное утверждение: все, что Отец дает Мне, придет ко Мне.
Соединив эти обе концепции, мы получим вывод, что Иисус явно учит: никто не поверит в Меня, если Бог не даст, и всякий, кому Он дарует, будет верить. Иисус показывает, что никто не должен думать, что что-либо, кроме благодати, может спасти. Даже само желание поверить есть новое сердце, и понимание духовной истины и любви Иисуса – это тоже дар Божий. Этот текст не оставляет места для какой-либо иной интерпретации. Это абсолютно важно, ибо отсюда следует неизбежный вывод, что животворящая благодать Божия непобедима. Вот почему, перед тем как сказать, что никто не придет к Нему, если Бог не дарует того, Иисус говорит: «Дух животворит, плоть не пользует нимало». Это означает, что Дух, Который животворит, поднимает наш мертвый дух к жизни, рождая нас свыше (Иоан.3.3-6). Плоть, то есть наша греховная природа, не может самовосстановиться и искупить сама себя, в том числе – не может верить в Евангелие до оживотворения Святым Духом.
Вера, говорит Он, не является продуктом нашей невозрожденной человеческой природы, это, скорее, продукт новой жизни, что только Он может дать нам. Только Дух, Который соединяет нас со Христом, может вдохнуть жизнь в наши мертвые души, чтобы мы могли поверить. Иисус подтверждает эту же истину Никодиму в Иоан.3, используя те же выражения. В Иоан.3.6 Иисус говорит ему: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Кто не родится от Духа, не может ни увидеть Царство, ни войти в него. Иисус нигде не дает Никодиму заповеди или повеления родиться вновь, но говорит ему, что это должно случиться с ним, чтобы вечная жизнь стала для него реальностью. Вера вытекает из изменения природы, ибо ветхий человек считает Евангелие глупостью и поэтому не может понять его (1 Кор.2.14).
Интересно отметить, что упоминание о возрождении в Иоан.6.63-65 является одним из наиболее ясных тринитарных отрывков в Писании. Иисус говорит о возрождении как о мощной сверхъестественной работе Триединого Бога. Отец дарует веру во Христа Искупителя (Иоан.6.65) через оживотворение Святым Духом с помощью Слова (Иоан.6.63). Так Дух использует слово как инструмент, чтобы в нас могла прорасти духовная жизнь, без которой никто не поверит (Иоан.6.65).
Я часто слышу, как проповедники говорят людям: «Все, что вам нужно сделать – это поверить». Как если бы это было проще всего в мире, где душевный человек не желает смиренно принять условия Евангелия! Это глубоко оскорбляет нашу гордость – утверждение, что у нас самих нет надежды спастись. Д.И.Пакер мудро сказал: «Грешники не более могут подчиниться Евангелию, чем Закону, без обновления сердца». Мы видим это в Иоан.6: те, кто ранее был с Иисусом, уходят, ибо Его учение слишком трудно; остаются лишь двенадцать. Петр исповедует веру, однако Иисус говорит: «не двенадцать ли вас избрал Я?». Почему это так трудно? Это трудно потому, что даже принимая Евангелие благодати, мы все еще надеемся, пусть самую малость, но что-то привнести в свое спасение. Никогда не стоит недооценивать реальность нашей греховной природы, которая обманывает нас таким образом. Евангелие заставляет нас видеть наше бессилие и духовное банкротство, не позволяющее пальцем пошевелить, чтобы как-то содействовать своему спасению. Но те, кто веруют в Евангелие, могут знать с уверенностью, что Дух Святой оживил их и совершает работу благодати в них. Доверие ко Христу есть непосредственный результат нового рождения, а не его причина, как отмечает Иоанн: «Каждый, кто верит, что Иисус есть Христос, рожден от Бога» (1 Иоан.5.1).
Важно также глубже понять, что тех, кого Отец дал Ему, Иисус никогда не изгонит вон (Иоан.6.37). И это те, кого Он не потеряет, но воскресит в последний день (Иоан.6.44). Это важно потому, что те, кто отвергают стойкость святых, полагая, что Христос не сохранит нас до конца, по сути утверждают, что мы должны каким-то образом сохранить наше собственное оправдание пред Богом. Это то же самое, что и утверждать, что искупление Иисуса не является достаточным для спасения, и это граничит с ересью, в которую верят католики, ибо делает сохранение оправдания и спасения делом человека, а не Христа.
Таким образом, Иисус говорит нам, что все, кому Бог даст Сына, будут верить в Него, и никто не уверует в Него, кому Бог не даст этого. Это один из самых решительных отрывков Писания, касающихся непобедимости спасительной благодати. Благодать Святого Духа в возрождении не только достаточна, но и действенна, неизменно достигая желаемого Богом результата. Мы можем сопротивляться внешнему призыву Евангелия и даже сопротивляться побуждению со стороны Святого Духа, но никто не может противиться оживотворению и внутреннему призыву Бога (Рим.8.30, 1 Кор.1.22-24). В Ветхом Завете Бог дисциплинировал Израиль, давая ему понять, что растения могут не взойти, даже если потрудиться посеять семена. Это доказательство того, что все, что мы делаем даже в этом мире, например земледелие, требует предварительного благословения Бога, чтобы принести плоды.
Точно так же Павел использует сельскохозяйственные метафоры, говоря о сеянии семени Евангелия. Он говорит: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог взращивающий». Это значит, что люди должны услышать Евангелие, чтобы спастись, но мы можем проповедовать до посинения, и ничего не приживется, если Дух Святой не применит услышанное Слово к сердцам.
Используя эти же образы – мы сеем семя Евангелия без разбора потому, что только Дух Святой может прорастить духовную жизнь через слово о Христе. Земля нашего сердца, лежащая под паром, должна быть сначала вспахана Богом, ибо она не хороша по природе, но лишь по благодати. Семя не найдет добрую почву, пока Бог не даст ее. Пророк  Иезекииль говорит: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36.25-27).
Обратите внимание, что для того, чтобы мы могли оказывать послушание, Господь должен сначала очистить наши души, вложить в нас новый дух и удалить наше ожесточенное, необрезанное сердце. Никто не уверует и не подчинится, если его сердце по-прежнему каменное. Наши слепые глаза и глухие уши должны быть открыты, и наша растленная природа изменена сверхъестественным действием Святого Духа, прежде чем мы сможем даже подумать хорошо о Христе. Библия сравнивает возрождение с творением (2 Кор.5.17). Бог осветил тьму. И Он вдохнул жизнь в мертвого человека, который теперь имеет принцип жизни внутри себя, чтобы встать и идти. Возрождение можно сравнить лишь с первым вдохновением Божьим в человеке, а веру – с первым вздохом Адама. Первое творение монергистично, второе – тоже. Оба вытекают из принципа благодати в полной мере. И творение и возрождение – по милости Божией. Когда Бог вдохнал в нас душу, сотворенную из ничего, это было только Его делом. Когда Он возрождает нас, это тоже Его дело, и когда мы дышим или верим, это уже результат Его дела. Вера не монергистична, но ее источник – это монергистический акт, дающий жизнь из ничего. «Возрождение – исток, освящение – река» (Бакстер).
«Вы родились свыше не от тленного семени, но от нетленного, живого и пребывающего вовек» (1 Пет.1.23).   

(С) Права оригинала сохранены. Коммерческое использование запрещено
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии