Учил ли Иисус, что возрождение предшествует вере?

УЧИЛ ЛИ ИИСУС, ЧТО ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРЕДШЕСТВУЕТ ВЕРЕ?
 

 
Джон Хендрикс
 
Вопрос. Учил ли Иисус, что возрождение предшествует вере?
Ответ. Однозначно да. «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. []Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. [] И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Иоан.6.63-65).
В Иоан.6.65 Иисус обращается к неверующим евреям. Он говорит, что никто не может верить в Евангелие, если Бог не благоволит тому. Объясняя это, Иисус имеет в виду предыдущий стих, где Он говорит: среди вас есть те, кто не верит. Вера в Иисуса (или ее отсутствие) и приход к Нему в данном случае есть одно и то же. Фраза о неверующих также подразумевает предыдущий стих: Дух животворит, плоть не пользует нимало. Обратите внимание: Иисус не говорит, что плоть (способности человека) мало помогает, Он неуклонно заявляет, что она не дает ничего. Она не даст жизни. Только Дух животворит, и Его исключительная роль в даровании жизни в сочетании с неспособностью плоти на это есть причина того, почему некоторые не верят: никто не может прийти ко Мне, если не привлечет Отец. Так же как вера в Иисуса и приход к Нему здесь являются синонимами, Божье предоставление прийти и дарование духовной жизни есть одно и то же. Другими словами, если Бог не даст неверующим веру через оживотворяющую работу Духа, никто не придет ко Христу. Те, кто не пришел к Иисусу, не пришли именно потому, что Бог не предоставил им возможности изменить естественно-враждебное отношение к Нему. Он оставляет их в их собственном самодовольстве. Только Дух волею Отца дает жизнь и ведет от неверия к вере, но не наоборот.   
 
Стив Кэмп
 
Прежде всего, мы можем быть спокойны потому, что даже плохое «приглашение» приводит избранных к Господу. Это дает некоторое утешение от дешевого инвитационизма и убежище от плотского экуменизма, распространяющегося сегодня. Мы убеждены, что сорвать действие благодати невозможно. Но финнеизм, отец всех современных обращений через «решение за Иисуса», оставляет после себя множество «временно возрожденных», лежащих на смертном одре. Ложные методы в итоге несут ложное евангелие.
Во-вторых, Евангелие не является предложением к невозрожденным, это настоятельный призыв – призыв к покаянию в грехе (Лк.24.46-49, Деян.2.38, 17.30-31, 2 Пет.3.9), заповедь отвернуться от себя, взять свой крест и следовать за Иисусом Христом как Господом (Мтф.16.24-26), даже принуждение к примирению с Богом (2 Кор.5.18-21).
В-третьих, как реформат я считаю, что возрождение предшествует вере (Тит 3.4-7, 1 Кор.12.3). Вера не есть инструмент, который производит возрождение, это следствие возрождения. Вера – не решение, это действие благодати Божией ко спасению. Даже печаль ради Бога о грехе, которая ведет к покаянию, есть воля Божия (2 Кор.7.10).
В-четвертых, инвитационизм (призыв к алтарю) ставит на свободную волю человека в спасении и отрицает доктрину полного падения. Он делает человека важнейшим, рещающим фактором в получении вечной жизни, отрицает суверенную благодать и избрание, предопределение и завет искупления. Кроме того, процесс «принятия решения» предполагает также необходимость «молитвой грешника» содействовать дешевому легковерию с отказом от принятия Христа как Господа.
 
Возможно ли принятие решения поверить без возрождения?
 
Решение может быть определено как выбор, совершаемый в ответ на понимание определенной информации, или заключение и вывод, достигнутый после ее рассмотрения. Это определение применимо к покупке машины или джинсов, выбору школы для наших детей и т.п. Но когда речь идет о спасении, мы не можем говорить ни о каком решении. Почему? Потому что прежде чем быть возрожденными к вечной жизни Духом Святым, чтобы следовать за Господом Иисусом Христом, мы мертвы по преступлениям и грехам и по природе есть чада гнева, никто из нас не стремится к Богу, никто не делает ничего хорошего, не имея страха Божия пред глазами (Рим.3.10-18, Еф.2.1-3).
Таким образом, если природа человека столь развращена и греховна, что не обладает способностью сама по себе понять или счесть правдой библейское Евангелие и уверовать в Иисуса ради вечной жизни, и в результате она обречена на огонь вечной погибели, - то возрождение и оживотворение Духом Святым должны иметь место прежде, чем, услышав слово Христа, мы признаем Его Господом и сердцем уверуем, что Бог воскресил Его из мертвых, чтобы нам спастись. В противном случае придется утверждать, что полностью порочный человек – это все равно морально свободный агент, который может явить спасительную веру в Евангелие, и он в состоянии сделать это по собственной воле, то есть он способен принять решение следовать за Христом в жизнь вечную без Духа Святого, оживляющего душу к принятию Евангелия. Эти утверждения стоят ни на чем ином, как на песке человеческого воображения. Такова гордость грешника: его мышление слишком направлено на себя, и слишком далеко от Бога и искупления за его потерянную душу.
Согласно Библии, возрождение (рождение свыше) не дается через решение уверовать. Возрождение предшествует вере, ибо это излияние Духа Божия на духовно мертвые сердца и души потерянных сыновей Адама, так что после него мы, по Его благодати, можем принять Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Вера всегда следует за возрождением и никогда не предшествует ему.
Так что если кто-то хочет сказать, что человек способен принять решение следовать за Иисусом Христом и выбрать веру, когда ему предоставят необходимую информацию о Евангелии – это противоречит Писанию. Однако если кто-то говорит, что человек может принять решение следовать за Христом как ответ на то, что Господь возродил его Духом Своим, и Слово Христа, которое Дух использовал для создания в нем веры, дает ему ожить во Христе через Духа, и во всем этом проявляется подлинное признание Христа Господом к покаянию во грехе и с видимым решением следовать за ним – то это по Писанию.
 
Является ли Бог зрителем или Автором спасения?
 
Является ли Бог лишь зрителем возрождения или же его Создателем? Я верю в последнее (Тит 3.4-7, Еф.1.4-14, 1 Кор.12.3, Евр.12.2). И именно это является библейским благовестием и подлинным Евангелием. Если спасение от Господа, то оно целиком по благодати Бога, Который пришел ко грешникам в Воплощении Иисуса Христа и в Искуплении отдал Себя без остатка людям, которых Он предопределил от вечности ради Своей цели и славы.
Как конфессиональный реформат и библейский христианин я твердо верю, что благодать должна действовать в возрождении грешника Духом Божиим через веру, чтобы он мог быть рожден свыше и принять спасение. В противном случае вера как «решение» получить вечную жизнь основана на чисто умственном факторе, и есть всего лишь получение информации, которой не получили другие.
Вспомним слова двух великих богословов прошлого.
Чарльз Сперджен:  «Вера избрана Богом, чтобы через нее мы получили спасение, и потому она не претендует на то, чтобы создать спасение; ее назначение лишь смиренно принять его. Вера – это язык, который просит прощения, рука, которая принимает его, глаз, который видит это, но это не цена, которой прощение покупается. Вера никогда не усваивает ничего себе самой, она отсылает только к Крови Христовой. Она становится хорошим слугой, который приносит душе богатство Господа Иисуса, потому что она признает, откуда она получила его, и знает, что оно ей поручено одной лишь благодатью».
Гораций Бонар: «Вера – не удовлетворение Богу. Ни в каком смысле и ни в каком аспекте она не может удовлетворить ни Бога, ни Его закон. Но если Он Сам будет нашей праведностью, это удовлетворит Его. Будучи несовершенной, вера не может удовлетворить; будучи от человека, она не может удовлетворить, даже если бы она была идеальной. То, что удовлетворяет, должно быть способно выдержать свою вину, и то, что несет нашу вину, должно быть не просто идеальным, но Божественным. Мы грешники, и наша вера не может быть от грешников. Вера не может искупить вину; она не может совершить умилостивление; она не может оплатить цену; она не может смыть пятна греха; она не может обеспечить праведность. Она лишь подводит нас ко Кресту, где есть искупление и примирение, оплата, очищение и правда, но сама по себе она не имеет для всего этого оснований и не является добродетелью.
Вера – не Христос и не Крест Христов. Вера – это не Кровь, не Жертва, не алтарь, не умывальник, не ладан. Она не есть дело, она не омывает, она лишь приводит к источнику для омытия греха и нечистоты. Она не творит, а лишь связывает нас с новым творением, которое было создано, как только явилась правда вечная (Дан.9.24).
Вера есть протянутая рука нищего, но никак не золото богача; она всегда цепь, но никогда не якорь; она молоток, но не дверь; раб, а не Хозяин; окно, а не Солнце. Не имея достоинства сама по себе, она связывает нас с бесконечным достоинством Того, в Ком Отец нашел благоволение; и, связав нас с Ним, она дает нам совершенство Другого. Хотя она и не фундамент, заложенный на Сионе, она приносит нам основание, чтобы мы пребыли тверды и непоколебимы (Кол.1.23) и никогда не отказались от надежды благовествования. Хотя она не Евангелие, не Благая весть, она получает эту Весть как вечную истину Божью, и радуется ей; хотя она не всесожжение, она взирает на восходящее пламя, чтобы мы знали, что гнев, который должен пожрать грешников, нашел замену.
Хотя вера не есть правда, она – связь между нами и Праведным. Она приводит нас пред Богом ко всепревосходству Его собственного Сына, и Он говорит нам, что наше положение навсегда в Нем, и в Его вечной праведности, которая не может измениться. Не будем же никогда отходить от Христа, в Которого мы облеклись, когда уверовали (Рим.12.14, Гал.3.27). Эта Божественная одежда вечна. Его обители не стареют, и Его красота не увядает».   

Перевод (С)Inquisitor Eisenhorn


Рецензии