Георг Элла. За кого умер Христос?

ЗА КОГО УМЕР ХРИСТОС?
Георг Элла

В настоящее время библейское учение о том, что Христос действительно искупил всех, за кого Он умер, подвергается нападкам со всех сторон, и утверждается, что искупление есть только потенциальная возможность, которая должна быть реализована с помощью воли человека. Это учение является теоретическим универсализмом, и оно явно ложно. Оно не проводит различия между состоянием человека до падения и после него и рассматривает всех людей как находящихся на испытательном сроке, как и Адам, так что им надлежит принять или отвергнуть Христа. Есть семь причин для опровержения этой ошибки.

1. Объекты искупления как объекты любви Бога

Бог по Своему домостроительству обладает особой любовью, которую следует отличать от общего провиденциального добра, которым Он одаряет всех людей. По Своему домостроительству Бог не обладает любовью ко всем людям. Таким образом, не существует общей благодати, указывающей на возможность спасения для всех людей, но только избирающая спасительная благодать, которой Христос одаряет людей, называемых Его Невестой, Его Церковью или Его овцами. Эти люди находятся в особых взаимоотношениях с Богом, как Его законная собственность.

2. Объекты искупления те же, что и объекты избрания

Христос умер за Его избранных. Рим.8.30-33 и Еф.1.4-7 показывают, что избрание, предопределение, призвание, оправдание и слава избранных Божиих были запечатлены в вечности. Те, кто избран, возлюблены Богом, и они искуплены. Они не ограничены каким-либо народом, но свободно избраны Богом из всех народов, как сосуды Его милости. То, что Христос приобрел Своею Кровью, принадлежит Ему, и у Него нет опасности потерять Свою собственность. Бог не предоставил спасение прихоти человека, ибо по своему желанию никто не может быть спасен.

3. Объекты искупления те же, как и те, за кого поручился Христос

Христос есть Поручитель лучшего Завета, который обычно называют Заветом благодати. Его поручительство является основанием и источником искупления. Христос понес на Себе грех и наказание за Свой народ, чтобы искупить его из рук Божия правосудия. Он, однако, не обязан искупать тех, за кого Он не поручился. Христос не есть Поручитель каждого человека, но только тех, кто был поставлен под Его поручительство до сотворения мира. Таким образом, поручительство Христа и искупление есть одно и то же, и касается одних и тех же людей.

4. Объект искупления есть избранный народ Божий

И Ветхий, и Новый Заветы провозглашают, что Христос должен умереть за Свой избранный народ и, таким образом, искупить его (Ис.53.8, Мтф.1.21). Хотя все люди созданы Богом, они не рассматриваются на этом основании как Его искупленные дети, принадлежащие Ему. Христос не искупил всех вообще, но Он избрал людей «из всякого колена и языка, и народа и племени» во всем мире (Откр.5.9). Это люди Божия завета, о которых Он сказал: «Они будут Моим народом, и Я буду их Богом» (Иер.11.4).

5. Объекты искупления – те, за кого Христос заплатил выкуп

Христос отдал Свою жизнь за Своих овец, которые являются конкретными людьми, отличаемыми Им от других, которых Писание называет козлами. Только овцы Христа знают Его, пребывают во главе с Ним и следуют за Ним (Иоан.10.15-29). Другим Он скажет: «отойдите от Меня, Я никогда не знал вас». Действительно, Евангелие открывается овцам, но сокрыто от козлов. Только овцам Христа никогда не суждено погибнуть, но предстоит наслаждаться своим Спасителем вечно.

6. Объекты искупления есть дети Божии

Дети Божии предопределены и приняты как сонаследники и как таковые они отличаются от детей плоти. Их число фиксировано, оно не может быть изменено и, таким образом, они являются причастниками особой благодати, которая не дается никому кроме них (Иоан.11.52, Рим.9.8, Гал.3.26, Иоан.1.12, Иоан.3.1).

7. Объектом искупления является Невеста Христова, Церковь

Ветхий Завет говорит верующим, что их Творец есть также их Искупитель и Супруг, Святый Израилев (Ис.54.5). В Новом Завете Христос изображен как Жених, Который настолько возлюбил Свою Невесту, что отдал Свою жизнь за нее (Еф.5.25). Его Невеста также именуется собранием и Церковью первенцев, написанных на небесах, то есть в Книге жизни Агнца, которые являются членами Нового Завета, запечатленными через пролитие крови Христовой (Евр.12.23 и далее).

Теоретический универсализм отрицает совершенство Бога

Идея, что по Своему домостроительству Бог любит тех, кого Он не спасет, является полным отказом от Божией любви. Идея, что Бог запланировал схему, по которой искупление совершается за всех, но Богу не удалось искупить всех, является полным отказом от Божией мудрости. Идея, что Бог задумал так, что Христос наказан за всех людей и понес их грехи, но все же Бог не дал всем людям возможности спастись, является полным отрицанием справедливости Бога. Если Христос оплатил долг всех людей, все люди по справедливости должны быть объявлены свободными. Если Бог хочет спасти всех людей и тем не менее спасаются не все, это отрицает силу Бога сделать то, что Он желает. Эта догма сделала бы человека сильнее Бога, ибо он способен отвергнуть предложение Бога. Библия, однако, показывает, что для Бога нет ничего трудного или невозможного, и все под силу Всевышнему. Ошибка универсалистов также в отрицании неизменности Бога, ибо предполагается, что Он обладает двумя волями и желает и не желает спасения всех людей в одно и то же время. Его любовь ко всем превращается в ненависть к некоторым. Но Библия учит, что в Боге нет ни изменения, ни тени перемены. Универсалистская схема лишает Бога всей Его цели и славы. Если Его конечной целью является искупление, ради Его собственной цели и славы, всех людей, а не некоторых, и некоторые, кого искупил Христос, не спасаются, то Ему не удалось добиться Своей цели и славы. Тем самым универсализм лишает Бога

Теоретический универсализм отрицает любовь и благодать Христа

Если Христос возлюбил всех людей так, что Он умер за всех и никто из людей не вкусит вечной смерти, то Христова любовь и благодать оказались недостаточными для этой задачи. Христос говорит, что «нет большей любви, чем если кто положит душу свою за друзей своих». Если под «друзьями» понимать всех людей, то окажется, что Христос возлюбил и умер напрасно. Но если это все, для кого предназначена смерть Христа и для кого она действенна, то Христова любовь и благодать вполне реальна. Универсалистская схема также негативно отражается на деле Христа. Если Он сделал все для удовлетворения за человека, этот человек должен выйти на свободу. Если Христос оплатил цену за всех, но многие не получили плодов выкупа, то или цена не была действительной, или оплата не была достаточной. Умирая за Своих людей, Христос приобрел для них не только искупление, но и примирение с Богом. Универсалисты, однако, учат одностороннему примирению, то есть, что только Бог примирился с людьми, но на самом деле это не примирение, ибо примирение предполагает наличие двух сторон. Если хотя бы один человек не примирился с Богом, универсальное дело примирения во Христе, Который умер за примирение всех, было напрасным. Однако Библия ясно учит, что Христос совершил искупление многих, но не всех.

Теоретический универсализм отрицает выкуп

Если Христос умер за выкуп всех, но не все искуплены, то выкуп не состоялся. Если спасение для кого-то не удалось, нет никакой увеенности или гарантии, что оно состоится для других, и, таким образом, нам не о чем благовествовать.

Универсальное искупление отделяет дело Христа от его применения

Христос не мог умереть, воскреснуть и ныне ходатайствовать за всех людей. Если Он совершил это, то все люди являются объектами ходатайства Христа. Но Христос говорит, что Он не молится за мир, т.е. за всех людей, но только за тех, кого Бог Ему дал (Иоан.17.9). Те, за кого Он умер – это те, за кого Он ходатайствует. Абсурдно и невероятно думать, что дело Христа можно отделить от результатов Его дела или что Он умер за людей, за которых Он не будет молиться. Джеймс Петтигри Бойс принимает эту фуллерианскую дихотомию в своей доктрине искупления, которое не примиряет, утверждая, что есть две отдельные вещи – дело Христа, предназначенное для всех, и его применение, которое касается только избранных (Boyce J.P. Abstract of Systematic Theology. N.Y.,1888. P.312). Искупление в таком случае означает, что примирение и принятие предоставлено всем, даже тем, кто не только не спасется, но уже проклят. Эта теория не имеет никакого смысла и несовместима с Писанием, согласно которому избранные избраны до создания мира и в Божием замысле Христос умирает за них прежде создания мира. Он умер только за тех, кого Он искупил и примирил с Богом (Иоан.10.11-15, 26-28, 17.9, Рим.5.8-9, Еф.5.25, Тит 2.14, 1 Пет.1.20).

Универсализм считает, что Христос не может взирать на подвиг души Своей с довольством

Если Христос умер за всех людей, но спасутся не все, Христос никогда не увидит дело души Своей, которым Он будет удовлетворен (Ис.53). Радость, которую дало Ему Его дело на Кресте, превратится в разочарование, ибо Его план не удался, и миллиарды тех, кого Он любил, теперь в аду, ибо их не удалось искупить.

Результаты универсалистского скепсиса

Универсалисты верят, что Христос умер за непростительные грехи (Мтф.12.31-32, 1 Иоан.5.16). Его искупление для всех оказывается бесполезным для большинства или, по крайней мере, для многих. Христос не дал бы нам никаких оснований для веры и надежды, если бы те, кто приходит к Нему, могли окончательно отпасть и погибнуть. Библия, однако, призывает грешников верить в реальное избавление (Пс.130.7). Также, если универсализм истинен, у потенциальных верующих нет никаких оснований по-настоящему любить Христа и быть благодарными Ему, ибо они погибнут, если сами не усвоят себе спасение. Это способно вызвать самодовольство, но никак не любовь к Богу – если Он только предоставляет возможность примирения, но оставляет все его исполнение самому грешнику. Нет никакой действенности спасения, если смерть Христа менее важна, чем дело грешника по ее применению к себе.

Истинная цель и мера спасения

Все сказанное означает, что искупление является универсальным не в том смысле, что все люди искуплены, но в том, что его цена является полной. Искупление дается народу Божию за максимально возможную цену и усваивается избранным как свободный дар, ни по какой иной причине, как любовь Божия к ним. Это чистый дар благодати, грешники не имеют в нем какого бы то ни было соучастия. Любые претензии верующих, что они могут в какой-то мере обеспечить себе спасение, являются свидетельством черной неблагодарности и неверия, а это отнюдь не плоды истинной веры. Христос спасает всех тех, кого Он искупает, и искупление Христово предназначено только для них.
Это искупление отражает все совершенства Бога, вытекающие из Его любви, благодати и доброты. Оно запланировано и совершено бесконечной премудростью Бога и отражает Его волю к восстановлению справедливости, чести, милости, истины и правды, которые Он дарует людям, составляющим зеницу ока Его, и Он никогда не оставит этих людей. Нет грешника, который мог бы искупить свою вину, содействуя делами своему спасению. Бесконечность человеческого греха требует бесконечного искупления и удовлетворения. Только Бог во Христе имеет право сделать это, и только Он действительно сделал это. Искупление, совершенное Христом как Главой Церкви, свободно даруется Им тем и только тем, для кого Христос совершил его (Еф.1.7, 1 Кор.1.30). Это искупление конкретное, за Церковь, за конкретных избранных людей из всех народов, и оно является полным и окончательным. Искупление Христово не просто сделало спасение возможным, но оно реально дало спасение всем, для кого оно предназначалось и кому оно дано. Это вечное и полное спасение (Евр.9.12), и никто из спасенных не погибнет, но все наследуют жизнь вечную.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии