Оправдание по-прежнему радикальная истина!

ОПРАВДАНИЕ: ПО-ПРЕЖНЕМУ РАДИКАЛЬНАЯ ИСТИНА!

Лигон Дункан



Многие из нас знакомы с вдохновляющей историей дерзкого немецкого монаха Мартина Лютера, прибившего свои 95 тезисов к дверям церкви в Виттенберге 31 октября 1517 года. Многие из нас знают, что центральной для него была доктрина оправдания верой, и что это отличительная черта истинной евангельской проповеди и сегодня. Но мы так и не оценили, насколько радикальна эта истина.

Подготовьтесь услышать!

Оправдание верой – это одна из самых потрясающих вещей, которые мы когда-либо слышали. Давайте, однако, убедимся, что мы правильно понимаем все термины и понятия.
• Оправдание означает, что мы объявлены, а не сделаны праведниками.
• Когда мы говорим, что оправдываемся верою, мы подчеркиваем, что мы объявлены праведными не потому, что стали праведными, а по другой причине.
• Оправдание верой НЕ означает, что мы оправданы на основании нашей веры, за счет ее или вследствие наших собственных убеждений. Это было бы всего лишь еще одним вариантом оправдания за счет того, что мы делаем. Нет, оправдание верой означает лишь, что вера является инструментом или средством, через которое мы получаем оправдание по милости Бога, провозглашением того, что на самом деле вне нас.
• Таким образом, учение об оправдании верой – это не просто учение о том, что мы оправданы по нашей вере в отличие от дел. Нельзя сказать, что наша вера как таковая спасает нас, что она есть основа нашего спасения, хотя и без дел. Напротив, учение об оправдании верой говорит, что мы оправданы благодатью Божией, а не нашими делами, в силу преимуществ дела Христа, которые мы получаем через веру!

Вот на самом деле причина, в силу которой Бог принимает и прощает нас. Она не в нас самих. Это все не потому, что мы хороши. Не потому, что мы лучше, чем другие. Не потому, что Бог предвидел в нас добрые дела. Не потому, что Он предвидел в нас веру. Мы спасены потому, что Он видел нас во Христе и вменил Его праведность нам!
Вот славная и радикальная истина. Но мы приняли ее как должное и забыли, и некоторые сегодня даже пытаются ее изменить. Снова и снова на протяжении многих лет мы видим, как лжеучители пытаются подсунуть в оправдание что-то от наших дел. Причина для этого – то, что люди просто интуитивно не могут представить, что Бог объявляет грешников праведными. Но это именно то, что, по словам апостола Павла, делает Бог. Мы, конечно же, склонны думать, что Бог оправдывает тех, кто праведен. Но Павел говорит, что Бог прощает тех, кто не заслуживает того, чтобы быть помилованным, называет праведными тех, кто неправеден, принимает тех, кто не может быть принят, и восстанавливает грешников, восставших против Него, в правильных отношениях с Ним. Вот что значит оправдание через веру и насколько это радикально! Как дивно, что мы можем вновь вернуться к Павлу и послушать еще раз об этой удивительной истине. Павел ясно говорит о ней в Рим.3.21-28.

Грешники: помилованные и оправданные

Обратите внимание, как Павел впервые поясняет, что такое милостивое Божье спасение: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим.3.21-22). Мы могли бы ожидать от Павла что-то вроде этого: «Хотя мы были мертвы в наших грехах, и подлежали суду Божьему, Бог явил Свою милость в спасении нас через веру». Но вместо этого Павел говорит, что Бог явил Свою праведность. Павел подчеркивает, что милостивый Бог спасения является также справедливым и праведным. Его милость не компромисс, а подтверждение Его святости. Именно потому, что Бог принимает и прощает нас, Он свидетельствует о Своей праведности, говорит Павел.

Проблема греха

Во-вторых, Павел напоминает нам о серьезности наших проблем и нужде в спасении. Речь идет о грехе. Объяснив ситуацию более широко в главах 1 и 2, он обобщает: «Здесь нет различия, ибо все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3.22-23). Иными словами, будь вы привилегированный израильтянин или язычник, вы взвешены Богом и найдены легкими. Никто не сохранил закон Бога. Никто не живет по Его образу и подобию. Все осуждены. Вот основная человеческая проблема. Для нас жизненно важно остановиться и вспомнить об этом. Павел говорит, что из-за греха мы все заслужили осуждение Бога. Мы заслужили того, чтобы быть изгнанными от Его присутствия и попасть под Его суд. Павел говорит нам совершенно ясно о том, что хотя проблема в нас, ее решения в нас быть не может!

План оправдания

Теперь Павел объясняет, посредством чего Бог прощает нас. Мы «оправданы даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3.24). Павел говорит нам, что Бог свободно и милостиво провозгласил нашу невиновность, и в этом решение нашей проблемы. Обратите внимание, что это оправдание не основывается ни на чем нашем: ни на наших добрых делах, ни на вере, ни на нашей будущей верности. Оно основано на том, что вне нас. Это дар Божий в самом глубоком смысле. Его никто не может ни заработать, ни заслужить, ни отчасти внести вклад в него. Его можно только получить верой, как дар милости.
Но Павел не останавливается на этом, он решительно отводит наши глаза от нас самих и направляет их на Крест Христов. Это «умилостивление в Его Крови, чрез веру, чтобы явить Его праведность» (Рим.3.25-26 NASV). Это значит, что основа решения нашей проблемы – это Христово удовлетворение, возмездие Божие за наши грехи, которое Он понес на Кресте, понес гнев Божий вместо нас. Вот почему так важно понять, что оправдание не основано ни на чем внутри нас: ни на наших делах, ни на нашей вере! Оно основано ТОЛЬКО на Личности и деле Христа! С верой мы взираем на Него и на то, что Он сделал. Вот почему Бог делает веру инструментом оправдания - ибо спасительная вера по сути своей самоотверженна.
Так Бог явил Свое спасение. Почему? Поскольку Он милует нечестивых, Он делает это на основе совершенной праведности, которую мы получаем по вере. Его Сын заплатил за каждый наш грех на Своем Кресте. Иисус заслужил наше спасение, так что Бог остался и милосердным, и справедливым, оправдывая тех, кому дана вера в Иисуса Христа (Рим.3.26).

Результат оправдания

Каковы плоды всего этого? Во-первых, это нечто, чем мы не обладаем. Как мы можем хвастаться чем-либо, если спасение дается нам только ради Христа, и у нас самих для этого ничего не было и нет? Оправдание верой означает оправдание ради Христа. Это значит, что мы получаем праведность Христа только как вмененную нам, через веру в Евангелие. Вот самая радикальная новость в мире, изменяющая нашу жизнь.
Понимание этого приводит в порядок все Евангелие. В основе своей Благая весть – это весть милости о том, что Бог спасает грешников. Он объявляет нечестивых праведными – ради Христа. И эта весть возвышает благодать Бога и смиряет искупленного грешника, ибо он не может указать ни на что в нем самом, дающее ему спасение. Она также придает христианину уверенность, потому что, пока наша вера в принятие и прощение Богом зависит от чего-то нашего, мы никогда и ни при каких условиях не можем надежно убедиться в этом. Наша уверенность в конечном счете возможна только потому, что спасение только во Христе. И если оно не только в Нем, то у нас нет никакого утешения, ибо ничто в нас не даст нам покоя. Именно поэтому оправдание верой – это истина, которая должна быть восстановлена в Церкви сегодня в полном объеме.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии