Можно ли спастись вне реформатской веры?
Публикуем ДВЕ ДИСКУССИОННЫЕ РАБОТЫ с противоположными позициями
РАСПРОСТРАНЯЯ ЛОЖЬ САТАНЫ
Билл Паркер
оригинал http://www.rofgrace.com/art20.html
Когда сатана обманул Адама и Еву в Эдеме, он использовал два тонких приема. Он сказал им ложь - "Нет, не умрете" (Быт. 3:4), и он обманул их в том, что они якобы могут устанавливать свои собственные стандарта добра и зла - "но откроются глаза ваши, и будете как боги, знающие добро и зло "(Быт. 3:5). Падший человек присоединился к сатане 1) вынося суждения на основании его лжи и 2) потеряв мир с Богом, основанный на его истине. Это является свидетельством духовного родства с сатаной. Падший человек всегда будет отвергать Божий стандарт в этой области.
Многие так называемые кальвинисты, согласные с доктриной благодати, считают, что они сами или кто-либо другой были спасены, когда находились в арминианстве или ином ложном евангелии. Это показывает незнание истинного Евангелия и отсутствие покаяния. Их суждение о спасении своем и других людей основано не на том, во что они верят, а на стремлении соблюсти свой имидж и репутацию. Они всегда несут мир там, где мира нет, и способствуют гибели грешников в ложной надежде самоправедной религии.
Многие говорят об «арминианских братьях», подразумевая, что даже отличаясь от нас в теории, они все же несут Евангелие. Но что такое Евангелие? Это Божие обетование вечного спасения и окончательной славы на Небесах, обусловленное не волей грешника, а Христом, и основанное только на Его праведности. Евангелие показывает, как Праведный Бог может спасти грешника, основываясь только на праведности Христовой. Это говорит о том, что Бог не спасает грешников на основе чего бы то ни было другого, исходя из их личных качеств, таких, как вера, покаяние, стойкость. Все это необходимо, но не в качестве условий спасения, а в качестве средств и свидетельства о спасении, как результат того, что Христос сделал для Своего народа. В этом Бог и прославлен как Бог и Спаситель, Христос возвышен как победивший Мессия, и грешникам нечем хвалиться.
Арминианство, утверждая, что Христос умер за всех без исключения, выдвигает другие конечные условия для спасения грешника. Оно проповедует спасение на условии веры, покаяния, стойкости, чего-то иного помимо Крови Христа. Это "другое Евангелие" (Гал. 1:6), и все, кто верит ему, погибнут, независимо от их репутации и видимого благочестия (Галл.1.7-8). Все, кто возвещает мир тем, кто учит ложному Евангелию, тоже погибнут. В действительности они не покаялись. Может быть, они изменили образ жизни, и даже доктрину, но они ни разу не меняли богов. Истинное Евангелие отличает истинного Бога от идолов и истинного Христа от подделок. Арминианство – это спасение от ложного бога через лжехриста, который никого не спасает.
Те, кто распространяет ложь сатаны, могут использовать многочисленные аргументы в защиту своей позиции. Одним из аргументов является сострадание к невежеству. «Никто не знает всей истины», говорят они. «Мы должны проявлять сострадание к людям, которые знают не так много, как мы». На самом деле мы должны проявлять сострадание ко всем потерянным людям. Мы должны признать, что мы несовершенны, и должны многому научиться. Мы также должны быть осторожны, чтобы не быть высокомерными, но наше сострадание и смирение никогда не следует использовать, чтобы поощрять ложь или говорить неверующим, что они тоже братья.
Подумайте вот о чем. 1. В какой вести больше сострадания к неверующим: «Ты умрешь» или «Нет, ты не умрешь»? Евангелие всегда гремит над неверующими, поскольку возвещает, что они потеряны и что их дела злы (Ин. 3:18-20). Вот почему в мире ненавидят Христа. Он не будет возвещать мир всем (Иоанн.7.7). 2. В соответствии с этой логикой – почему бы Павлу не быть терпимым к лжебратьям вместо того, чтобы провозгласить: да будет анафема! Павел признавал, что это будет поощрением ложного евангелия.
Таким образом, вопрос следующий: что мы возвещаем в Евангелии? Арминианство проповедует спасение, обусловленное грешником. Истинное Евангелие учит, что спасение обусловлено только Христом, Который выплатил долг в полном объеме. Арминианство проповедует спасение, на определенном этапе зависящее от праведности человеческой. Оно отвергает это, говоря, что Бог дает совершать дела праведности, но тем не менее это по-прежнему праведность человеческая, исходящая от человеческой личности. Истинное Евангелие возвещает спасение на основе праведности Христовой и являет, каким образом Его правда спасает всех, кого Он представляет. Арминианство учит об избрании грешников, надеющихся на свою часть спасения. Истинное Евангелие – об избрании грешников, устремленных только ко Христу за спасением. Это два разных основания спасения. Сказать, что арминиане – это всего лишь слабые верующие, значит сказать, что у них есть то же самое Евангелие, но это не так.
Еще один аргумент, используемый теми, кто содействует дьявольской лжи, таков: «Человек может верить сердцем, но не головой». Говорят: «Не нужно быть интеллектуалом или богословом, чтобы спастись». Безусловно! Но вопрос, во что верит человек (Мк.16.15-16)? Мы верим в сердце только в то, что мы слышим и имеем в нашем сознании. Библия ничего не знает о разделении сердца и ума. Это дымовая завеса, используемая для оправдания компромисса.
Еще один аргумент: «Вы делаете знание условием спасения». Но человек должен иметь знания для спасения так же, как он должен иметь веру. Мы должны знать, что Христос уже выполнил все условия нашего спасения. Спасающая вера обращена ко Христу, Который сделал для меня все. И знание, и вера для Бога – это просто средства, через которые Он ведет нас ко спасению и союзу со Христом.
Некоторые утверждают: «Мы не можем судить, кто спасется и кто погибнет». Думаю, что эта позиция не супердуховна, а нечестива. Есть некоторые случаи, относительно которых мы не знаем духовное состояние людей, но в целом Божий народ смотрит на тех, кто не верит в Евангелие, как на потерянных. Мы молимся за их спасение. Мы должны поощрять их к вечному благу, говоря им правду, а не возвещая ложный мир и тем участвуя в злых делах их (2 Иоан.9-11).
Арминианство претендует верить во Христа, но не ценит реальную Божью любовь, справедливость, мудрость, Личность Христа и Его искупление. Оно не ценит Его Кровь и праведность. Оно утверждает, что Бог и Христос лишь сделали возможным спасение грешников, но никто реально не спасен. Но на самом деле желание грешников принять Христа – это контрафакт. Нельзя спастись в рамках такой лжи, а затем «дорасти» до Евангелия благодати. Когда человек слышит истинное спасающее Евангелие и верит, что он приходит к Живому Богу на основе праведности Истинного Христа, он кается в прежнем мертвом идолопоклонстве под чуждым евангелием. Поэтому во Святом Духе Евангелие - есть "сила Божия ко спасению" (Рим. 1:16-17).
Джейсон Кертеринг, из письма руководству PRCA (1924)
Взято с www.outsidethecamp.org (где подверглось необоснованной дискредитации). Реформатские Церкви России и других стран бывшего СССР в целом не подтверждают позицию этого сайта как экстремистскую.
Несмотря на то, что цитата из Джона Ситтема была включена в мою статью для иной цели, то есть, чтобы проиллюстрировать отсутствие усердия к пропагандистской миссии, ту проблему, что поднимает брат Фульц, можно извлечь из цитаты, и она должна быть рассмотрена.
Я разграничиваю три вопроса, которые он поднимает, оспаривая мою цитату, и буду рассматривать каждый из них в отдельности.
1. Если богословие баптистских церквей и фундаменталистов является арминианским, то оно поддерживает ложные представления о Боге, и это плохое богословие, если не идолопоклонство. Как может кто-то спастись через служение таких церквей?
2. Если мы придерживаемся идеи о том, что люди могут быть спасены в рамках подобной плохой теологии, как мы можем отвергнуть или осудить любую ересь?
3. Наконец, не будет ли подобная терпимость к арминианству противлением делам Божьим в истории Реформатской Церкви и не подразумевает ли она, что защита реформатской веры святыми прошлого была напрасной?
Я хочу начать с последнего момента, а именно, то, что является адекватным ответом на Божью работу среди наших предков в их противостоянии арминианству? Они верно смотрели на арминианство, как оно стало распространяться среди Реформатских Церквей Нидерландов как на ересь, которая должна быть разоблачена и отвергнута. Борьба в Церкви, которая привела к Дортскому синоду 1618-1619 гг., позволила им продемонстрировать приверженность тому, что известно как кальвинизм, или доктрина благодати.
Я всерьез отношусь к формуле нашей присяги. Она требует, чтобы все реформатские служители активно поддерживали Три формы единства, готовы были защищать все их истины и разоблачать заблуждения, которые противоречат им. Лично я считаю, что обличение арминианского заблуждения в Церкви прошлого – это великий дар Святого Духа, в котором Бог дал нам славную истину Своего суверенитета во спасении. Это имеет жизненно важное значение для благополучия церкви сегодня.
Первое возражение является решающим. Как можно сказать, что я согласен с предыдущим пунктом, если я полагаю, что Бог может спасти душу с помощью проповеди, которая исходит от засоренных арминианством фундаменталистских церквей?
Ответ заключается в том, что мы должны рассматривать в качестве основы, то есть какие аспекты Евангелия, как оно проповедуется для неверующих или нехристиан, необходимы для того, чтобы люди могли быть спасены? Подчеркну, что я не спрашиваю, каковы те основы, которые необходимы для реформатского пастора или миссионера, когда он обращается с евангельской вестью к нехристианам. Мы обязаны учить всему, что дано нам в Завете Божием, на страницах Священного Писания и что относится к реформатской вере. Скорее, как мы оцениваем то, о чем говорит арминианский проповедник, видим ли мы здесь то содержание, которое будет использоваться Духом Святым для дела спасения?
Я не говорю обо всех арминианах. Сегодня есть такие их варианты и такие многочисленные искажения, что, безусловно, нельзя говорить, что Бог использует каждого арминианского проповедника. Вопрос иной: должны ли мы дискредитировать всех арминианских проповедников, заявить, что все они лжепророки, и что Бог не использует их для спасения из-за их плохого богословия? Мой ответ заключается в том, что в некоторых случаях то, что они провозглашают, может быть использовано Духом Святым в деле спасения.
Если какой-либо проповедник или миссионер придерживается основ Писания, Бог использует его. Это авторитет Писания; падение человека и его нужда в спасении; Иисус как единственный Спаситель, Который имеет миссию искупить грех на Голгофском Кресте, поскольку Он есть одновременно Бог и человек; необходимость покаяния и веры как единственного пути, на котором плоды смерти Христовой могут быть получены грешником, и святой жизни, как надлежащего ответа на прощение грехов и примирение с Богом. Таковы основы, которые составляют весть любого пастыря, который приходит со Словом Божиим и цитирует стихи Библии в поддержку этих истин.
Арминианский пастор или миссионер добавляет много искажений к вышесказанному. Он говорит об общей любви к Богу для всех людей, о том, что Кровь Спасителя пролита за всех, о необходимости для человека принять Иисуса как Спасителя, с акцентом на то, что благодать дается ему даром. Но если вы обратите внимание на эти дополнения, то станет ясно, что они не нужны для спасения. Если нехристианин слышит Евангелие, его уму и сердцу в первую очередь предстает не это. Он должен узнать о Боге Писания, о своем грехе пред Ним, о том, что путь спасения только в Иисусе, о необходимости покаяния и веры. Сколько людей спасается, и как они спасаются – это, как правило, вопросы, которые встают пред ним, когда он уже обратился, когда его вера созревает. Это объясняет, почему многие из тех, кто возродился с помощью проповеди арминианских пасторов или миссионеров, задают трудные для них вопросы, поскольку они читают свои Библии и узнают все больше о том, что говорит Библия.
Многие с любовью обращаются к Реформатской вере, и обретают ее богословие из своего роста в вере, на пути своего рода духовного паломничества. Они были спасены с помощью простой детской веры, и когда они выросли в понимании Библии, они поняли, что Бог был суверенным в их спасении.. Их глаза были открыты, когда они пришли, чтобы узнать о том, что Бог возлюбил их от вечности, что Христос пролил Свою Кровь для них, что это было дело Божие ради Его блага и радости, и что их приход к вере не был их собственным делом, но дивным замыслом Отца. Многие христиане, которые имеют опыт такого духовного роста, свидетельствуют именно об этом.
Здесь мы должны сказать кое-что о таком обращении. Некоторые из этих людей вполне могут находиться в ограде арминианской церкви и продолжают обладать такой детски-простой верой. У них может не быть даже условий, чтобы всерьез думать о Божественном суверенитете. Они могут не иметь никакого внутреннего конфликта между «свободной волей» и спасением как Божьим даром. Я имел возможность спрашивать их: «Вы спасены из-за того, что вы что-то сделали для своего спасения, или из-за того, чо Бог сделал для вас?». Я до сих пор не слышал, чтобы кто-то не настаивал на последнем. Неправда, что каждый формальный арминианин является злостным противником реформатской веры. Вместо того, чтобы судить об их духовном состоянии, мы должны быть милостивыми и оставить их Богу, Который судит сердца.
Другое дело – арминиане, которые уже сталкивались с истиной Божественного суверенитета, и выступили против этой истины, которая относится ко спасению и которая выражена в Писании и реформатских вероисповеданиях. Некоторые из этих людей – ожесточенные враги реформатской веры. Итоги Канонов Дортского Синода относятся именно к ним. Кроме того, Синод ясно предупреждает своих противников и тех, кто готов идти на компромисс, о том, что они обязаны помнить о суровом суде Божием, который ждет их за лжесвидетельство против Церкви, за испытание совести слабых в вере и за давление на сообщество верующих. В наши дни, когда многие пасторы, преподаватели и руководители арминианских церквей категорически отвергают истину Божьего суверенитета в спасении, они понесут еще большую ответственность перед Богом за защиту такой ереси и лжи.
Но мы должны извлечь один урок, который касается как тех, кто считает, что это не ересь, так и тех, кто всех без разбора подозревает в ереси. Это позволит предупредить нас не судить других опрометчиво. Мы должны спросить себя, угрожает ли данное заблуждение спасению человека и ведет ли его к отречению от веры? Некоторые ошибки, в которых люди сознаются, таковы, что нельзя придерживаться их и быть христианином. Отрицание Божества Христа – из разряда таких ошибок. То, что человек может спасти себя сам, без дара благодати, тоже относится к таким ошибкам. Другие люди могут усвоить заблуждение по традиции: их учили чему-то с юности, и они никогда не ставили это под сомнение. Такие люди более открыты к исправлению, чем те, которые доказывают свои заблуждения и защищают их.
Теперь, наконец, скажем несколько слов о втором возражении. Оно таково: если мы допустим возможность того, что души спасаются и через арминианскую проповедь, мы будем склонны к компромиссам в выявлении заблуждений и защите истины, и кончится тем, что мы перестанем обличать заблуждения вообще.
Мне кажется, наилучший способ ответить на это возражение – это обратиться к истории. Каноны Дортского Синода не использовали методологию римо-католиков на их Тридентском соборе, когда они анафематствовали своих противников. Напротив, они сформулировали истину о том, что мы называем пятью пунктами кальвинизма, как отрицательным (опровержение заблуждений), так и положительным образом. По своей сути Каноны являются пастырскими, предупреждая своих сторонников об ошибках, прославляя Бога за Его верность и суверенитет.
Что до последующей истории Реформатской Церкви, то мы не считали себя вправе посылать всех своих оппонентов в ад за ересь. Мы не вправе этого делать, это право только Господа. Мы лишь указываем на их ошибки, если они имеют значение для дела Евангелия.
История нашей собственной Церкви свидетельствует о том же. Двух примеров будет достаточно. Я помню, как однажды Герман Хоуксема проповедовал о крещении младенцев, с указанием различий между детским крещением и крещением по вере. Он аккуратно показал разницу в богословии, особенно что касалось арминианского искажения доктрины завета. В конце проповеди он сказал: сейчас у нас есть разногласия, но когда мы попадем на Небо, мы все будем протестантами и реформатами. Он не имел в виду, что лишь верующие Протестантской Реформатской Церкви попадут на Небеса. Надо полагать, он имел в виду баптистов и считал, что когда они, как и мы, окажутся в славном присутствии Христа и получат небесное совершенство, все мы согласимся с тем, что реформатская вера была и осталась права.
Когда я учился в семинарии, Хоуксема разъяснял некоторые аспекты доктрины кафоличности (или, как он называл это тогда, многообразия) Церкви. На правой доске он писал о PRC, на левой – о католиках. Между ними он поместил другие реформатские и пресвитерианские церкви, включив также лютеран и баптистов. В своей иллюстрации он стремился продемонстрировать «степень отступления» и «постижение истины». Он любил говорить о PRC как о Церкви, обладающей "чистым проявлением истины".
Приведу еще одну недавнюю цитату из Г.Хоуксема («Знамя», 2 января 1919 г.). «Знаете ли вы кальвинистов, которые считают, что только они христиане?... Не все христиане кальвинисты… Я не верю, что есть подлинные кальвинисты, кто отрицает это. Я не думаю, что есть кальвинисты, которые считают только себя единственными христианами. Любители макулатуры, написанной в результате атак на кальвинизм, утверждающие, что они являются единственными христианами на земле, борются с тенью, с продуктом собственного воображения. Я утверждаю, однако, что кальвинисты – это отличительный тип христиан. Никогда не позволяйте с помощью какой-либо аргументации заставить себя поверить, что все христиане как таковые уже кальвинисты, ибо тогда мы окажемся во тьме и утратим всякое различение. Методист может быть хорошим искренним христианином, он брат нам. Но он не является кальвинистом. То же самое можно сказать об анабаптистах, лютеранах и т.п. Все вместе они образуют церковь Иисуса Христа на земле, до тех пор, пока они верят, что Иисус есть Христос. Но в рамках этого круга есть различные оттенки и формы веры, и кальвинисты образуют в нем особый мир и сферу жизни. То, что я хочу сказать – это факт, что для поддержания своего отличительного характера как христианина-кальвиниста вы должны не только быть в состоянии четко различить то, что отличает вас от остальных, но вы должны иметь мужество убежденности, такое, какое может быть результатом только веры в Слово Божие. Только убежденность в том, что наши формы веры являются чистейшим выражением Писания (опять же, знаком, я не говорю: единственной формой выражения), может дать нам мужество отказаться от слияния с другими церквами. И поэтому нам необходимо осознать, что есть связь между нашей реформатской Верой и Словом Божиим".
Я думаю, что жизнь наших основателей достаточно хорошо подтверждает: не надо полагать, что все арминиане гибнут, чтобы быть хорошим защитником истинного Евангелия, Реформатской веры. Надо проводить это различие.
перевод (с) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №212011400046