Зюраткуль и Неопалимая Купина с т. зр. удм. яз

С удмуртского языка з"ор [произносится как зиюр, зюр] -  это костер ("зар - жар и т.д., см. Этимология слова Волга с т. зр. удмуртского языка
http://www.proza.ru/2012/01/07/1810).

Действительно, поднявшись на гору с одноименным названием, вдруг видишь очертания костра с тремя дольками пламени.
Ат(ай) - отец. Отец костров. Куль - это уже более позднее добавление тюркоязычных башкиров для обозначения озера. Как это звучало в древности - сложно восстановить (но далее я покажу, что это возможно).
То есть - это озеро и есть большой костер, который не опаляет, Неопалимая Купина в Ветхом завете, недаром Моисею пришлось подняться на гору, чтобы что-то увидеть и получить! Увидеть очертания его можно с окружающих его высоких гор. Зюраткуль - одна из вершин ок. 1100 м БС, выше - г.Нургуш - 1406 м БС. Само озеро относится к сам. высокогорным на Урале, ок. 700 м БС. И самым чистым. Нур - это свет, сияние света (см.Виш-ну - распространяющееся сияние), гуж (аны) - отбеливаться, становиться белым, или же куш - поляна,лужайка. Место сияния света около Неопалимой Купины, которую можно увидеть только, поднявшись на гору.
Место сакральное на Урале. Недаром там нашли недавно единственный петроглиф на территории России в виде лося.

Итак, в Библии действительно описано древнее место моления в зашифрованном виде. Именно здесь Моисей получил в подарок от духа 10 заповедей.
Возможно, дальнейший просмотр топонимики сможет показать, что такое эти 10 заповедей древнего мира. И возможно, где-то там есть письменные источники в виде обожженных глиняных табличек, как в Древнем Шумере, или же это будут руны где-нибудь на скалах.
Скорее всего, в этом месте был некий центр моления богу в виде лося-тотема и изучения тайн вселенной (см.  развитие темы - пост "Зюраткуль и Альви").

Само слово Купина - очень странное. Если его  попрововать перевести с удм.яз., то можно получить - ку - когда?, то есть время, пинь - это зуб, долька. Действительно, на горе Зюраткуль находятся вершины, похожие на зубы. Нургуш дальше, и я его не видела, но останцы древнего ледника (обкатанные белые камни), как будто белые реки, текущие по склонам, украшают горы. Правда, карабкаясь по ним, можно запросто стать обезьянкой. Только держись, прыгая на четвереньках туда-сюда. Хороши там кроссовки, другая обувь не подойдет. Однако, дольки могут относиться и к самим очертаниям озера, разделенного на дольки пламени водяного костра.

Ку - это также шкурка (ш-ку-рка), мех, кожа. Шкура в дольках? Заповеди были записаны на шкурке, на коже... Вполне похоже. Хотя почему-то принято, что заповеди были записаны на камнях-скрижалях.
Самого слова "скрижаль" в удм.яз. нет. Но зато есть слова, связанные со словом "эскер" (персидск. воин, наблюдатель) - например, эскерем - наблюдение, изучение, "уж" - работа, труд.
То есть в названии есть указание на записки, плод исследований некоего человек(а), которые(ый) жил(и) в этом святилище.

Именно он дал наказ Моисею вести библию - записи о жизни своего племени, летописи, которые в результате стали священной книгой иудеев, и превратились в завет о том, что историю невозможно изменить, ее можно просто описать, не очень понятно и последовательно. Впрочем, творчество разных писцов превратило ее в некий шаблон поведения для других народов. И который, опять же, трудно выполним, стоит вспомнить историю Европы, которая кичится христианством, или иудеев, гонимых в веках за... (у Е.П.Блаватской так и написано: это карма Израиля).

И еще: что такое заповедь?
Опять видим слово ""за(р)"(дзяр) - жар, свет, пу - дерево, дощечка, вед"ин - колдун (ср.ведать, вежды, Веды, видение). Все-таки заповеди были даны колдуном на деревянных дощечках в количестве десяти(?) штук. Дерево очень плохо хранится, разве что только в болотах можно будет найти окаменевшие остатки без доступа воздуха-окислителя... Когда-нибудь... Когда придет время для новых заповедей...

Сразу же: кто такой колдун?
Кол (кот) - круг, дун - оценка. Человек, который оценивает, исследует качества круга. И, естественно, бегает по кругу, изучая "дунне" - вселенную, свет. В отличие от Христа, для которого распятие на кресте стало вершиной его земного существования.

Конечно же, имя Моисея больше соотносится с Египтом ( по еврейски: моше-мосе - ребенок, сын). И Библия - продукт творчества писцов более позднего времени. Однако, возможно, что начало этой легенды об исходе и скитаниях народа лежит именно в горах Урала, где существовала страна городов древних ариев, и им пришлось, в конце концов, уйти с родных земель по всем сторонам света. И это было около четырех-пяти тысяч лет назад.

Нашла, что "койык" - это лось по-удмуртски. Возможно, что в древнем названии озера звучало З"ор-ат-койык - божественный (сияющий) лось.

Рядом с озером есть несколько хребтов, название одного Зигальга - переводится сразу: "зигалляны - спутываться, га - то же окончание, что и у р.Волга (см. пост про этимологию слова Волга), га - одна из градаций горения света (ср. жар, гарь, яр, рай, рассвет, заря), которая в удм.яз. имеет звучание "за (дзя), "зар, з"ор и т.д. и эти же слоги есть и в русском языке. Это говорить о древнем взаимодействии двух языков, которые потом отделились в своем развитии.
То есть хребет имеет название - спутанный свет, неровное пламя.

Га - это также и признак рода в племеных названиях древних удмуртов, которые до сих пор остались на территории их расселения (например, Можга, Пурга).

Если посмотреть на карту стоянок древнего человека, то озеро Зюраткуль сразу же выделяется их обилием буквально на каждам километре берега в былые времена были стоянки. О чем это говорит? Конечно же - о популярности озера. Однако, не с точки зр. "поотдыхать, поплавать", а озеро мелкое, холодное, с выступающими острыми гранями камней, что очень похоже на Геленджикскую бухту, где складчатые породы буквально торчат своими гранями, как пики. Скорее всего, именно здесь собирались племена на "вече" или сбор для принятия важных решений. Самое интересное, что на карте из атласа Челябинской области этих стоянок - десять! Как и заповедей! Возможно, это были "посольства" десяти племен, где они получали свои "скрижали". Прочитала в другом источнике, что на озере было 12 стоянок человека, разных тысячелетий по происхождению. Тоже сакральное число : 3х4.

У каждого рода в Удмуртии есть свой знак, своя руна (если они ее не позабыли напрочь). Значит, скорее всего и на озере тоже можно будет найти некие знаки-руны для отметки стоянки определенного племени. И, возможно, это будут петроглифы, как и найденный лось! Десять?

На горе Лукаш (лу - один из видов света), сегодня есть площадка, которая открывает вид на все озеро. Возможно, огни племен зажигались одновременно. Для огнепоклонников озеро действительно являлось священным!

Речки, протекающие рядом с горой Лукаш, называется Большой Кыл и Мылый Кыл! (кыл - это язык, голос). То есть голос свыше! Жрецы  (либо жрец) сидели явно с этой стороны (а гора Лукаш находится со стороны г. Нургуш и хребта Нургуш).

Хребет Нургуш - можно перевести как Нур - свет, гуш - от гу- яма, гуш - из ямы - то есть свет из-под земли.

Удивительное место! Думаю, оно принесет еще немало открытий о древних народах, населявших Урал.

Название горы Лукаш можно перевести как лул-ка"ч (лул- душа, ка"ч - вершина) - оживленная вершина. Либо взять люкась - собиратель. Вполне совпадает с определением этого места, как собрания людей для некиих древних ритуальных действий.

Самое интересное, что когда-то через Зюраткуль проходила дорога через горы на европейскую часть нынешней России. Сам бог велел там остановиться для каких-нибудь дел и для отды

Очень также интересно, что буквально рядом с Зюраткулем через много веков вдруг оказался город Златоуст, по фамилии старца, отличавшегося "золотыми устами" и подвижничеством (на своем последнем пути он чуть не оказался в нынешней Пицунде на Кавказе, совсем рядышком). Златоуст также отличился золочеными гравюрами на стали.

Возможно также, что последний слог названия озера звучит как "каль" - сила, потом тюрки просто изменили его на "куль", как более понятное им.
Окончательно название "Зюраткаль" - Отец всех костров, обладающий силой. Старшее пламя силы.

Очень интересным является название хребта Москаль, который параллелен хребту Нургуш. Напоминает название русского народа в укр., белорусск., польском языках. И, может быть, не напрасно? Может быть, это было древнее название рода? Мо"ч - сила, могущество (ср. мощ-ность), каль (кал) - снова сила => сила сил (от слова кал - произошло слово калык - народ, люди, народность). Удивительное название. Возможно, история русского народа не так прямолинейна, как кажется.

Самая больш. вершина этого хребта- Б.Калагаза тоже несет на себе отпечаток силы - кал, и гаж(аны) - любить. Любовь к силе! По данным геолог. разведки, на одном этом месте найдено до 70 разновидностей минералов (ср. в Ильменск. заповеднике 270). Сама гора представляет собой палеовулкан.

Название хребта Сука явно потерял окончание - каль. Должно звучать Сукаль. Су - сажа, каль - сила. Либо Ка - это "душа" (черная душа??? ср. египетскую мифологию, см. плст "Энергия Ба, Ка...") Возможно, это отражение того, что там есть породы, представляющие вулканич.пепел горы Б. Калагаза. Тогда древн. народы были весьма наблюдательны и имели хорош.геологов.

Итак, Зюраткаль - позднейшее Зюраткуль - не потерял своего названия за много веков существования. И также остались древние имена мест, где раньше жили и собирались на сходы, моления народы уральской языковой семьи, теперь финно-угры.

Существует башкирская легенда (а часть башкир, возможно и очевидно - это древние ары, сменившие язык на тюркский, также как вятичи сменили свой язык на русский) о том, что Зюраткуль - это озеро -сердце. Ничего удивительного. Пламя, которое поддерживает жизнь в человеке - это сердце. Без его ритма, человек не смог бы прожить и секунды.
Связь пламени и сердца очень хорошо выявляет английский язык - heart - сердце, hearth - горнило, поскольку саки (а саксонцы - англы это сыны саков sax-sons) также некогда кочевали в прикаспийских степях, и были ранее связаны с окружающими племенами аров и др. (см. пост "Кельты- рыжие, аналогии удмуртского и английского языков...")   

Почему названия остались, почти не изменившись с древних веков? Скорее всего часть коми-удмуртов вошла в состав пришедших позже в степи Южного Урала предков русского народа и тюрков. И при этом эта часть называлась "москаль" - сила сил. Поэтому это название народа сохранилось в других языках славянской группы (польск., укр., белорусск.), и, самое интересное, в названии Моск-ва, - сила сил, где "ва" - это сучок, кусочек (племени), где они обосновались в результате перемещения с Уральских гор. Так что не зря этот город, даже отдав на двести лет первенство власти другому городу на Неве, так или иначе, снова забрал ее себе.
Правда, язык при этом изменился, и теперь никто не подозревает о сакральном названии города.

Вопрос сразу же может возникнуть такой: а почему вдруг мо"ч - мощ ? Здесь нет звука "с". Дело в том, что в диалектах южных удмуртов звук "ч" часто меняется на "с". Например, если сев. название русских "зуч, то южные скажут дзюсь ("зюсь").

Нет никаких сомнений у историков, что на месте нынешней Москвы ранее жили народы финно-угорского происхождения. И около тысячи лет (от 1 века н.э) они вполне мирно развивались, поскольку в данном месте не находят никаких даже признаков оружия. Земледельцы, охотники и рыболовы. Пока не появился Святослав с юга, а потом и Юрий Долгорукий не облюбовал это местечко.

Жившее там племя вятичей считается уже русским племенем. А так ли это? Возможно, они просто сорвались с места и рванули в нынешнюю Вятку (Киров)? Кому понравится дружина, которая бряцает мечами. История народа научила его -нужно уйти, чтобы остаться.

Кстати, можно предположить, что название Китай (город) - это "ки" - рука, а также "тайыны" - скрывать, вязнуть (ср. тайна!), похоже там было как раз такое, как, например, в Аркаиме - все поселение просто было огорожено рекой со всех сторон от врагов, в том числе и топкими болотами.
Поскольку древнее городище сложно сейчас восстановить под каменной кладкой более поздних времен, сложно сказать, каким оно было, и не напоминает ли оно в плане древний Аркаим.

Для сомневающихся: Муром - от слова "муромыны" - углублять, стать глубоким, в свою очередь "му" - земля, "ром" - похоже копать (пока не нашла прямого соответствия в словаре). Похоже, что для
строительства поселения пришлось проводить много земляных работ.

История Мурома тоже отличительна, здесь находят древние бронзовые зеркала с узорами (ах как напоминает древних металлургов Аркаима, да еще и, странно, нынешнюю златоустовскую гравюру!). Это - явно наследство тысячелетий истории ариев. Илья Муромец - загадочен. Сидел-сидел себе на печи, пришли колдуны - и вдруг он становится богатырем! Просто чудо!

В 13 веке народ мурома исчезает, растворяется среди других народов. Или опять же - уходит (куда?), чтобы остаться.

Племя вятичей - во время появления Святослава считается уже русским племенем. Но в названии явно есть удмуртский корень "ват" - ватыны - прятать, укрывать. То есть в самом названии видна история народа - убежали, спрятались от нашествия племен, вытеснивших их из степей Урала. Возможно, произошла смена языка, поскольку народ оказался в зоне расселения славянских племен (то же произошло с тюркоязычными болгарами). Только часть народа сохранила свой язык и отправилась на территорию нынешней Вятки. Поэтому всем и удивительно, откуда же вдруг появился русский народ, да в таком количестве в середине нынешней России. Смена языка - вполне реальный процесс в связи с необходимостью выживания. Но при этом все равно остался большой пласт слов финно-угорского происхождения.

Ка(ль) - это окончание от "калык", "каль" - народ, люди, сила.
Название народа меря тоже хорошо переводится с удм.яз. - мер - сельская община, общество, и сравните: мир! в русском языке.

Название рода Мещера - возможно происходит от ме"ч - прямо, откровенно, отвесный, крутой - ср. русск. слово "меч".
Эти народы тоже, скорее всего, прияли русский язык, как основу общения. Хотя часть могла мигрировать. Однако в топонимике ясно прослеживаются места их жительства.

Имел ли народ письменность? Скорее всего да. Только она велась на основе языка, котор. называется сейчас удмуртским.

Все отмечают большой пласт заимствований в удмуртском языке из русского языка. Но внимательное исследование вдруг показывает, что и в русском языке, наоборот, есть много  слов, которые никак нельзя пояснить, однако удмуртский язык дает такое пояснение и ясную этимологию (см. Кельты - рыжие, аналогии удмуртского и англ.языков). Значит, что это не заимствование, а общий пласт словарного запаса народа, часть которого сменила язык.

Если в данном месте (например, Москва, Муром) остались письменные грамоты на бересте, то язык, на котором они велись, скорее всего близок к удм.яз. или коми.
Тоже самое можно сказать и о рунической письменности, следы которой рассыпаны на всей территории нынешней России, но никто почему-то не может ее перевести. Все ищут то западные (викинги), то восточные (тюрки) следы. Но они рядом. Автохтонное население восточно-европейской равнины никуда не исчезло.

Народ "весь" - тоже скорее всего, родственник удмуртам. Весь - бусы, косточки, а также и всегда, постоянно, и весь - всеобщий. То есть много народу.

Вообще удивительно, что был такой народ поля(е)не- ильмене(ские) (снова корреляция с Ильменскими горами на Урале!). Только, скорее всего, этот народ был ближе к коми, поскольку я не нашла точного перевода.

Народ голядь - жил на ровной поверхности "гольык" - нагой, голый, либо отличался малым количеством волос на теле.

Как быстро народ может сменить свой язык? История России 20-го века показывает - за одно-два поколения, а еще несколько поколений - а это по 30 лет в те древние времена, поскольку люди раньше жили не так много лет - и забываются все корни того, что раньше было, если нет постоянного общения с исходным языком. Так произошло с болгарами, сменившими тюркский язык на славянский. Постоянное смешение в браках, при том, что более экономически развитые поселения на территории современной Москвы имели язык общения славянский. Только естественно при соприкосновении с языком др. группы, он изменился. Поэтому, наверное, и существует разница между славянскими языками. Потому что они, скорее всего, сливали вместе разные племена и народы с разными основами языков. Те, кто не захотел менять язык, просто ушли с этой территории.

Анализ общего словарного контента русского и удмуртского словарей с поиском аналогии и этимологии слов, могли бы дать картину, насколько тесными были отношения двух народов (племен) в древние от нас года. И опять же - нельзя утверждать, как раньше, что все слова, похожие на русские, в удмуртском языке являются заимствованиями. Но скорее всего - они имеют одну основу, появившуюся очень давно.

Продолжение см. Энергия Ка - древняя этимология удм. яз
http://www.proza.ru/2012/01/27/1772

См. также тему - О некоторых названиях древних племён с т.др.удмуртского языка, где рассматривается гур - "печка" по-удмуртски, названия венгерских родов, и юрта - место, где горит огонь - юр. Очевидно, что "юрта" - слово не совсем тюркского происхождения. И Зюр-аткуль - несёт в себе след прошлых арских племён, кочевавших на громадной территории Евразии и Северной Африки.


Рецензии