Дневниковые записи. 1936 год. Часть 52

Часть 52


5 ноября 1936 года. Москва.
Сегодня в институте выходной день. Я с утра с Абрамом Юровским отбирали образцы, привезённые с Военно-Грузинской дороги, для музея, чтобы дать полный разрез дороги. Музей нашего института понемногу растёт. Также хотим выставить образцы с грязевых вулканов и свои интересные фотоснимки (геология Военно-Грузинской дороги и некоторых грязевых вулканов).
    
Сегодняшний вечер в институте был, как обычно, очень плохим. Но хороших девочек в институте появилось порядочно. Но что мне делать? Познакомился с одной какой-то новой, уже взрослой девушкой. Но ведь она будет танцевать, а мне её пригласить нельзя; я решил сбежать. А танцуют уже почти все, даже наш Фирсов, экономист 4-го курса, который на голову выше меня. Но когда он танцует, все покатываются со смеху. Ленка Фридман всё приглашает меня к себе домой (у неё сейчас мужа нет, а Николай Цитенко ещё на практике). Но я не могу иметь дело с теми, кто мне не нравится. После таких вечеров, плохих и в смысле цели самого вечера, и неудачи (потому что не умею танцевать!) среди девчат, настроение у меня самое кляузное.

6 ноября. Москва.
Сегодняшний день я полностью посвятил только отдыху. Днём был у Володи, вечером же поехал к Алле. Сначала пошли с ней в кино. Кинокартина шла новая «Поколение победителей»(1) — из истории кружков РСДРП среди студентов. Первая половина картины сыграна и оформлена очень хорошо, много известных артистов, но тему растянули, и к концу картины свернули, скомкали. Хочется ещё смотреть, а тут она ни с того ни с сего обрывается. У Аллы сложилось такое же мнение, как и у меня.
    
После кино до часу ночи гуляли по праздничной Москве. На площади Свердлова (Театральной) выстроили огромную, до 20 метров, фигуру Сталина на фоне Большого театра; сзади фигуры — знамёна, а по бокам на досках монументального типа написаны выдержки из проекта Сталинской конституции. Получается очень эффектно. Манежная площадь украшена ларьками, сделанными в виде бутылок, сахарных голов и грибов, с повисшими на них фигурами животных и других съестных продуктов. Среди них сосиски, колбасы, консервы, конфеты, пряники. Обилие мелких, плохо связанных деталей, не даёт общей картины. Шёл мелкий неприятный дождь.
    
Аллу я знаю хорошо с 1932 года, то есть уже больше четырёх лет. Конечно, это поверхностное знание, но всё же... Не говоря о прошлом, я могу предугадать её характер в будущем, когда она вторично будет замужем. Алла довольно умная, но часто её ум — женский. А запаса знаний во всех областях жизни и искусства достаточно. Алла будет строгой, с некоторыми причудами, мамашей. Любит порядок, любит, чтобы за ней поухаживали. Любит хорошо одеться и показать себя людям. В некоторых случаях довольно капризная, а в будущем будет и ревнивая, так как люди капризные обычно обладают и этим свойством. Как правило, ревность и капризность переплетаются, одно зависит от другого, если нет одного, нет и другого. Как жена Алла будет верна, но скандальна.
    
А теперь буду писать свои мысли — такое настроение. Женщины с некрасивой внешностью обычно имеют и дурной характер. Исключения довольно редки. Это происходит от неудач такой женщины среди мужчин, а всё же интимная жизнь в довольно большой промежуток жизни человека управляет или направляет жизнь и деятельность человека. Такая женщина становится раздражительной, недоверчивой ко всем людям, часто ненавидящей людей, несчастной — если имеет характер слабый, и скандальный и злой — если бабёнка с характером. Такая жизнь делает некрасивую женщину ещё более отталкивающей. Но часто бывает, что не очень красивая женщина, имея очень энергичный веселый общественный характер, имеет довольно большое количество поклонников среди мужчин. И эти женщины счастливы, даже счастливее некоторых красивых женщин, так как красивые женщины привыкли к своим успехам и эти успехи не доставляют им уже большого счастья. Но счастье некрасивой женщины — двойное счастье.
    
Я не выполняю свои планы. Часто я пробую набросать план на шестидневку, — что нужно сделать. И почти всегда кое-какие части плана мной не выполняются. Я очень недоволен собою, но пока ничего не могу поделать со своей «обломовщиной», хоть и уменьшается этот порок русского человека. Знаю и чувствую, что при более энергичной работе и уплотнении своего времени могу сделать многим больше, но, как алкоголик ругает себя за алкоголизм, когда пьёт водку, так и я часто поступаю со своим планом. Это не значит, что я вообще план не выполняю. Выполняю, но в более растянутый срок. С этим пороком я борюсь, но пока ещё результаты слабы. Возможно, что на перевоспитание себя (против «обломовщины») влияет старая обстановка, комната и окружающие со своим старым мнением обо мне. Ведь содержание изменилось, но, придя в старую комнату, где я привык ничего не делать, я не могу заставить себя заниматься. В читальне, в общежитии и в новом месте я могу выполнять свои планы и выполнять их полностью, а здесь не получается. Иногда едешь домой с жаждой заниматься, но приедешь, попадаешь в свою комнату — и развалится всё желание, хочется идти куда-нибудь, поэтому я и бываю мало дома.  И среди домашних: если сложилось обо мне определённое мнение, но я его перерос и сделался уже совершенно другим человеком, но дома я всё же продолжаю быть прежним человеком, не могу показать, что я уже не тот. Отец обвиняет меня в консерватизме, и это верно по отношению к домашней обстановке, но вообще это совершенно неверно. Но это мнение отца так и остаётся при нём, я не хочу и не могу его рассеять — только в данном случае я проявляю консерватизм.

7 ноября 1936 года. Москва.
Демонстрации и парад по случаю 19-й годовщины революции. Показали много новых быстроходных самолётов. На мотоциклах  движутся полки пулемётчиков. Вообразить себе такой батальон, поголовно вооружённый пулемётами и передвигающийся со скоростью 60 километров в час в тыл врага — сколько он наделает паники. Понравилась одна очень хорошо укреплённая колонна с макетами деревьев с фруктами, кустами земляники с ягодами, деревьями с соловьями. Сделано всё это очень красиво и удачно. А на площади всеобщее внимание было обращено не к членам правительства, а на испанских делегатов, утром прибывших в Москву. Их приветствовали не шаблонно, а от всего сердца. Испанцы стояли в своих военных формах с букетами цветов, с приподнятыми кулаками. Некоторые из них приехали сюда прямо с фронта, раненые.
    
Во время воздушного парада на одном из тяжёлых четырёхмоторных самолётов поломался коленчатый вал мотора. В результате оторвались пропеллер и отдельные части мотора, которые при падении на Большую Дмитровку убили трёх человек и восемь человек тяжело ранили. Я сам не видел этого. Видел лишь, как от одного низколетящего бомбовоза сорвалась «стая» тёмных предметов, быстро падающая вниз. Я сперва, как и все, принял это за сброшенные листовки, но быстрота их падения на землю делала предположение маловероятным. Самолёт же из строя не вышел, продолжив полёт.

12 ноября. Москва.
В Испании мятежники всё ещё успешно, хоть и медленно, наступают на Мадрид. Правительство из Мадрида переехало в Валенсию. В газетах пишут, что для нужд республиканской армии стали работать военизированные заводы, которые уже выпускают самолёты, танки и т. д. Я уверен, что заводы стали работать не без помощи советских специалистов. Ведь оружие ввозить опасно, а наладить его изготовление на месте очень выгодно.

С утра пошёл на открывшуюся выставку картин голландского художника Рембрандта. Выставка открыта в помещении Музея Изобразительных искусств на Волхонке. На выставке собраны все картины и рисунки Рембрандта, находящиеся в СССР, хотя до полной характеристики художника этих картин недостаточно. Репродукции же с картин, находящихся за границей, очень плохие и не дают полного представления о картинах.

17 ноября. Москва.
Похоже на то, что надвигается зима. Сейчас, в 10 часов вечера, термометр показывает минус 3. Вчера вечером пошёл мелкий снежок.
    
Прочитал в газете интересное постановление Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР о пьесе «Богатыри» Демьяна Бедного. Таких трезвых постановлений давно не было. Приведу его полностью, так как это постановление говорит об огромном подъёме культуры русского народа, о гораздо большей его политической грамотности. Вот оно:  «Ввиду того, что опера-фарс Демьяна Бедного «Богатыри», поставленная под руководством  А. Я. Таирова в Камерном театре с использованием музыки Бородина,
а) является попыткой возвеличивания разбойников Киевской Руси, как положительный революционный элемент, что противоречит истории и насквозь фальшиво по своей политической тенденции;
б) огульно чернит богатырей русского былинного эпоса, в то время как главнейшие из богатырей являются в народном представлении носителями героических черт русского народа;
в) даёт антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являющимся в действительности положительным этапом в истории русского народа, так как оно способствовало сближению славянских народов с народами более высокой культуры,
Комитет по делам искусств при СНК СССР постановил: Пьесу «Богатыри» с репертуара снять, как чуждую советскому искусству».
    
О моих делах. Механические анализы песков заканчиваю. Полностью просеял пески разрезов Люберец и Пушкино, начал пески аптского возраста с Татаровских высот.
    
Николай Цитенко скоро возвращается из Баку. Аня Пронина вышла замуж за геолога-дипломника Кузнецова, и только поэтому перешла на геологический факультет. И вообще, она, как говорит Рива Аронс, недалёкая девушка. А Нелли тоже погналась за мальчиком-геологом. Таких легкомысленных девчат не так уж много.

18 ноября 1936 года. Москва.
Утром встал с решением ехать в Пушкино для сбора добавочных образцов песка верхневолжского яруса юрской системы. Но утро встретило зимою. Идёт сильный снег; толщина снега за ночь выпала до 8 сантиметров. Температура -3. Ясно, что ехать в Пушкино было бы бессмысленно, тем более нет лопаты. К вечеру толщина снега увеличилась. Видел новую картину «Наталка-Полтавка»(2): это первая кино-опера. Поставлена прилично.

*****
(1) «Поколение победителей», СССР, Мосфильм, 1936, ч/б, 105 мин. Историко-революционная драма. Фильм охватывает события 1896-1905 годов — от первых революционных сходок до вооруженного московского восстания рабочих на Красной Пресне, названного впоследствии Кровавым воскресеньем.
(2) «Наталка-полтавка», СССР, Украинфильм, 1936, ч/б, 75 мин. Фильм-опера.

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/15/923


Рецензии