Близкие подруги

Наше общежитие для переселенцев, хайм, пятиэтажка, которую теперь уже снесли, жило своей особенной жизнью. Все одним миром мазаны. Приехали после 92 года, поздние переселенцы. Как мы сами себя называли - опоздавшие. Опоздавшие к тем льготам, которые были до 92 года. Все озабоченные оформлением документов. Хорошо, если кто-то в семье хотя бы немного знал немецкий язык, но в основной массе своей не знающие язык совсем, не знающие в слове бутерброд, какая часть слова означает хлеб, а какая масло.
Социальный работник, который прикреплен был к общежитию, просто не в состоянии всем была помочь. Потому комната, которую занимали две эти женщины, Розалия и Мария, отлично знающие язык и помогавшие каждому, кто к ним обращался, была как проходной двор. Обе бывшие учительницы, лет семидесяти, приехавшие откуда-то из Казахстана.
В комнате всегда порядок и сами всегда аккуратно одетые, с причёсочками и маникюром. От них просто веяло доброжелательностью и спокойствием. Получив от них несколько дельных советов, я уже справлялась сама и потом помогала всем, после меня приехавшим моим родственникам.
Меня тянуло к ним, просто поболтать и чаю попить.
Розалию и Марию я воспринимала как одно целое. Хотя они внешне были абсолютно разные. Розалия - высокая, суховатая, Мария - скорее добродушная пышечка.
Сначала я думала, что они сёстры, но как обычно бывает в хаймах, все знают всё про всех. Я не поверила сплетням. Но как-то мы засиделись подольше за чаёвничанием и они сами рассказали мне свою непростую историю жизни.
Встретились они, обе немки с Поволжья, в трудовом лагере. Отличий от концлагеря у него нет. Выжили, перенесли голод, холод и издевательства, может быть только потому, что держались вместе. После войны остались в том же прописном городе, возвращаться домой было нельзя, да и не к кому обеим. Жилья не было и им выделили юрту. В ней и жили. Спали, грея друг друга своим теплом, не считая это за грех. Женихов как-то и не нашлось. Детей им Бог дал много. Сколько ученических головок светловолосых, темноволосых они перегладили, не сосчитать. Через какие пересуды пришлось пройти - тоже.
Жизнь быстро проходит. А в старости все мы становимся друг на друга похожи и мужчины и женщины. Душа оголяется.Теперь уже и не судят. Но вот благодарны обе Богу, что выпало им жизнь вместе прожить.
Еще молодыми удивлялись сами себе, насколько совпадали их мысли, чувства. Даже на расстоянии каждая чувствовала, что если другой вдруг плохо.
- Мария, ты помнишь нашу игру «О чем я сейчас подумала?»
- Помню, как я специально старалась смотреть на какой-то другой предмет, чтобы ты не догадалась. А ты говорила именно то, что я хотела скрыть.
Мне так уютно и тепло было с ними. Я не умела отгадывать их мысли. Но потом судьба дарила мне друзей, с которыми я могла бы играть в такую игру.
Довольно скоро я познакомилась с Наташей… Мы сверяли схожесть нашей судьбы и сейчас, когда прошло много лет и живем мы далеко, когда звонит телефон, я еще не взяв трубку, знаю - это она.
Так случилось, что Наташа с ними не была знакома. Но пошла со мной на похороны Марии.
Мария умерла от рака груди. Когда мы шли с похорон, Наташа сказала мне.
- Мне нужно провериться. Смотри, как быстро все может случиться. Через неделю она узнала свой диагноз. Рак груди в ранней стадии. Всё обошлось.
Так Мария уже своим уходом спасла Наташу. Но Розалию спасти не смогла. Она просто не смогла без Марии. Даже года не прошло, как она пошла следом.


Рецензии