Эстетика поп-музыки

Поп-музыку еще называют эстрадной, "легкой", а серьёзные меломаны – музыкальным китчем, имея в виду не только её утилитарное предназначение, а прежде всего доступность для художественного восприятия. Ведь композиционным материалом являются расхожие, даже банальные, «затёртые» гармонии, интонации, метроритм. Настолько простые и понятные людям без надлежащего опыта музыкального осознания, что быстро запоминаются и сразу же могут быть мысленно или вслух воспроизведены. Наиболее «прилипчивые» получили названия шлягеров, хитов, т.е. фактически популярных произведений.

Господствующий жанр поп-музыки, как известно, – песня (куплетно-припевная форма, или рондо без эпизодов, зато с двумя рефренами, которые чередуются). Это наипростейшая из музыкальных жанров структура, форма которой без особых усилий осваивается сознанием любого психически здорового человека. В инструментальной поп-музыке преобладают аналогичные жанры – пьеса, сюита, парафраз, попурри, главная особенность которых состоит в использовании песенного тематизма: выразительной, преимущественно секвенционной, часто непритязательной мелодии, которая легко запоминается. Продолжается процесс создания в этой технике образцов более сложных жанров –  оперетт, симфоний, опер (мюзиклы), кантат, ораторий и т.п. А "попсовая" мелодия (тема) – это, как правило, последовательность звуков на основе такой гармонии, которая является лишь шагом от грани, за которой уже нет ни музыки, ни собственно искусства, – конечно, в системе художественных представлений определенных цивилизации, нации, этноса, общества соответственно уровню развития их духовной культуры. В сфере традиционного музыкального мышления (диатоника)  есть немало классических образцов народного, точнее: анонимного, песнетворчества. Об этом подробней: http://www.proza.ru/2011/07/31/303

По обыкновению, популярными становятся простейшие диатонические мелодии. Типичные примеры украинских шлягеров последнего времени – "Весна" группы "ВВ" и "Дикие танцы" ("Коломыйка") Русланы Лижичко, с которыми она победила на конкурсе «Евровидение». Это песни с тонально-гармоничным планом T-D-T (даже без субдоминанты!). Хоть такого типа попевки в воображении массового слушателя приобретают значение художественного явления, тем не менее академические, серьезные музыканты пренебрежительно  называют их "одноклеточными", элементарными.

Талант и мастерство композитора в том и состоит, чтобы на основе понятных, традиционных, уже известных слушателю музыкальных элементов (архетипов) создать формально новую тему-мелодию. Благодаря соблюдению этого принципа возникают и держатся десятилетиями в золотом фонде поп-музыки произведения, которые получили название эвергринов (от англ. ever green). Есть таковые и в украинской песенной классике: "Два кольори", "Ясени" А.Билаша, "Киевский вальс", "Осеннее золото", "Три поради" И. Шамо, "Степом", "Мамина вишня" А.Пашкевича, "Дикі гуси" И.Поклада и т.д.

Конечно же, есть исключения, которые, как говорится, подтверждают правило. Иногда эвергринами становятся песни с периодами неповторного строения, сквозным тематическим развитием Например, знаменитая на весь мир мелодия «Bуsame Mucho»-«Целуй меня часто (много)» мексиканской пианистки-композитора  Консуэлы Веласкес Торрес. Такова по структуре "Нежность" А. Пахмутовой. В украинской поп-музыке это, к  примеру, – "Летять, ніби чайки" Ю.Рожавськой, "Кохана" И.Поклада, "Якби я вміла вишивать" Н.Андриевськой, "Пісня про рушник" («Рідна мати моя…») П.Майбороды. Попутно обратим внимание, что стать такими же долговременно популярными есть мало шансов у песен, сказать бы, без индивидуальных особенностей. А к особенностям этих можно отнести неожиданные отклонения в другие, неродственные тональности, альтерированные гармонии, непривычный метроритм (например, 5/4).

Заинтересованность слушателей также обеспечивается своеобразными аранжировкой, исполнительской манерой, необычным тембральним окрасом голосов вокалистов… Последний фактор в русле «попсовой эстетики» часто становится определяющим. Ведь именно благодаря уникальному тембру, прежде всего узнаваемости голоса приобрели всемирную славу сотни эстрадных исполнителей – от Едит Пиаф и Фрэнка Синатры, Луи Армстронга, Тома Джонса, Адамо, Шарля Азнавура до Тини Тернер, Майкла Джексона, Анасташи. К оригинальному тембру добавились незаурядные вокальные данные (чрезвычайная подвижность, частотная мощность голоса, широкий диапазон) у таких поп-звезд, как Има Сумак, Уитни Хьюстон, Марайа Керри, Селин Дион, Стиви Уандер, Элтон Джон, Лара Фабиан, Алессандро Сафина...

Знаменательно, что вокальные недостатки, с точки зрения академического пения (бельканто), как-то: хрипловатость, неустойчивость, тремоляция голоса, запаздывающая фонация, –  в поп-музыке нередко становятся одним из признаков... красоты. Этот эстетичный парадокс, в конце концов, привел на "эстрадный Олимп" как больщинство из звезд мировой величины, так и, в частности, украинских. Например, выпускников политехнических институтов Олега Скрипку и Святослава Вакарчука – лидеров чрезвычайно популярных рок-групп "ВВ" и "Океан Эльзы" соответственно Последний из названных солистов приобрел даже славу именно благодаря колоритному "мелкому" вокальному вибрато, характерному также для голоса, скажем ради сравнения, Демиса Руссоса, Хулио Иглесиаса.

Граница между "серьезным" и "легким" искусством довольно зыбка, условна. Ведь в сфере академической музыки также бытует немало произведений несложных, традиционных по средствам художественной выразительности, тем не менее написанных с соблюдением классических норм и правил композиции и в форме традиционных жанров. Среди таких опусов, которые вследствие использования непритязательной интонационно-гармоничной лексики попали в поле понимания массового слушателя, стали широкоизвестными шедеврами – первые части Симфонии № 40 В.А.Моцарта и Сонаты №14 («Лунная") Л.Бетховена, "Кофейная" кантата И.-С.Баха, первые части Первых же концертов для фортепиано с оркестром С.Рахманинова, П.Чайковского, всё творчество династии Штраусов… Вот почему, наконец, стало вполне оправданным употребление в искусствоведении таких классификационных категорий, как "массовость" и "элитарность", что предубежденно не признаются так называемой марксистско-ленинской эстетикой в ущерб научной истине.

Юрий Токарев.
Киев
15 января 2012 г.


Рецензии
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.