Земные дороги иисуса христа

                Продолжение

   Ученики, оставшиеся с Христом, очевидно, проводили большую часть времени, пребывая с Ним. Особенно, судя по множеству эпизодов из евангельских текстов, - Петр и братья Зеведеевы.
   Однако почти постоянное нахождение рядом с Христом не сделало Его понятным им. Они, как и основная масса народа, часто терялись в догадках, слушая Его речи:что Он хотел сказать? Вот Он сказал, что душа больше пищи, а тело - одежды. Как это? И почему призвал не заботиться о дне завтрашнем? Вот посмотрите на воронов, как они живут. Они не сеют и не жнут, и нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их. Сколько же вы лучше птиц?
   Или посмотрите на лилии, как они растут... Не ищите, что вам есть или - что пить, и не беспокойтесь, потому что "всего этого ищут люди мира сего;ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том. Наипаче ищите  Царствия Божия, и это все приложится вам... Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий".
   Тут уж не выдерживает Петр,- а именно он в большинстве случаев будет обращаться к Христу за разъяснением, чуть ли не в отчаянии воззвал:"Господи! К нам ли притчу сию говоришь или ко всем?".
   И вообще, почему Он все время говорит притчами? Почему именно ими поучает народ? Тут уж все ученики "приступили к Нему", чтобы выяснить этот, волнующий их вопрос. Ибо и сами многое из того, что Он говорил, не понимали. "Потому говорю им притчами,- отвечал Учитель,-что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют".
   Он бы мог исцелить их от такой слепоты и глухоты, но они не обратятся, чтобы Он их исцелил. Понимая, что много не понимают и они, Его ученики, Он все-таки надеялся на их прозрение, ибо видел в них эту жажду прозрения. И дал им эту надежду:"Вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано. Ваши блаженные уши видят, и уши ваши - слышат".
   Убежденность и страстность, с которой говорил Христос, передавалась народу, и тот по-своему определял особенность Его проповедей:"Говорит, как власть имеющий". Однако ученики понимали, что власть, которую имеет над ними Христос, вовсе не та, что у царя, каким люди хотели бы Его видеть. И продолжали искать в Его притчах то, что видел Он и не смогли увидеть они. И допытываться у Него, что Он имел в виду, но не при народе, чтобы не выставить свое непонимание на всеобщее обозрение и не умалить себя, а наедине с Ним.
  Вот он рассказал притчу о пшенице, засоренной плевелами, и, отпустив народ, вошел в дом. Тут-то ученики, "приступивши к Нему", и попросили:"изъясни нам притчу о плевелах на поле". "Он же сказал им в ответ:сеющий доброе семя есть Сын Человеческий. Поле есть мир;доброе семя -это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого".
  Но разъяснения требовали и другие притчи. Ученики узнали, что фарисеи, услышав проповедь Христа в Иерусалимском храме, "соблазнились", то есть, хотят убить Его. Они говорят об этом Христу. Но Он, к их недоумению,  отвечает:" Оставьте их, они - слепые вожди слепых;а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму".
  "Изъясни нам притчу сию",- попросил Петр, на что Иисус сказал:"Неужели и вы еще не разумеете?". Речь шла о притче, которой Христос ответил фарисеям, когда они стали возмущаться, что Его ученики не умыли руки перед едой. И вот, оказывается, к Его досаде, и сами ученики не поняли, о чем Он говорил.
   "Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст - из сердца исходит;сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления.
   Это оскверняет человека, а есть неумытыми руками - не оскверняет человека".
   Наверно, Он нередко приходил в отчаяние, видя, что даже избранные Им ученики часто не понимают тех истин, которые, казалось бы, должны были быть им понятны сразу. Сколько раз они присутствовали при Его спорах с фарисеями, и, казалось, должны были понять их суть и сущность. Но стоило Ему предостеречь их, чтобы береглись закваски фарисейской, как Он понял, что они решили:"Это значит, что хлебов мы не взяли".
   И пришлось Ему объяснять, что сказал Он не о хлебе, и не о хлебной закваске, а о том, чтобы береглись учения фарисейского. После этого они поняли, о чем Он им говорил.
   Чего ученики совершенно не понимали (да и кто бы понял на их месте?), так это Его слова о том, что скоро Он "будет предан в руки человеческие", а спросить боялись. Но  однажды, когда Он снова заговорил о близящемся расставании с ними и Своем уходе к Отцу Небесному, "тут некоторые из учеников Его сказали один другому:что это Он говорит нам:"вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня", и:"Я иду к Отцу"?... Не знаем, что говорит".
   И Он пояснил им на самом простом житейском примере, а не, как обычно, притчей. Он сказал, что женщина, рожая, претерпевает муки и боль. Но когда младенец появился, все это остается позади, а только радость, "потому что родился человек в мир". Так и они теперь испытывают печаль от того, что им придется расстаться с Ним. Но когда они встретятся вновь,- а это произойдет обязательно,- то "возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас".
   Насколько они поверили в это, трудно сказать. Но одно несомненно порадовало их:"Доселе Я говорил вам притчами, но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце".
               
                Продолжение следует


Рецензии