Церковь царской семьи

Федоровский монастырь. Здесь в 1914-17 годах находился лазарет. Здесь санитар Сергей Есенин выступал перед ранеными. Здесь и по сей день стоит семейная церковь Его императорского величества.
Церковь домашнего прихода хоть и велика, но скромна в деталях, одомашненное величие. Задача для архитектора – как сделать так, чтобы ввести царя в храм и не умалить его особу, вызвав в нем достаточно и от человека, для молитвы и от царя. Дабы перед лицом бога быть "не вшой", а наперсником.
Церковь только залечила раны, замазаны белилами стены без росписи. По всем стенам оклады, картинки новизной режут глаз.
В проходе стоят две старухи. Они хотят связать с этим храмом свои мысли о благодати Господней. Сие святое место будут поминать они в молитве перед иконой, только вот еще не выбрали какую приобрести.
- Это освященная, возьмите её.
- А эта?
- А эта с выемкою для мощей. Может заказать службу желаете, по усопшим?
- Да, а сколько?
- У нас отец Николай завтра читать будет в бумажечку имя усопшего напишите вот, а прейскурант висит вот.
В углу, на скамье, в пролете от иконы Христа сидел батюшка в рясе, он назидательно вел беседу с послушницей. Говорил он не переставая, в напев, с каким-то сопутствующим шшш. Послушница сидела на краешке скамьи, внимала каждому слову и кивала головой.
Из дверей кельи вышел бородатый человек и направился к батюшке в рясе. Они перекинулись несколькими словами, слегка посмеялись. Бородатый человек был в джинсах, в рубашке, поверх которой на длинной цепи висел большой крест. Завидев обращенную к нему послушницу, он бросил разговор с батюшкой в рясе и с необычайным величием направился к послушнице.
- Иди с миром
Послушница припала к руке бородатого человека, не смотря на послушницу, свободной рукой своей обозначил крест над её головой и пошел далее. Все было проделано за считанные секунды. Такие встречи, вернее, такие приветствия должны быть наполнены чувством, а напоминали офицерское приветствие. Видимо здесь и упрощение ритуалов по требованию времени и современные скорости – воздать многим.
Девочка при церкви в черном фартучке ходила по иконам и собирала потухшие свечки. Она заглядывала в лица молящимся, искала веры.
Девушка зажгла свою свечку у иконы Богоматери, поставила её и с молитвой попросила у боженьки ребеночка. Рядом с ней стоял её сын. По церкви ходил её муж, вглядывался в иконопись изучая свет, объем, тень. Он увлекался живописью и думал, - как бы разбить храм на сектора, чтобы в каждый предел был удачно вписан образ Христа и святых его дел. Будто ему выпал заказ и он лишь от любви к живописи способен ощутить силу великого творца.
Девушка подошла к мужу и попросила его поставить свечку за ребеночка. Он взял у неё свечку и поцеловал её в губы. Хотел было приблизиться к иконе, но рядом с ней стоял парень и молился, налагал на себя крест, вскидывал голову и опять молился. Когда парень закончил, пришло время подойти и ему. Подошел. Думал окликнуть жену, спросить у неё где её собственная свеча, чтобы от неё же зажечь свою. Не спросил, она уже отошла далеко, кричать шепотом не хотелось. Выбрал самую большую свечку. Зажег, вставил в маленькое гнездышко и обратился к иконе. Молитв он не знал, потому сказал только:
 - Боже, ты всё видишь и всё знаешь. Мы счастливы, но ребенок. Помоги нам, дай нам ещё раз ощутить себя матерью и отцом. Она живет только этим. А я живу только ей. И роды, пусть будут легкими.
Во время этой молитвы подошла девочка и внесла свое личико между им и Богоматерью. Она всматривалась ему в глаза, а сама собирала свечки. Что это, - подумал он, - не ответ ли Бога, - «Каждому воздастся по его вере».
Во дворе церкви стоял, прислонившись к беленному забору, велосипед «Аист». Из церкви вышел убогий, достал из кармана телефон, покрутил его в руках, поговорил с ним. Люди выходили из церкви облегченные, со светом в лице, но, натыкаясь на убогого, тут же мрачнели и пытались не замечать его. В них самих был храм, этот убогий стучался к ним со словами:
- Денег ната на тефон…ыа
- Что он говорит? – друг у друга переспрашивали люди.
Убогий отвернулся от людей, сел на велосипед и поехал. Он был весь нацелен куда-то доехать: крутил педали, кривил рожи и всем телом подавался вперед. Ему очень срочно нужно быть там. Как он забыл, что уже давно должен быть там и сообщить им всё, ведь по телефону никак, денег на нём нет.
В озере отражался церковный купол, теряясь в золоте листвы. Подковой озеро обступило часть земли, на которой стоял мольберт. Художник через свой масляный рисунок произносил молитвы этому осеннему дню.
Десятилетний мальчуган привязал к палке веревку и перекидывает её через кирпичную стену. Стена идет вдоль всей монастырской обители. Вот еще попытка и палка застряла. Мальчуган натягивает веревку, пытается влезть на стену, немного поднимается и падает в высокую траву. Он не сдается, делает еще попытку. Там, чьи стены он штурмует накрывают на стол. Пока суть до восстановления обители - дело ресторанное, приход чай есть, отчего бы не попотчевать голодных до веры и царя. Царь со всей семьей на плакате висит со словами «Великая царская любовь».
По бездорожью шла невеста в белом платье. Она балансировала, подобрав юбку руками и решая дилемму: ступить в грязь или теперь в лужицу. Рядом шел жених с бутылкой шампанского и счастливо шлепал (чего беречься, если уж вляпался). 
Подождите, вот сейчас, слышите? Да не «Вторая волна кризиса» и не «Конец Света». Прислушайтесь, ну же! - Колокольный звон – бом, бом. А вот сейчас дитячий визг, - вау, ау, ау… Слышите? Нет? Услышьте! Прошу вас, услышьте! Это так хорошо когда дети, тем более, когда свои.
Боже, ты всё видишь и всё знаешь…


Рецензии
Без прикрас, настоящая жизнь! Всё у нас получается теперь "в режиме скоростной прокрутки +2", а то и больше. Поэтому я зареклась ездить по святым местам экскурсионными автобусами. Молитва не терпит суеты, торопливости. Трогательный рассказ получился, мне понравился.

Катерина Антонова   15.01.2012 16:31     Заявить о нарушении
Екатерина Николаевна, благодарю за хорошие слова.
В Вашем "По зову души" очень много церковных деталей, хотя Вы не служите в церкви. Насколько условность, о которой Вы пишете в своем рассказе действительна:
"надо принимать рукоположение, когда буду женатым"?

Сергей Арбузов   15.01.2012 23:21   Заявить о нарушении
При рукоположении сначала в дьяконы, потом – священники (иереи), человек должен уже решить по какому пути пойдёт: либо как семейный (представить свидетельство о заключении брака в Загсе, и свидетельство о венчании), либо как монашествующий. В этом случае принимает постриг, и жениться уже не может. Обычно поселяется в монастыре. Но не запрещается и в обычной квартире. Это не обязательно только для простых служащих в храме (за свечным ящиком, на уборке, приём треб и т.п.). Я вот служила в храме около 7 лет и не монашествующей, и не замужем.

Катерина Антонова   16.01.2012 07:08   Заявить о нарушении
Спасибо, Екатерина Николаевна, за интересные сведения.

Сергей Арбузов   16.01.2012 18:45   Заявить о нарушении