Ложная память или Сила искусства

О чём это я? Об ощущении - том самом - дежавю. Очень интересное явление, кстати. Особенно ложное дежавю. На мой взгляд, во всяком случае. В общем, в одном дневнике была поставлена ссылка:
http://www.youtube.com/watch?v=flCpfrQojg8
Почитала комменты - ностальжи накрыло всех комментаторов...
А мне стало интересно - ведь в мультике явно 30-е годы. Ну, со всякими натяжками - уж никак не позднее 50-х. "Такое" детство могла вспоминать моя мама, она родилась в 1940-м (если допустить, что это всё-таки 50-е годы). Могла это видеть воочию, присутствовать, так сказать, лично. Слышать "Рио-Риту", катать обруч с палочкой, видеть эти стрижки, будёновские усы (насчёт усов, впрочем, меня терзают сомнения...) Вот красные косынки - уже вряд ли, они остались в 30-х, когда её ещё и в проекте не было... А эти парашютисты, атлетические пирамиды в противогазах (ДОСААФ?)... Не знаю, но мне кажется, в 50-х маловероятно...

Многие вспомнили стоимость мороженного - эскимо и молочного.
Тоже интересная тема - память о ценах на что-то - мороженное, колбасу, суповой набор или билет в кино... Некоторые этими ценовыми отрезками жизнь меряют: когда колбаса стоила столько то, тогда небо было голубее, люди добрее, а будущее безоблачнее... когда хлеб был... Ну, по чём он там был? Кажется, самый дешёвый, ржаной - по 14коп., самый дорогой - батон "Ленинградский", с изюмом, посыпанный сверху молотым арахисом и сахарной пудрой - 26коп. Вкусны-ый!.. О, чё-то ещё сохранилось в памяти!..

Удивительно, многие помнят, что сколько стоило в 80-х, что сколько стоило в 90-х... Мне обычно неловко становится, я - не помню. А ведь в магазины - ходила, продукты - покупала, изворачивалась, как все... А вот поди ж ты, по чём была колбаса или картошка - не помню... И сколько стоил билет в кино - не помню. Только очень смутно - цены на ж/д билеты на поезда Ленинград-Новороссийск и Ленинград-Адлер, да и то - только до станции Староминская.
Но уверяю вас - я жила, жила! - и в 80-х, и в 90-х... Просто цены не помню. Время определяю по событиям - что тогда случилось, и больше визуально - по одежде, причёскам, каким-то внешним деталям...
 
Речь не о том, что я такая возвышенная и эфемерная, ибо стоимость продуктов не помню, а другие, типа, приземлённые, потому что прошлое у них чётко ассоциируется с ценами на мороженное или колбасу (от, блин! далась она мне..) Нет. По-видимому, это просто разные виды памяти, разные способы фиксирования событий. Может, поэтому, ностальгируя, мы вспоминаем разные вещи - одни мороженое, другие музыку, третьи запах, а кто-то - вообще что-то неосязаемое, необъяснимое словами. Прошлое у каждого своё, имеет разные формы, цвет, вкус, звук, запах... И не важно, чем оно отложилось в памяти - важно, что оно приходит... иногда... разбуженное... чем-то...

К чему это я? К тому, что фильмы тех годов и фильмы о тех годах породили в некоторых это самое "дежавю" - ощущение своего присутствия, псевдо память.Ну не могли мои ровесники и даже те, кто немного старше, это видеть. Просто физически - не было их тогда. Соответственно и помнить об этом они не могут. Вспоминать 30-е, 40-е, 50-е годы могут только те, кто их, простите, действительно - помнит. Кто в них, извините, жил...
Удивительно... Вот она - великая сила искусства!.. Оно дарит не только иллюзии, катарсисы и проч. Оно способно даже подарить воспоминания о непережитом, ностальгию по небывшему...
Так что это дежавю - фальшивое. Спасибо фильмам и мультикам!
И да здравствует искусство!..


Рецензии