Дневниковые записи. 1937 год. Часть 66

Часть 66


30 сентября 1937 года. Тарасовка — Москва.
Пасмурный холодный день. Ветрено. Иногда моросит дождь. Сегодня переезжаем на зиму из Тарасовки, куда я и приехал. Копался в огороде. Затем таскал вещи до станции. Прошлые две ночи были сильные заморозки. Помёрзли георгины, помидоры. Так и не удалось преподнести букет красных георгин Варе.
    
Взял пробу песка (бассейн реки Клязьмы?) при рытье ямы для картофеля для петрографического исследования (для практики и «а вдруг что-нибудь интересного найду!»).
    
Дома в Москве был почти только в 9 часов вечера. А остальные приехали в 4 часа ночи — их задержало крушение поезда (электричка налетела на грузовик, которым была сбита мачта электропроводов высокого напряжения).
    
Как приехал, позвонил Вере Шебаршиной. У неё уже почти все собрались; Николай попросил, чтобы я захватил свой фотоаппарат, пришлось перезаряжать кассеты.
    
Звоню Варе, чтобы сказать, что сегодня её не увижу, но она просит (неожиданно) приехать к ней и не ездить к Вере. Для меня это неосуществимо. Обещаю ей, что заеду после Веры, как можно раньше. У Веры сразу попал за стол. Выпили, хорошо закусили. За столом Надя, Николай, Клава (которая сама виновата, что сегодня сидит одна), ещё какие-то девчонки. Патефон. Фотографировал. Кое-кто пытался танцевать. Выпитое сильно кружит голову. Но уже поздно, — надо к Варе. Когда занялись приготовлением чая, Николай помог мне удрать от Веры. Она не обидится. Я ей подарил шоколадную «подковку счастья». К Варе приехал в 11 часов вечера; она обрадовалась, говорит, что уже не надеялась увидеть сегодня меня. До часу ночи гуляли по морозному воздуху.

1 октября . Москва.
Начало занятий в институте. Собрались немногие. Лена Фридман пополнела, похорошела. Ира Чепикова похудела, стала опять похожей на девушку, что ей идёт. Анатолий Бобров набрал сил и по сравнению с прошлым годом имеет вид, будто ему пересадили свежие семенные железы. Гершзон попал под влияние своей жены и ничем не интересуется, кроме неё и денег. Конченный для геологии человек. Фролов и Белоусова, семейная чета, никуда не отстают друг от друга. Фролов смотрит на меня косо, наверное, Зойка ему рассказала кое-что о моей прогулке с ней.
    
Занятия начались с лекции профессора Фёдорова о месторождениях нефти в СССР, а затем — Лебедева о нефтяных месторождениях мира.
    
Совершенно неожиданно получил письмо от Лукьяновой Валентины, взрослой, смелой, приятной 23-х летней девушки. И ещё больше неожиданного я нашёл в самом письме. Пишет она плохо, нескладно, но всё же смысл очень понятен и прост. Мне было смешно читать это письмо; неужели после трёх дней, которые дали очень мало, можно думать о том, о чём думает Валентина. Она пишет: «Миша, я себя считаю, что я ни  никакая-нибудь, а я чистая и справедливая девчонка и дальнейшие Ваши письма приблизят нас к жизни семейной...» Не смешно ли это?

3 октября. Москва.
В Мосторге приобрёл пальто за 340 рублей на сохранённую за лето стипендию. Затем с Варюшей были на Пушкинской выставке (я — вторично) в залах Исторического музея на Красной площади. Вечером вместе смотрели кинокартину «Первая любовь». Плохая картина, агитационная. Не хочется о ней думать. О любви в картине ничего нет.

6 октября. Москва — Воробьёвы горы.
После долгих пасмурных дней светит яркое солнце. Как весной. Днём на солнце +29.
    
Опять поехал на Воробьёвы горы описывать обнажения у цементного моста. Но и здесь оползни. Всё перепутано. Сплошная расчистка, проведённая «Трестом набережных», ни к чему не привела, вскрыв только оползшие породы. Описать обнажение не решился ввиду неточности знаний о возрасте пород, что могло бы только запутать при дальнейших построениях.
    
К шести часам поехал к Варе. Сначала сидели дома, затем пошли танцевать к Любе, а после этого надумали ехать в кино. На полпути Варя стала капризничать, говорит, пойдем обратно. И опять неожиданно... «Я с тобой больно не разговариваю». Скучно писать об этом. Позже она говорила, что зря не порвала окончательно первый раз, что всё равно так будет когда-нибудь и уж пусть сейчас, чем позже. Неужели это у неё такой неуравновешенный характер? Не верится. Говорила, что решение её совершенно окончательно, и что с этого дня она меня больше не увидит. Я старался уверить Варю, что она делает бессмысленные вещи, глупые и совершенно необоснованные. Говорил, что если в таких вещах виноват я (при разговоре Варя часто не различает моих шуток от серьёзных вещей или часто слишком глубоко анализирует сказанное, и находит то, чего в действительности нет), то этого больше не будет, так как я теперь уже хорошо знаю её характер (я решил ей рассказать о том, как она должна понимать меня). Говорил о том, что, несмотря на то, что она не хочет больше видеть меня, она этим насилует себя, делает против своих желаний... И, наконец, она сдалась. Но так продолжаться больше не может. Надо ей объяснить всё. Варя оказалась очень умной и очень недоверчивой. В сумме это приводит к таким случаям, как сегодняшний. Ближайшие месяцы, а может быть и дни, покажут (решат дальнейшее). Если ещё повторится такой случай, это будет последним случаем нашего знакомства с Варюшей. Если этого не будет, то будет другое, самое серьёзное. Тогда Варя будет моей женой. Я отдаю полный отчёт в этом. Мне надоело болтаться, девушки меня уже мало волнуют, к ним я стал более равнодушен. Лучше Вари (я думаю, что этот крупный недостаток будет ликвидирован, так как он является результатом недоговорённости и непонимания) трудно найти девушки; она умна, честна, будет предана, довольно самостоятельна. Лишь один недостаток её портит: болезненная недоверчивость, которая вместе с самолюбием приводит к печальным результатам. Уничтожить этот недостаток, и тогда... тогда жизнь покажет. Надо с Варей поговорить.

7 октября 1937 года. Москва.
После занятий — профсоюзное собрание. Немного посидел и пошёл к Пустовалову, как с ним раньше договорился. Хотел выяснить вопрос о методах исследования, но Пустовалов точно ничего не сказал, дав мне самому выбрать ту методику, которая является лучшей для данного случая. Предлагал кому-нибудь (был я и Данчев) взять с ним работу по изучению разреза карбона Московского яруса. Сказал, что его компаньон соберёт образцы, опишет разрез, обработает образцы в лаборатории, Пустовалов же напишет весь текст и напечатает работу. Но без вознаграждения. Последнее — смущает.  Первое же хорошо тем, что создаёт некоторый авторитет. Но тогда не будет у меня к весне фотоаппарата лейки. Пустовалов говорил,  что с ОГИЗом(1) уже заключён договор о печатании «Трудов Московского нефтяного института».
    
Неожиданно, когда я уже собрался идти домой (около девяти часов вечера), заходит за мной в петрографическую лабораторию Володя Савостьянов и говорит, что меня внизу ждёт весёлая компания. Действительно, у раздевалки собрались Николай Цитенко, Федя Алексеев, Лена Фридман, Соня Розовская, Надя Субоч и Вера Шебаршина. Приобрели на Калужской площади необходимые «реактивы» и пошли на квартиру к Лене Фридман. А потом веселились до часу ночи: песни, игры, танцы... Ленка и Сонька сумасшедшие бабёнки.

9 октября. Москва.
Вечером, после работы в петрографической лаборатории, поехал к Варюше. Пошли в кино. По дороге поговорили немного о последнем случае с ней, кое-что прояснилось. Дело как будто налаживается серьёзно.

12 октября. Воробьёвы горы.
Пасмурная холодная погода, +2. Несмотря на это, решил поехать на Воробьёвы горы и собрать образцы, что и было мной сделано. К обнажению у Богадельни (бывший мужской монастырь, построенный в 1806 году) позже подошёл какой-то чудаковатый пожилой человек с бородкой, в потрёпанной кепке и хорошем пальто, с рюкзаком за плечами и сапёрной лопаткой в руках. Это оказался лучший специалист по геологии Москвы и окрестностям Даньшин. У него я узнал много ценных данных о геологии и литературе. В частности, имеется три новых работы самого Даньшина, о которых я до этого не слышал.
    
К 8 часам вечера поехал к Варе. Такой, какой она была сегодня, я её ещё ни разу не видел: она была прекрасна! Возбуждённая, горячая, страстная... По её предложению поехали на танцы к ней в пединститут (на Малой Пироговской). Сегодня и танцевали очень удачно. Варечка раскраснелась, глаза её блестят. Сегодня она не обращает внимания на окружающих и не думает «а что скажут люди?». Если бы она всегда была такая... милая! Рассказал ей всё, и как будто никаких недоразумений у нас с ней не будет. Какая Варечка бывает иногда хорошая... Сегодня она и на часы не очень обращала внимания.
    
Видел, как танцевал один одноногий студент на костыле с одной красивой девушкой. Хорошо! А многие двуногие говорят, что не смогут научиться танцам.

15 октября. Москва.
В первый день шестидневки (13 октября) на перевыборах комсорга группы (был Федя Алексеев) тайным голосованием вместо него выбрали меня. Странно, но факт. К чему — не знаю. Разбирали Иру Чепикову. Дело в том, что её мужа, Николая Чепикова, бывшего директора треста Востокнефть, сняли с работы и исключили из партии за пособничество вредителям, а недавно и арестовали как одного из организаторов вредительства. О причинах ареста никаких официальных данных нет, скоро будет суд, а Ира, как она говорит, ничего не знает. Вопрос остался открытым.
    
Оказывается, ещё летом (к концу) был арестован начальник Главнефти Баринов, сменивший когда-то Серебровского. По сообщению П. Лебедева(2) (преподавателя геологии нефтяных месторождений мира) около 60% всего руководящего состава в нефтяной промышленности арестовано за вредительство. Делается что-то страшное. Давно ли я думал, что вредителей не осталось? Что им надо? Зачем?
    
Арестован Кисилёв, изучавший грязевые вулканы. И теперь учебник Губкина и Кисилёва о нефтяных месторождениях мира запрещён.
    
Вечером с Варечкой ходили в кино. Варечка... Сегодня с ней не хотелось расставаться, но и говорить с ней не было настроения, хотелось только быть с ней всё время и...
    
Варя говорит, что очень мало занимается, а ей уже надо начинать, наверное, видеться придётся один раз в шестидневку. Очень жаль, но надо ведь и Варе дать заниматься.


*****

(1) ОГИЗ – Объединение государственных издательств (1930-1949).
(2) Лебедев Петр Иванович (1885-1948), российский геолог, член-корреспондент АН СССР (1939). Основные труды по петрографии, минералогии, геохимии  и учению о полезных ископаемых.

*****
 
Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/16/1111


Рецензии