Легенда о Слепом Уильяме и Демоне Реки

- Однажды, - сказала Оливия Сандерс, - жил-был молодой человек по имени Уильям. Он был влюблён в прекрасную девушку, которую звали Аделия. Она была так хороша, что даже птицы не решались продолжать свои песни, когда она проходила по улице. Всё живое замирало, наслаждаясь и восхищаясь её красотой. Аделия была беззаботна, добра и весела, но не знала, как она выглядит, ибо ни разу в жизни не видела своего отражения в зеркале. Она была слепа.

Когда Аделии исполнилось шестнадцать, к её отцу, городскому священнику, стали наведываться молодые люди, просившие руки его дочери. Но священник думал не о счастье своей дочери, а о том, чтобы поудачнее выдать её замуж. Поэтому он раз за разом отвергал кандидатуры бедных горожан и ждал, когда к Аделии придёт посвататься богатый жених.

Уильям был сыном булочника, и, разумеется, у него не было ни единого шанса добиться руки Аделии. Каждый день они встречались на рынке, и Уильям давал ей целую корзину свежей выпечки, а деньги, которые она платила за продукты, незаметно возвращал в крошечный шёлковый мешочек-кошелёк, висевший на поясе её платья. Этот знак внимания был единственным, который он мог себе позволить. Он видел Аделию во сне, мечтал о ней наяву, и в конце концов решил, что его жизнь без неё не имеет смысла. В одну из холодных зимних ночей он пришёл к мостам на окраине города, которые сейчас называют Отдалёнными, и уже собрался с духом, положив руки на перила одного из них, как вдруг из воды показалась красивая женщина с тёмно-зелёными волосами и ярко-жёлтыми глазами. Демон Реки, поджидавший Уильяма со дня на день, долго размышлял о том, какой образ принять – и остановился на этом. Он видел прошлое и умел читать мысли, но решил начать разговор издалека.

- Что ты делаешь здесь в такой час, юноша? – спросил у Уильяма Демон Реки. – У тебя руки человека, который трудится от зари до зари, это значит, что ты должен рано вставать. Тебе осталось спать всего два-три часа!

- Я решил, что это будет мой последний день в этом мире, - ответил Уильям.

Демон Реки постарался придать своему лицу удивлённое выражение. В его, демонов, царстве не надо было утруждать себя, размышляя об эмоциях – все понимали друг друга без таких глупостей, но Демон знал, что люди эмоциональны, а поэтому лучше понимают сказанное, если подключаются мимика и жесты. Демон жил в глубине реки, но это не мешало ему наблюдать за прохожими. От них он научился изображать самые разные эмоции – от гнева до радости, от разочарования до ликования. Для того чтобы изобразить удивление, Демон широко раскрыл свои ярко-жёлтые глаза и даже взмахнул руками, расплескав холодную воду и распугав более мелких демонов, которых в такой час в реке было много.

- Как тебя зовут, юноша? – спросил Демон, и, услышав имя собеседника, продолжил: - Разве жизнь в этом мире не прекрасна, Уильям? Оглянись вокруг. Ты живёшь в таком замечательном городе. Каждый день ты видишь солнце, слышишь птиц и ешь вкусную еду. По ночам ты читаешь при свете свечи. Ты молод, красив и здоров, у тебя ничего не болит. Твои родители здоровы, у тебя есть друзья. Разве человеку нужно что-то ещё для полного счастья?

И Уильям рассказал про Аделию. Подумал Демон и сказал:

- К сожалению, не в моей власти сделать так, чтобы она полюбила тебя. Но я могу вернуть ей зрение, а она посмотрит на тебя и, может, ваши чувства будут взаимны.

- Это невозможно, - сказал Демону Уильям. – Она слепа от рождения, и самые опытные врачи сказали, что ей уже ничем не поможешь…

- Ничего не понимаю в медицине, - честно признался Демон (а честность для него была в высшей степени нехарактерна). – Но я могу тебе кое-что предложить. Давай заключим сделку. Ты отдашь Аделии свои глаза, но если окажется, что твои чувства не так сильны, как ты говоришь, то твои глаза будут моими. Даю тебе на размышление сутки. Приходи завтра в то же время. Я буду тут.

Весь день Уильям размышлял, какое же решение ему принять. Навсегда расстаться со зрением и получить любовь Аделии или же до конца своих дней мучить себя мыслями о своём несчастье? В конце концов, он решил, что отдаст Аделии свои глаза и в назначенный час пришёл к Отдалённым мостам. Демон Реки как раз заканчивал свой поздний ужин – мелкие демонята принесли ему свежую молодую утопленницу.

- Ты принял решение, Уильям? – спросил Демон Реки. – Ты помнишь о нашем условии?

- Как я могу перестать любить её? – удивился Уильям. – Мои чувства так сильны, я люблю её уже много лет, и ничто не в силах на них повлиять!

- Хорошо, - сказал Демон Реки, с наслаждением обсасывая последние косточки пальцев утопленницы и вытирая руки тиной. – Смотри, не оступись!

На следующее утро Уильям проснулся и не увидел ничего, кроме сплошной серой пелены перед глазами. А Аделия в то же самое время выбралась из своей постели, подошла к зеркалу и увидела своё отражение. Она ничуть не удивилась, так как верила в то, что когда-нибудь начнёт видеть – и вот этот миг настал. Несколько часов Аделия любовалась на себя в зеркало, не в силах оторваться от своего отражения – так прекрасна была девушка, которую она видела перед собой. Она разглядывала свою фигуру, своё лицо, свои румяные щёки и голубые глаза, гладила золотые волосы. Теперь она знала, как она красива, и решила, что сама будет распоряжаться своей судьбой. К ней приезжали самые богатые женихи, но она, несмотря на уговоры отца, отвечала им «нет» - а он не мог идти против воли единственной дочери, хотя в глубине души корил себя за свою бесхарактерность. Аделия стала замкнута и высокомерна, очень редко снисходила до общения с кем бы то ни было. Особенно – со слепым сыном булочника Уильямом, который каждый раз пытался заговорить с ней, когда она покупала у него свежий хлеб. А Уильям не прекращал любить её. Он был рад тому, что теперь Аделия видит окружающий мир, и был счастлив потому, что она счастлива. Аделия видела окружающий мир, но душа её становилась всё темнее и темнее, иссыхала, а любовь к другим людям сменялась любовью к себе. Каждый день Аделия подолгу разглядывала себя в зеркало дома, останавливалась на улице и смотрела в витрины, поворачиваясь то одним, то другом боком, во время прогулок у реки наклонялась к воде, пытаясь разглядеть в ней свой силуэт. Птицы уже не умолкали, когда Аделия шла по улице. Аделия стала другой Аделией, не той, которую знал Уильям. Но ему было всё равно. Он продолжал любить её, даже полюбил ещё сильнее.

И вот однажды, во время празднования Апрельской ночи, Уильям решился сказать Аделии о своих чувствах. Весёлая компания гуляла в районе Отдалённых мостов, которые считались самым нечистым местом во всём городе. Молодые люди смеялись и звали суккубов, а девушки дразнили Демона Реки и просили его выйти к ним. Они приманивали Демона красными цветами – разбрасывали их по берегу, потому что по преданию Демон Реки, увидев красные (напоминающие кровь) цветы, обязательно выберется для того, чтобы их собрать. Демона, конечно же, не интересовали цветы. Он сидел в своём логове глубоко под берегом и думал о том, что молодые люди и девушки пьяны, а это значит, что кто-то из них рано или поздно свалится в воду. И тут-то он своего не упустит.

Аделия пришла с компанией, но держалась подальше от шумного веселья. Она взошла на мост – тот самый, где Уильям беседовал с Демоном Реки, и решила погадать. Как говорили, в Апрельскую ночь человек может увидеть в зеркале свою душу. Нужно бросить в реку мешочек с рисом – если мешочек перевернётся, а рис в полёте высыплется в воду, это значит, что душа готова появиться в отражении. Если мешочек не перевернётся, значит, душа предпочитает скрываться от посторонних глаз. Бросила Аделия мешочек в реку, и рис высыпался в воду. Она взяла зеркало, которое принесла с собой, заглянула в него и отшатнулась: на неё смотрела иссохшая старуха с крючковатыми пальцами, длинными чёрными когтями и кровавыми впадинами вместо глаз.

- Это не моя душа! – вскричала Аделия и бросила зеркало на землю.

Душа поднялась из осколков, никем не замеченная, и принялась кружить над мостами, не понимая, куда ей деваться. Аделия закрыла лицо руками и заплакала. Тут-то к ней и подошёл Уильям. Она узнала сына булочника, но не обратила на него никакого внимания. А Уильям рассказывал ей обо всём – о том, как сильно он любит её, о том, как она прекрасна, о том, как он тосковал без неё все эти годы, желая, чтобы она сказала ему хотя бы слово. Но Аделия не слышала его. А тем временем её душа присела к Уильяму на плечо, невесомая и видимая только ему, так как он был слеп и не мог видеть глазами, но мог видеть сердцем.

- Когда-то я была молодой и прекрасной, - зашептала ему на ухо душа. – Я не видела этого мира, могла только чувствовать. Господь обделил меня зрением, но наградил чистотой помыслов и умением видеть то, чего не видят другие. Но потом мне даровали зрение, и я увидела, что тело моё красиво. Умеющие видеть люди видят только тело, а душу увидит не каждый. Я день ото дня старела и дряхлела, становилась всё уродливее, по мере того, как тело моё занимало всё более важное место в моей жизни. И я, не в силах вынести этого, вырвала свои глаза. Тело моё прекрасно, но я уродлива, и нет на свете человека, который полюбит меня, потому что меня не за что любить – я темна и пуста изнутри, и настанет тот день, когда Дьявол заберёт меня в Ад.

Посмотрел на душу Уильям и понял, что это совсем не та Аделия, которую он любил.

- Когда я мог видеть, я восхищался тобой, - сказал он. – Но для того, чтобы увидеть твою душу, я должен был ослепнуть. Теперь я понимаю, что любил не тебя, а то, что видел перед собой.

Выглянул Демон Реки из воды и рассмеялся.

- Я выполнил свою часть уговора, Уильям, - сказал он. – Теперь ты выполни свою! Отдай мне свои глаза.

Метнулась уродливая душа Аделии к прекрасному телу своей хозяйки, но опоздала. Уильям вырвал у девушки глаза, и в тот же миг она превратилась в такую же старуху, которая недавно сидела на его плече. Только не удержал Уильям глаза в руках – уронил их на доски моста, и, так как не мог видеть, опустился на колени для того, чтобы их найти. Демон Реки рассмеялся ещё громче прежнего.

- Я сделаю тебе подарок, Уильям, - сказал он. – Когда найдёшь глаза, сможешь вернуть их себе!

И с тех пор призрак слепого Уильяма в Апрельскую ночь возвращается к Отдалённым мостам для того, чтобы найти свои глаза. Но Демон Реки каждый раз играет с ним злую шутку – как только Уильям находит глаза, тот перемещает их в другое место. А вместе с Уильямом всегда приходит Аделия – старуха с длинными чёрными когтями и кровавыми впадинами вместо глаз. Она ощупывает своё лицо, царапает его, оставляя длинные кровоточащие порезы, и хочет посмотреть на себя в зеркало – снова увидеть голубые глаза, золотые волосы и румяные щёки. Она, как и Уильям, ищет глаза – не свои, но чужие, чтобы потом сделать их своими. И не повезёт одиноким прохожим, которые попадутся ей на пути.


Рецензии