Эготизм

Правило "женской просьбы в совете".

Когда женщина просит у вас совета, ей нужен не совет, а собеседник (П.С.Таранов,c.51).

Эта стратегия свойственна не только женщине и предполагает стремление к выработке одностороннего решения, максимально удовлетворяющего её или его интересы.

Внимание человека концентрируется на поиске собственных интересов.

Это похоже на эготизм.
Эготизм - самовлюбленность, преувеличенное мнение о себе [В.А.Жмуров,c.749].

Немов Р.С. в книге "Психологический словарь" пишет: "Эготизм - тенденция человека рассматривать и оценивать себя чрезмерно высоко, имея явно завышенное положительное представление о себе как о личности"[c.484].

Эготизм (от лат. ego -я и англ. egotism - эгоизм, самомнение) - самовлюбленность человека, преувеличенное мнение о себе, своих достоинствах и значении.

Эготизм ослабляет внимание человека к собеседнику, мешает общению, снижает его эффективность.

Высокий уровень эготизма свидетельствует об озабоченности человека своей персоной.

Существует точка зрения, что эготизм - это маска, которую надевает на себя человек, чтобы преувеличить свои способности, своё могущество.

При этом эготизм препятствует личностному росту и пониманию людей.

Эготисты перестают объективно оценивать себя, но критикуют других людей. Поэтому эготизм негативно оценивается с точки зрения этики и считается, что его следует преодолевать так как он ведет к нарциссизму, а так же способствует развитию автономии.

В определенной степени он является проявлением эгомании, то есть чрезмерной сфокусированности индивида на себе.

Эготизм связывают с потребностью личности в самопредъявлении и самоутверждении в процессе общения.

Показателем зготизма считается количество упоминаний человека о себе во время разговора с другими и высчитывается как результат деления количества предложений, содержащих упоминание о себе, на общее количество предложений, выделенных в речи человека.

Величина эготизма зависит от особенностей личности, её потребности в самопрезентации и самопредъявлении в том или ином виде общения (Т.И.Пашукова) [1., c. 146-147].
А.С.Пушкин замечательно описал Эготизм в своём произведении "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях":

"Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно:

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

"Свет мои, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?"

И ей зеркальце в ответ:

"Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее".

И царица хохотать,

И плечами пожимать.

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась.

Гордо в зеркальце глядясь.

И мы, в этой сказке, видим не только эготизм (разрушение личности)злой мачехи но и исход:

Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним,
Говоря: "Я ль-всех милее,
Всех румяней и белее?"
И услышала в ответ:
"Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна все ж милее,
Все румяней и белее".
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла".

А.С.Пушкин удивляет нас своей прозорливостью в знании психологии человека, в том числе и эготизма.
Литература:
1. Психология общения. Энциклопедический словарь. М., Когито-Центр, 2011.

Эготизм
материал http://www.psychologos.ru/articles/view/egotizm

Эготизм - понятие из арсенала гештальт-терапии.

Особая форма ретрофлексии проявляется в том, что субъект поддерживает слишком непроницаемую границу с окружающей средой. Эготизм проявляется через торможение, через удержание себя в момент, когда, чтобы достигнуть финального контакта, необходимо обратное. При эготизме невозможно достичь спонтанности, так как не может быть отброшен осмысленный, размеренный, "педантичный" характер работы по ориентации и манипуляции, который был типичен для предыдущих фаз.

Эготизм - термин, созданный Стендалем (и принятый современной философией) для обозначения анализа, который кто-либо производит над самим собой, «чтобы сделать свои чувства утонченными и получить от них больше наслаждения». В этом смысле эготизм имеет уже долгую традицию начиная с сократовского «Познай самого себя» и вплоть до «Опытов» Монтеня, если мы видим в нем то эстетическое удовольствие, которое окружает всякое психологическое самопознание. В сфере морали этот термин обозначает также поиск индивидуального самосовершенствования как главное правило поведения.

Кто такой Эготист и что такое Эготизм?
Автор статьи Елена Назаренко, источник © www.live-and-learn.ru

Начнём с того, что эгоТисту не надо ничего чужого. По словам Стендаля «он не проникает в чужие владения, но и за свой порог не пускает никого».

Всё чужое эготист выпалывает как сорняк - из своей жизни, из своего времени, из своего пространства, из своей головы, где обычно гнездятся чужие убеждения-вирусы.

Чего же хочет эготист?
«Создать в своей отдельно взятой душе совершенно изолированное помещение-теплицу, где беспрепятственно может распускаться редкий тропический цветок индивидуальности»

Поэтому ему совершенно безразлично и неважно, что ЗНАЧАТ ДЛЯ СОВРЕМЕННИКОВ та или иная книга, актриса, философ, отрезок истории...

Он не разделяет модных убеждений, не «сверяет с ними свои часы», не позволяет интеллектуальной (и прочей) моде влиять на себя.

Можно сказать и так, что эготист «высокомерно игнорирует современность».

(Совершенно гениально это состояние описал наш поэт Пастернак: «В кашне, ладонью заслонясь, сквозь фортку крикну детворе: «Какое милые у нас тысячелетье на дворе?»)

Вот, что пишет Стендаль: «Хорошим он называет только то, что ему нравится, правильным - то, что он в данный миг считает уместным, презренным - то, что он презирает, и его нисколько не беспокоит возможность остаться одному при своём мнении».

Согласитесь, что описанный портрет - очень неприятен. Плохо быть жлобом, но эготисты раздражают куда пуще... Вы согласны? ... Ан нет! Это ещё не «развенчание эготизма» - не дождётесь! Идём дальше.

Дело в том, что, для того, чтобы не быть разорванным и высмеянным толпой, эготист не должен совершить нескольких роковых глупостей.

Если вы решили стать эготистом, убедитесь, что вам:

Действительно НИ ОТ КОГО НИЧЕГО НЕ НУЖНО, ни от кого ничего не хочется.

Убедитесь, нет ли у вас желания сбиться в группу или группочку и из неё пытаться «управлять миром».
Убедитесь, что у вас нет желания отнять деньги, власть, карьеру и славу у тех, кто идёт с вами ноздря в ноздрю или обгоняет на один круг.
Убедились? Ничего этого нет? Вы не вступаете в дискуссии в поле комментариев в интернете? (Вы не доказываете никому, что он: ..., ..., .., жалкий неудачник, .., ..., ?)
Тогда, возможно, вы будущий эготист. Вам действительно ничего ни от кого не нужно.

Очень важное отступление
И ещё одно условие... Видите ли, Стендаль не пишет об этом (для него это - сам собою разумеющийся факт), но все эти разговоры об эготизме адресованы людям... грамотным, то есть членам привилегированного клуба знающих о том, что Лондон - это столица Великобритании, а для того, чтобы «найти Икс» нужно решить уравнение, а не указать ручкой на буковку «х».

В интернете очень распространена такая фраза «Мне пох на ваше мнение».

Её можно безрассудно спутать с «живым проявлением эготизма». Однако, не станем делать этого. Для того, чтобы отличить настоящего эготиста от его сумасшедшего собрата с одной извилиной в голове (любителя фразы «Мне пох на ваше мнение»), достаточно устроить небольшой экзамен.

Допустим, что мне (как предполагаемому эготисту) переводы Пастернака кажутся пресными и плохими. Я предпочитаю читать Шекспира в чьём угодно переводе, только не в пастернаковском.

А теперь я перечислю степени необходимой компетентности для того, чтобы я могла говорить об этом вслух.

Для того, чтобы говорить об этом в кругу друзей, мне достаточно выучить наизусть несколько наиболее характерных «неудачных» строчек из Пастернака и параллельно выучить наизусть примеры удачных переводов этих же строк у других переводчиков. Затем выучить эти же строки в подлиннике у Шекспира, точно перевести их и объяснить друзьям, как у Пастернака теряется смысл и красота.

Для того, чтобы говорить о своей нелюбви к переводам Пастернака в кругу студентов, я должна увеличить количество таких цитируемых фрагментов, плюс долго говорить о теории перевода.

Для того, чтобы говорить об этом с переводчиками, я должна плюс ко всему очень хорошо владеть английским языком, а точнее, языком Шекспира.

Для того, чтобы говорить об этом с переводчиками Шекспира, я должна знать историю всех значимых переводов Шекспира на основные европейские языки.

Для того, чтоб говорить об этом с пастернаковедами, я должна иметь это всё перечисленное плюс... иметь любовь и глубокое уважение к личности Пастернака...

(Поэтому к пастернаковедам можно и лучше - не ходить).

Да-да, не смейтесь, этого требует неписаная этика - уважения к личности критикуемого Титана, сочувствия к нему, симпатии. А не уважаешь? Не любишь? Не хочешь тратить время на понимание? Так займи свои мысли кем-нибудь другим, чего ты зря себе нервы портишь!

Люди же, которые любят фразу «мне пох на ваше мнение» вряд ли получат право даже самой низшей категории - право говорить об этом вслух с друзьями, в абсолютно неформальной обстановке...

Эти люди, чаще всего руководствуются другим печально известным у нас в стране девизом: «Я Пастернака не читал, но осуждаю»...

Переживая эпохальные мятежные исторические события, Гёте находит нужным заносить в свой личный дневник заметки о читаемых им ... китайских писателях.

Стендаль - в часы исторических потрясений также заносит в свой дневник - важные лишь для него самого частности своей личной жизни.

Он говорит об этом:

«Участвуйте ВНЕШНЕ в событиях, не затрагивающих вашу душу. Никто не может обязать вас к душевному участию в них».

И ещё: «История моего времени и моя собственная история пользуются как бы разным словарём и даже разным алфавитом».

В чём же высший смысл эготизма?
Многие мудрые и несуетливые люди давно заметили, что ВЛИЯНИЕ ЭПОХИ действует на человека - разрушительно, обезличивающе.

Это хорошо понятно взгляду, брошенному со стороны, лет эдак «через ...дцать»...

Мы смотрим на старые фотографии и видим клоунские причёски и одежды «этих противных семидесятых», «этих противных восьмидесятых», «этих кошмарных девяностых»...

Модные и уверенные в своей неотразимости люди, смотрящие на нас с этих фотографий (ужас - если это мы же сами) вовсе не думали о том, что кто-то когда-то сочтёт их комичными и жалкими в своих потугах на красоту.

Отвлечёмся от одежды и причёски. Самое печальное, это когда эпоха накладывает отпечаток на мышление и вкус.

Вот поэтому, «только в человеке, не окрашенном в модные цвета его времени, мы можем наблюдать человека какой он есть».

А для этого индивидуум должен быть психологически обособлен от окружающей его среды.

Эготизм и историческое бессмертие или «Кто более матери-истории ценен?»
Изоляция сохраняет эготиста, как насекомого в янтаре, как отпечаток доисторического папоротника в каменном угле...

Возникает парадоксальная развязка...

Человек, который отверг время, бывает обласкан этим же временем через много лет. Потому что, оказывается, его мысли и творения, создавались «вне времени», а значит, «классика», а значит, «нетленка», а значит, никакого постороннего привкуса...

Человек, который отверг тусовки в навязчивом обществе окружающих его людей, затем оказывает самое сильное воздействие на этих же людей, бывает очень интересен им...

Вот, что пишет об этом Стендаль: «Человек, который жил лишь своей внутренней жизнью, который сохранил себя до конца, сослужил человечеству такую же службу, как и тот, кто до конца себя роздал».

«Оберегая своё «Я», мы оберегаем неповторимый отрезок земной правды»

А «Чем больше человек живёт - современностью, тем больше он умирает вместе с ней».

В заключение хочется сказать, что такие мысли посещали не только Стендаля.

Рассуждая о личности Лосева, наш великий современник, философ Сергей Аверинцев сказал фразу, которой я хочу подытожить свои рассуждения об эготизме:

«В конце-концов выяснилось, что Времени нужны не те, кто ему поддакивает, а совсем иные собеседники»...

Исследование эготизма
Материал
Цель исследования: определить величину и уровень эготизма диалогической речи.
Материал и оборудование: семантическое содержание речи испытуемого, бумага и ручка для записи, магнитофон.
Процедура исследования
В исследовании участвуют по крайней мере три человека: испытуемый, его партнер и экспериментатор-наблюдатель. Испытуемого просят поговорить с партнером на любую свободную тему. При согласии испытуемых разговор можно записать на магнитофон. В противном случае экспериментатор пользуется открытым невключенным наблюдением. Слушая разговор, он должен фиксировать на одной стороне листа бумаги все количество предложении, сказанных испытуемым, а на другой стороне листа – количество предложений, в которых испытуемый высказывал о себе или своих близких, а также животных или предметах, подчеркивая их принадлежность собственной персоне. Стремление человека говорить о себе называется эготизмом. Примерами предложений, отражающих эготизм, могут быть такие: "Я – человек волевой", "Мне не нравятся фильмы с сюжетами насилия", "Моя мама меня об этом предупреждала", "Мой кот поймал вчера воробья", "У меня в комнате всегда порядок" и т.п.
Процедуру исследования можно окончить, когда общее количество предложений будет не менее сотни.
Обработка результатов
Цель обработки результатов – получение коэффициента эготизма. Коэффициент обозначается "Кэ". Показателем эготизма являются предложения, в которых выражено стремление испытуемого говорить о себе. Коэффициент эготизма подсчитывается по формуле:
Сэ
-------------- , где
Со
Со – общее количество предложений, сказанных испытуемым во время беседы с партнером;
Сэ – количество предложений эготического характера.
Анализ результатов
Полученный коэффициент эготизма интерпретируют с помощью следующих ориентировочных шкал, определяя его уровень
0,41 Кэ 1 – высокий уровень эготизма;
0,11 Кэ 0,40 – средний уровень эготизма;
Кэ 0,10 – низкий уровень эготизма.
Эготизм является речевым проявлением эгоцентризма личности. Высокий уровень эготизма свидетельствует об озабоченности человека своей персоной, о рефлексивности своих свойств и обращенности внимания на свое Эго. Поскольку эготизм ослабляет внимание человека к собеседнику, то он мешает общению, делая его неэффективным. Однако низкий уровень эготизма также не всегда указывает на интерес к собеседнику, он может совпадать со слабой заинтересованностью содержанием беседы.
Во время анализа результатов желательно сопоставить их с темой, выбранной для беседы, и с отношением собеседников друг к другу. Немаловажно определить, является ли эготизм феноменом, спровоцированным конкретной ситуацией исследования, или же он проявляет эгоцентрической направленности личности.


Рецензии
ДА..БЫВАЕТ ЖЕ ТАКОЕ..
ЭГОТИЗМ ПОБЫЛ У НАС ..http://www.stihi.ru/2012/01/19/8837
В СКАЗКЕ ПУШКИНА..
ЦАРЕВНА ..ТАК ЛЮБИЛА..
НО.. НЕ ВАС..
НИ МЕНЯ И НИ ДРУГОГО..
А ЕДИНСТВЕННО СЕБЯ..
И ВСЁ ЗЕРКАЛО ТЕРЗАЛА..
ЧТОБЫ ОТВЕЧАЛО ..НА..
НА ВОПРОС..КТО ВСЕХ МИЛЕЕ..
И РУМЯННЕЙ..И БЕЛЕЕ..
ДА И ДОЛЖЕН БЫТЬ ОТВЕТ..
ВЫ ЦАРЕВНА..СПОРУ НЕТ..

© Copyright: Таисия Олеговна Кучина, 2012
Свидетельство о публикации №11201198837
С УЛЫБКОЙ И НЕЖНОСТЬЮ АВТОР ТАИСИЯ ОЛЕГОВНА КУЧИНА

ВЫСШИЙ РАЗРЯД ЭГОТИЗМА..И КАК ТОЧНО ОБРАЗНО ЕГО ПРЕДСТАВИЛ А С ПУШКИН..И НАПОЛНИЛ ТАКИМ ГЛУБОКИМ СМЫСЛОМ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.. ЧТО ВИДИТСЯ СКАЗКА В ДРУГОМ СВЕТЕ И У ЦАРЕВНЫ ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ЭГОТИЗМА..КОТОРАЯ БЫВАЕТ..К СЧАСТЬЮ ТОЛЬКО У НЕКОТОРЫХ..
ЭГОТИЗМ, -а; м. [англ. egotism от лат. ego - я] Книжн.
Преувеличенное мнение о своей личности, о своих достоинствах и значении; самовлюблённость.

Таисия Кучина   19.01.2012 21:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.