О Христовой заповеди непротивления злу

«Слышасте, яко речено бысть: око за око, и зубъ за зубъ. Азъ же глаголю вамъ, не противитися злу: но аще тя кто ударитъ въ десную твою ланиту, обрати ему и другую» (Мф.5;38-39)


                Ни одна, наверное, заповедь Христова не вызывает столько преткновения и непонимания, как заповедь о непротивлении злу. Как можно не противиться злу, если оно всегда и везде покушается на нашу жизнь, безопасность, благосостояние и общественное спокойствие? При первом, поверхностном взгляде на заповедь о непротивлении злу, напрашивается вывод об абсурдности, невозможности претворения в жизнь этой нравственной нормы, предписанной нам Спасителем. Откуда происходит  непонимание этой заповеди, и что нам в ней, собственно, непонятно? Почему нам кажется, что заповедь «не противься злу» противоречит нашему жизненному опыту и здравому смыслу? Вот как трактует данную заповедь применительно к социальному контексту святитель Филарет, Митрополит Московский: «При разсмотрении сего вопроса прежде всего надобно иметь въ виду, что Христосъ Спаситель созидалъ Церковь, а не государство. Силою внутренняго благодатнаго закона Онъ благоустрояетъ внутреннюю и внешнюю жизнь человековъ. Государство старается силою внешняго закона поставить в порядокъ и охранить частную жизнь человека и общественную жизнь государства. И посему государство не всегда можетъ следовать высокимъ правиламъ христианства, а имеетъ свои правила, не становясь чрезъ то недостойнымъ христианства. Напримеръ, христианство говоритъ: хотящему судитися съ тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу. Но государство не можетъ сказать ограбленному: отдай грабителю и то, что ещё не отнято у тебя. Съ такимъ правиломъ не могло бы устоять государство, въ которомъ есть и добрые, и злые. Оно по необходимости говоритъ ограбленному: иди в судъ; по суду грабитель (хитрый и наглый) долженъ возвратить отнятое, и быть обличенъ и наказанъ…
                Христосъ Говоритъ: не противоборствйте делающему вамъ зло, не воздавайте обидою за обиду, терпите великодушно, предоставляйте Богу отмщение. И вотъ опять правило, которому не можетъ следовать законодательство государственное. Спаситель не кодексъ уголовный исправляетъ, не о томъ говоритъ, чтобы изменить родъ и степень наказания, Онъ преподаетъ духовный законъ – терпеть и не домогаться наказания за обиду. Итакъ, вопросъ объ употреблении или неупотреблении… наказания въ государстве стоитъ въ стороне от христианства».

                Теперь, кажется, всё встает на свои места: Христова заповедь распространяется отнюдь не на все без исключения сферы человеческих отношений в обществе, а лишь на межличностные, да и то надо иметь в виду, что заповедь призвана к тому, чтобы мы с её помощью всемерно стремились к искоренению в себе чувства злобы и мстительности, этих двух чудовищ, способных сожрать нас с потрохами, исковеркать и убить нашу душу, погубить в нас образ Божий. Но социальное устроение общества и государства диктует другие правила и другую мораль (и если святые отцы заповедали прощать врагов своих, то врагов отечества, т.е. государства, они призывали сокрушать). Сегодня в России сложилась безпрецедентная ситуация, которую и в страшном сне не могли предвидеть ни св.Филарет, ни другие отцы Церкви, а именно, государство стало на сторону и на защиту преступника и преступности в России, поощряя любого рода беззаконие, направленное, в первую очередь, против русского народа. При этом совершенно очевидно, что введение сегодняшними властями моратория на смертную казнь есть не что иное, как преступление власть предержащих против собственного народа, ибо отмена наказания, безнаказанность преступления лишь поощряет преступность и культивирует её, и лишена вообще какого бы то ни было оправдания. «Хорошо миловать виновныхъ, - говоритъ святитель Филарет, - но ещё нужнее не отягащать невинныхъ… Защищать личность существа, созданного по образу Божию, не значитъ защищать личность преступника».  А что если и государство, и закон защищают преступника? Что тогда? Какие меры законности применимы к государственному аппарату, если поощряемая им преступность в обществе превзошла все мыслимые и немыслимые представления и буквально вопиет к Небу об отмщении? По словам св.Филарета, «есть мысли, блещущия нравственною красотою, такъ что в нихъ, какъ въ солнце, не вдругъ можно усмотреть темное пятно, хотя оно и есть. Таково следующее изречение: законъ милосердия и кротости безусловно осуждаетъ всякия насильства и истязания. Прекрасно. Однако если разсмотреть внимательно, то въ семъ блиcтательномъ изреченiи найдется некоторое пятно, то есть нечто не истинное. Нельзя осудить всякое насильство безусловно. Если кто буйствуетъ неукротимо, то необходимо насильство, чтобы связать его. Если надобно поймать и задержать преступника, вора, разбойника, - онъ, конечно, не допуститъ сего добровольно, - надобно употребить насильство, чтобы его схватить и сковать».  Неясно только, кто и как свяжет сегодняшнюю преступную и безчинствующую государственную власть в России?


Рецензии
Если не зацикливаться на мордобое,то хорошая иллюстрация этой заповеди у Гюго в *ОТВЕРЖЕННЫЕ*, история с подсвечниками,которые добавил епископ к украденным ложкам.Капустин.

Яков Капустин   15.02.2012 19:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.