Астра

Мы все когда-то чему-то и у кого-то учимся. Учимся любить, страдать, верить и понимать. Учимся быть преданными, не предаными кем-то, а предаННыми кому-то. Какие похожие слова и какие разные значения. В одном случае нас оставляют, а в другом – мы оставляем себя во имя кого-то или чего-то. Я училась преданности у собаки.

Как-то в начале лета, когда зной еще не иссушил густую и сочную зелень, пчёлы весело жужжали над цветами шиповника, и поспели первые ягоды клубники и черешни, мой дядя привёз в дом своей матери большую чёрную собаку. Каждое лето я проводила в деревне, где жила моя бабушка. Вот и в этот раз я гостила у неё, когда к старому деревянному забору подкатил жигулёнок. Дверь распахнулась, из-за нее показалась знакомая фигура моего весёлого, остроносого дяди Саши. Едва он успел выйти из машины, как за ним нетерпеливо выпрыгнул совершенно чёрный шотландский сеттер. Я всегда любила собак, и они все казались мне по-своему красивыми. Но увидев это стройное четвероногое создание с атласом переливающейся на солнце шерстью, мне показалось, что ничего прекрасней в животном мире нет.
- Астра, ко мне! – позвал дядя Саша.
Собака послушно подскочила к нему, весело размахивая волнистым хвостом и улыбаясь во всю свою псиную пасть.
- А это ещё кто такой? – удивленно спросила бабушка.
- Да вот на улице беспризорная бегала, ну я её и подобрал. Перепробовал разные имена, она откликнулась на Астру, - объяснил дядя.
Я смотрела на собаку с восторгом и думала, «Ну конечно АСТРА. Какое же еще может быть имя у этой красавицы?! Она определённо не похожа на цветок с одноименным названием. Но такое созвучие! Только с буквы А может начинаться её имя. Потом СТ. Они не звонкие, но весьма звучные как «струна», «сталь», «стержень», «стойкость». И наконец РА как раскаты грома, «радуга» и «Разум». Именно разум необыкновенно ясно излучался из искрящихся глаз этой собаки. 

Дядя погостил у своей матери несколько дней, а потом сказал, что ему пора на работу и засобирался домой в город. Он попросил оставить Астру в деревне, так как у него не было достаточно места для такой крупной живности. Моя бабушка была женщина мягкосердечная, да и охранник ей был нужен. Вот и согласилась, недолго раздумывая. Пока дядя Саша был с нами, я заметила, что между ним и Астрой установилась особенная связь. Астра приняла дядю за своего основного хозяина и лучшего друга. Слушалась его бесприкословно и повсюду следовала неотступно по его пятам. Когда дядя уехал, Астра перестала есть и всё время лежала в своей будке. Несколько дней мы практически не замечали присутствия собаки в доме. Но прошло время, и мы постепенно начали с ней сближаться. Она стала моим незаменимым товарищем. Вместе мы бегали рвать яблоки в заброшенный колхозный сад. Вместе ныряли в прохладную, поросшую тиной воду деревенского пруда. Вместе потешались над отставшими от стада коровами, возвращающимися вечером с пастбища, припугивая их и поддавая им ходу.

Быстро пролетело лето. Закончились мои каникулы, и настало время возвращаться в город. Моё сердце разрывалась на кусочки, разум не находил подходящих слов, чтобы сказать «до свидания» верному другу. Астра заметила перемену моего настроения, и настороженно следовала за мной как приклеенный хвост. Она уже знала, что такое разлука, и предчувствовала её неминуемость. Мне было больно, но я-то понимала, что вернусь опять. А для неё «разлука» значило навсегда. Бархатно тёплым и уже по-осеннему тихим воскресным днём автобус увозил меня за километры от беззаботных летних дней к городской суете нового учебного года. Я заняла место у заднего окна, зная что этим продлю моё прощание с дорогим другом. Астра бежала за автобусом несколько километров. Её длинные уши развивались на ветру словно крылья и казалось несли её в воздухе. Но потом её мышцы стали сдавать. Медленно увеличивалось расстояние между нами, пока вдали не осталась одна чёрная точка, а затем исчезла и она. Долго стоял ком в моём горле и две солёных струи бежали по щекам.

Начались трудовые будни, полные школьных и спортивных событий. Скучать было некогда, но я всё время вспоминала Астру. Почти каждые выходные мы с родителями ездили навещать бабушку. И каждый раз это были незаменимые дни, проведённые с моим другом. Астра привыкла к нашему периодическому появлению и неизменно следующему исчезновению. Теперь она понимала, что это не навсегда, и что снова и снова будут встречи. Проводы нашего автобуса в многокилометровой гонке стали своеобразной традицией. И хотя уже не было так больно, как в тот августовский день, ком всё же подкатывал к горлу каждый раз, когда я наблюдала за удаляющейся собачьей фигурой из заднемго забрызганного грязью окна.

С наступлением зимы у бабушки появились квартиранты. Она сдала небольшую пристройку к дому двум молодым студентам. Ребята были дружелюбные и весёлые. Один из них удивительно походил на дядю Сашу. Не знаю, понимала ли Астра, что это был не он, но она вела себя с парнишкой точно также, как с дядей. Следовала за ним абсолютно везде и слушалась его бесприкословно. Возможно, его добрый характер и знакомые черты лица, вызвали из глубин души приглушённую любовь, которую Астре просто необходимо было кому-то отдавать снова и снова. Февраль того года выдался особенно суровым и снегообильным. Под утро дорожки заваливало так, что их необходимо было расчищать лопатой, чтобы можно было выйти из дома. Бабушка посыпала крыльца солью каждый день, а то недолго было расшибиться о заледенелые в камень ступеньки. Студенты вставали рано, еще до петухов, когда на улице была кромешная темнота, и мороз поцарапывал нос и щёки, и шли на занятия в техникум. Ни одна собака не рисковала в такой час высунуть носа из будки. Но не Астра. Она преданно и неизменно бежала трусцой за двойником дяди Саши. Найдя окна аудитории, где занималась его группа, садилась под ними и ждала. Часами сидела, не двинувшись с места, снегопад ли, изморось, и выжидала окончания учебного дня, чтобы вернуться со своим любимцем домой. Даже все преподаватели знали Астру. Жалели её, глядя на её обледенелую в сосульки шерсть, и отпускали парнишку-студента пораньше домой. Так прошла зима, подошла к концу весна. Завершился еще один учебный год. Студенты, сдав свою комнату, разъехались по домам. В очередной раз Астре довелось испытать горькую неотвратимость разлуки.

Мы продолжали оставаться закадычными друзьями. Астра неизменно провожала наш автобус, когда мы уезжали домой. Однажды, наблюдая как обычно за ней из заднего окна, я увидела как к ней бегущей подъехала машина, и мужчина, сидящий там, стал зазывать Астру, приманивая её чем-то в руках. Моё сердце неровно забилось, хотелось крикнуть: «Беги, Астра, беги!» Но она подошла к мужчине и стала нюхать предлагаемую приманку. Я готова была на ходу выпрыгнуть из автобуса, но всё было закрыто, и колёса катились на полном ходу. Единственное что я могла делать, это наблюдать. Астра понюхала руку незнакомца, и повернула в направлении деревни. Всю неделю я не находила места в нетерпении узнать, добралась ли наша собака благополучно до дома. К счастью, в следующую субботу, когда я снова приехала к бабушке, там меня ждала весёлая, как ни в чём не бывало Астра.

Недолго ещё прожила у бабушки эта исключительная собака. В какой-то день она просто не вернулась. Её исчезновение было таким же загадочным как и появление в нашей семье. Что с ней сталось, не знает никто. Или всё же удалось кому-то заманить и украсть её, или попала под машину в своей неистовой погоне за теми, кого полюбила. А может быть, она просто выполнила свою миссию и пошла дальше учить других любви и преданности. Несколько раз в жизни с той поры мне пришлось испытать вкус предательства и измены. Но всегда в самые сумрачные часы, когда порой даже не хотелось жить, я вспоминала Астру. Она научила меня, как, несмотря на повторяющийся опыт разлук, уход тех, кому отдавала себя всецело, оставаться быть верной себе, находить силы снова любить и снова отдвать всю себя другим. А это значит, будучи преданной, не предавать себя.    


Рецензии