Первые пружинные часы

Ко второй половине 15 века относятся самые первые упоминания  об изготовлении часов с пружинным двигателем, который открыл путь к созданию миниатюрных часов. Источником движущей энергии в пружинных часах служила заведенная и стремящаяся развернуться пружина, которая представляла собой эластичную, тщательным образом закаленную стальную ленту, свернутую вокруг вала внутри барабана. Внешний конец пружины закреплялся за крючок в стенке барабана, внутренний – соединялся с валом барабана. Стремясь развернуться, пружина приводила во вращение барабан и связанное с ним зубчатое колесо, которое в свою очередь передавало это движение системе зубчатых колес до регулятора включительно. Конструируя такие часы, мастера должны были разрешить несколько сложных технических задач. Главная из них касалась работы самого двигателя. Ведь для правильного хода часов пружина должна на протяжении длительного времени воздействовать на колесный механизм с одной и той же силой. Для этого необходимо заставить ее разворачиваться медленно и равномерно. Толчком к созданию пружинных часов послужило  изобретение запора, не позволявшего пружине распрямляться сразу. Он представлял собой маленькую щеколду, помещавшуюся в зубья колес и позволявшую пружине раскручиваться только так, что одновременно поворачивался весь ее корпус, а вместе с ним – колеса часового механизма. Так как пружина имеет неодинаковую силу  упругости на разных стадиях своего разворачивания, первым часовщикам приходилась прибегать к различным хитроумным ухищрениям, чтобы сделать ее ход более равномерным. Позже, когда научились изготовлять высококачественную сталь для часовых пружин, в них отпала необходимость. (Сейчас в недорогих часах пружину просто делают достаточно длинной, рассчитанной примерно на 30-36 часов работы, но при этом рекомендуют заводить часы раз в сутки в одно и тоже время. Специальное приспособление мешает пружине при заводе свернуться до конца. В результате ход пружины используется только в средней части, когда сила ее упругости более равномерна).

Великие изобретения  http://proza.ru/2011/03/26/354 


Рецензии
Ваши исследования, Константин, интересны и полезны! Не задумывались, почему не занимались этим славяне?

Виктор Ахинько   17.08.2015 12:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор. Думаю, не до того было русским во времена Василия Темного. Да и некому было заниматься. Другими проблемами были озабочены.

Константин Рыжов   17.08.2015 20:09   Заявить о нарушении
Не просто так я спросил. Мы до сих пор технически и технологически зависим от Запада. С этой точки зрения война, затеянная Кремлём в Донбассе, глупая и преступная: отсталость наша растёт! А причины неизобретательности нашей я вижу в том, что мы не рассудочны и неусидчивы веками. Зеркало, часы, станки, плуги и многое другое не могли сделать. Наука прикладная у нас проснулась лишь в 18 веке. Тут вина и православия, которое считало такие занятия недостойными, суетными. Да и самодержавие до19 века было слепо к технике, как и современная власть.

Виктор Ахинько   25.08.2015 12:43   Заявить о нарушении
В общем и целом я с вами согласен. Хотя, насчет самодержавия вы, возможно, погорячились. Как-никак Нартов был механиком Петра I.

Константин Рыжов   25.08.2015 20:14   Заявить о нарушении
Не без того, Константин. Я имел в виду тенденции власти. А энтузиастов всегда хватало!

Виктор Ахинько   28.08.2015 19:21   Заявить о нарушении
Насчёт православия не согласен. Католическая церковь тоже не считала науку достойным занятием. Вспомните Коперника, Галилея, Джордано Бруно. Да и Леонардо сбежал во Францию не от собственного каприза.

Насчёт власти тоже не вытанцовывается. Были цари которые любили науку Алексей , Пётр первый, Екатерина вторая, Александр третий. А были такие которым фиолетово.

Насчёт вековой отсталости так же не соглашусь. В космос то мы первые полетели. Взрывчатку Ледина америкосы не смогли повторить, пока её секрет не продали в перестройку. Радио, периодическая таблица, экраноплан, подводные крылья. Вертолёт и катер на воздушной подушке были созданы у нас ещё до войны, но не запатентованы из-за секретности. Ракетные двигатели на сегодняшний день у нас лучшие. Что будет завтра - не знаю. Кое в чём мы первые. Кое в чём мы не первые. Но было бы странным, если бы мы были первыми во всём. Кто мы такие, чтобы претендовать на мировое первенство? Мы же не арийцы и не богоизбранный народ. Мы обычные люди.

Михаил Сидорович   04.12.2015 17:52   Заявить о нарушении