Учитель - высокое звание

Елена стояла посреди своей комнаты.
     «Я дома… Как хорошо дома..» - думала она.
     Ее смущали только высокие потолки, просто она от них отвыкла.
     Сегодня в городе намечался «Праздник Дажынкi» - должны были съехаться гости со всей области. Елена и Марина собирались на праздник. Город было просто не узнать! Все было так красиво.
     Им нравилось толкаться среди людей.

     На следующий день они всей семьей поехали на дачу. Лена любила копаться в земле, ей нравилось ощущать окружающий мир каждой клеточкой тела. Она накапливала энергию природы в себе.
     День пролетел незаметно. Было начало сентября, и в воздухе еще чувствовалось лето, а лета в этом году Лена не видела.
     В понедельник она собиралась на новую работу – в институт.
     Начинался новый учебный год, и Елена должна была начать работу в новом для себя качестве – преподавателя. Всё было в новинку: и новый коллектив сотрудников, и обращение к ней по имени-отчеству – Елена Владимировна, - и учеба в столичном вузе. Лена в прошлом году поступила в аспирантуру на кафедру маркетинга и очень радовалась этому.
     Итак, Лена составила список литературы и выглянула в окно. Взору открывалась улица и широкие пни вдоль дороги.
     - Когда-то солнца не было видно за деревьями, - сказала библиотекарь Лене, - а теперь всё вырубили!
     Лена вздохнула. Она не любила, когда человек вторгался в природу таким грубым образом.
     Взяв расписание занятий на неделю, Лена поспешила домой. Завтра у нее была намечена первая лекция по «Ценообразованию». Лена любила этот предмет, он казался ей очень важным.
     Она составила две схемы к лекции, подготовила материал. Это было легко, так как это было темой ее диссертации и складывалось в первую главу.
     Вечером следующего дня состоялась первая лекция. Студентов было мало, но они слушали внимательно. Лена волновалась, но всё прошло хорошо.
     Дома за чашкой чая она делилась впечатлениями. Новоиспеченному преподавателю нравилась новая работа. Елена Владимировна с нетерпением ждала следующего занятия.


*   *   *

     Нужно было готовиться к лекции.
     Работа увлекала Елену, только студенты огорчали ее. Второй курс был очень шумный: как только Елена Владимировна переходила к объяснениям, ее никто не слушал, каждый начинал заниматься своими делами или болтать с соседом.
     Елена стала советоваться по этому поводу с коллегами.
     - Скажите им, что на семинаре дадите каждому возможность высказаться. Держите их в узде, – советовала ей Валентина Ивановна.
     - Лекция – это рассказ. Готовиться нужно как следует, чтобы было много материала. – подсказывала Наталья Михайловна, заместитель директора института.
     Елена прилежно готовилась к каждой лекции, сидела в библиотеке над книгами, искала новую информацию…
     Елена начала вести дневник. В нем она записывала понравившиеся рецепты, интересные высказывания.
     Ее поразил Фихте: «.. бесчисленные человеческие поколения работали до него, и он может продолжать оттуда, где они должны были остановиться; то, что называется смертью, не должно прервать его дело, ибо оно должно быть завершено в определенное время, тем самым человеческое бытие не определено во времени, а человек вечен». Фихте понял свое призвание, оно вечно, и он также вечен.
     Лена любила собирать цитаты великих людей и считала это полезным занятием.


*   *   *

     Сегодня выходной, и Лена решила заняться подготовкой к лекции. Она искала эпиграф к новой теме, которую нужно завтра объяснять студентам.
     «Ты знаешь, сколько стоит время? Тысячу фунтов – одна минута!.. Знаешь, сколько стоит там земля? Тысячу фунтов – один дюйм!.. Знаешь, сколько стоит дым от паровоза? Тысячу фунтов – одно колечко!.. Знаешь, сколько стоит разговор? Тысячу фунтов – одно слово!.. Сегодня мне всю ночь будет сниться тысяча фунтов! – подумала Алиса».
Это была одна из любимых сказок Лены в детстве – «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла.
     Лена старалась вникнуть в самую суть вещей, чтобы понять их смысл.
     «Цена по определению является таким параметром, от которого зависит благополучие фирмы, размеры ее доходов и расходов. Этот параметр задается в основном рыночной ситуацией» - записала Лена в свою тетрадь для лекций.
     Все это было знакомо ей не понаслышке: когда-то она работала в крупном магазине экономистом по ценам – устанавливала цены на товары. Сейчас практический опыт работы очень помогал Лене в педагогической деятельности. Работая в магазине, Лена проводила лекции для продавцов. Она хорошо помнила, как внимательно слушали ее люди, умудренные опытом. Поэтому она и решила стать преподавателем.
     Лекция прошла успешно.

     У Елены Владимировны добавился новый предмет – «Маркетинг». Ей он нравился еще больше, чем «Ценообразование».
     На семинаре Елена Владимировна объясняла студентам:
     - Представьте, что телефонный аппарат – это предприятие. Сам аппарат выполняет роль отдела маркетинга, в трубке слуховая мембрана представляет собой бухгалтерию, а микрофон – отдел менеджмента. Директор находится в стороне. Он снимает трубку и отдает менеджерам указание рассчитать прогноз сбыта продукции на следующий год. Менеджер по «трубке» идет в бухгалтерию и берет данные за прошлый период. Связь между отделами менеджмента и маркетинга осуществляется посредством шнура, а розетка выполняет функцию связи предприятия с внешним миром. Если какая-нибудь деталь будет функционировать со сбоем, телефон будет неисправен, то есть наше предприятие не будет работать. Главную роль на предприятии играет отдел маркетинга (аппарат в нашей схеме). Именно в нем зарождаются новые идеи. Маркетинг как наука динамично развивается, открывая новые горизонты…
     Студенты слушали, затаив дыхание. Особенно это заинтересовало заочников. Они зарисовали схему и попросили Елену Владимировну повторить интересующие их моменты.

     Елена хотела придумать интересную форму проведения практических занятий – в виде игры. Однако ничего не приходило на ум – просто не хватало опыта.


*   *   *

     В конце месяца Елена собиралась в столицу к своему научному руководителю Тамаре Леонидовне. Нужно было составить план диссертации, зайти на кафедру философии и кафедру информационных технологий.
     Елена любила поездки. Ей нравилось просто ехать в поезде или автобусе и следить за меняющимся как в калейдоскопе пейзажем.
     Она сидела в гостиной у Тамары Леонидовны. Они обсуждали план диссертации, тему уже определили: «Развитие стратегий рыночного ценообразования и их роль в системе маркетинга».

     Елена Владимировна впервые принимала экзамен сама. Это были совершенно новые для нее ощущения. Экзамен сдавали заочники, их было всего пять человек.


     Следующий курс заочников сдавал свои экзамены. Они преподнесли преподавателю желтые розы.
     - Жёлтый цвет – цвет разлуки? – улыбнулась Елена Владимировна.
     - Нет, что вы! Это цвет богатства, - ответил староста группы.
     - Тогда начнём экзамен. Закройте глаза. Представьте себе тёмное, ночное небо.. А теперь появилась одна звёздочка, вторая, третья… Расслабьтесь, откройте глаза. Желаю всем успешной сдачи экзамена. Подходите и тяните билеты.
     Это была та группа, которая интересовалась учёбой. Хорошая, сплочённая группа – взрослые люди, работающие на разных предприятиях, из разных городов.

     Отвечала третья студентка. Она честно рассказала всё, что знала по своему билету, слово в слово по конспекту лекций.
     Елена Владимировна задала дополнительный вопрос. Студентка ответила и попросила дрожащим голосом:
     - Не мучайте меня больше..
     - Хорошо. Последний вопрос: что такое хеджирование?
     Вопрос, что называется, на засыпку. Тем не менее ответ был правильным, и преподаватель вывела в зачётке «отлично».


*   *   *
    
     В институте закончилась зимняя сессия. Елена Владимировна принимала экзамены у студентов-очников. Теперь всех распустили на каникулы.


Рецензии
Спасибо большое!
Удачи Вам!
С уважением,

Беларуски Куток   08.12.2012 08:17     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! И Вам удачи!

Алена Полоцкая   05.03.2013 11:52   Заявить о нарушении