Отрекокося

ОТРЕКОКОСЯ

В советские годы церковь была не в пример целомудреннее и честнее, чем теперь. И когда мне говорят, что тогда священники поголовно прислуживали спецслужбам, я говорю: не знаю, за руку не хватал. Зато все священники той поры, кого я знал, были скромными, грамотными, целостностными личностями.
Это были люди, сохранившие церковь. На своих плечах они вынесли гонения, они без раздумий шли за Христа на каторгу и под пули комендантского взвода.
Вот волшебство русского языка! «За Христа»… Понятно ведь, что в февральскую ночь тридцать седьмого года чекисты пришли в домик соборного иерея отца Петра Слюсарева забирать его только за то, что в священнике жил Христос."Дурак, - сказал батюшке старший, - сними рясу и крест - и никто тебя не тронет". Арестовать чекисты пришли Христа, но поскольку самого Спасителя взять не могли, то «за Христа» увели преподобного Петра.
Мне видится, что «за Христа», ради спасения церкви, священники шли на заведомое унижение, уничижение даже, соглашаясь сотрудничать с КГБ. Это был единственный путь сохранить лампадку веры. И священникам советской поры было не в пример труднее, чем тем, кто ушёл за границу, кто служил в русской православной церкви за рубежом.
Всякий верующий ( да и атеист тоже) видел в те годы в батюшке именно образ земного Христа. Священник был мерилом чести, тем, за кем оставалось последнее слово. С ним соразмеряли собственные поступки и мысли.
Церковь выдержала испытание гонениями.
Она сломалась под тяжестью благополучия.
Положа руку на сердце, скажите- кто из окружающих вас священников живёт нынче подобно Христу? Кому вы можете открыть сокровенное?
Боюсь, что нет таких священников нынче. Почти нет. А те, кто есть, по-прежнему терпят гонения, теперь уже и от церковных властей. Именно потому, что похожи на Христа.
Христос – вот главный упрёк нынешнему клиру. Уже верующие смирились с тем, что батюшки нынче совсем слились с мирской властью. Иначе как объяснить их участие в разных светских планерках и семинарах?
На селе батюшка прочно занял место бывшего партийного секретаря. Причём – с теми же привилегиями и полномочиями. Он теперь и на поле учит комбайнеров, и в школе указует педагогам, и на спортивной площадке помогает укреплять плоть.
Плоть. Вот главное слово, вытеснившее из нынешней церкви веру. Именно плоть архиерея возит по епархии чёрный лимузин. Мне говорят – время такое – все ездят. Архиерею сам Бог велел.
В том то и дело, что не велел. Во времена Христа у того же Ирода Антипы выезд был золотой каретой в двадцать четыре лошади. Да и первосвященники иудейские перемещались с удобствами. Уж не говорю о прокураторах, которых охрана вообще на руках носила.
А Иисус ходил пешком и босой. Потому что нищей и босой была его паства.
А теперь скажите – разве не осталось вокруг людей обездоленных? Разве все мы не пребываем в духовной жажде, в жажде духа? И кто её утолит?
Уж никак не крепкие плотью священнослужители. И не духу они служат, а собственным особнякам, машинам и статусу партийных секретарей. И можно ли представить себе нынешнего батюшку, способного пойти по этапу за веру? Недавно один знакомый бомж, глядя, как священники благочиния чинно втягивались в здание районной администрации, с горечью сказал : если им сейчас прикажут снять к вечеру все кресты с куполов - они к обеду управятся.
И ясно, что в бомже этом Христа намного больше, чем в земных божьих слугах. Уже потому, хотя бы, что бомж жизненным благополучием заплатил за свои грехи. И потому ещё, что бомж хорошо видит бедствия страны, которые церковь нынче только усугубляет.
Нынче нет пастыря, кому можно нести исповедь. Духовная пустота опустилась на Русь, и заполнили её до краёв все смертные грехи. И я грешен, возможно – больше других.
Утешение и спасение ищу только в самом страдающем Христе. Ибо быть распятым за Христа теперь дураков нет.


Рецензии